image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Терпимость или толерантность?

«Люби грешника, но ненавидь грех» — таков принцип христианской терпимости. «Уважай заблуждения и извращения окружающих, тогда и ты получишь в ответ уважение своих заблуждений и извращений» — таков принцип толерантности


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39) — так ответил Христос на вопрос «какая заповедь наибольшая». И в другом месте сказал Он: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37).

Почему так важно любить Господа даже больше чем своих родных и близких? Почему заповедь о любви к Богу является важнейшей? Разве недостаточно просто любить ближнего?

Христианство отвечает: нет, не достаточно. «Любовь к ближнему без любви к Богу есть растение без корней». Именно такую любовь нам предлагает суетный мир. Гуманизм, главный архитектор современного общества, возвел на высший пьедестал человека, возвеличив тем самым его эгоистичное начало. Когда для мира высшей ценностью является человек, а не Бог, тогда в этом мире нет ничего абсолютного, ничего всеценного, тогда все относительно, все преходяще. Если человек является мерой всех вещей, тогда нет никакой абсолютной, высшей истины, никаких абсолютных ценностей, для каждого они свои. Тогда размываются нравственные границы, границы между добром и злом. Сами понятия «добро» и «зло» становятся относительными и ничего не значащими.

Одним из высших проявлений гуманизма является толерантность, которая все настойчивее и настойчивее навязывается сейчас нам под видом терпимости. Терпимость это понятие, которое возникло в христианской среде. Оно основано на подражании Богу, Его долготерпении к нам. Толерантность – понятие, возникшее в либеральных кругах светского общества, не имеющее ничего общего с христианским пониманием терпимости. В его основе лежит безразличие к греху. «Люби грешника, но ненавидь грех» — таков принцип христианской терпимости. «Уважай заблуждения и извращения окружающих, тогда и ты получишь в ответ уважение своих заблуждений и извращений» — таков принцип толерантности.

Происходит тонкая подмена. Принцип уважения личности софистически переносится сначала на взгляды личности, а потом и на ее заблуждения. Люди, которые пассивны к греху в своем сердце, пассивно относятся и к оценке окружающей их действительности. Но иное отношение ко греху засвидетельствовано подвигами многих ведомых и безвестных чад православной церкви, пострадавших за правду.

Одним из них является священномученик Виктор (Моригеровский), память которого мы сегодня отмечаем. Священническое служение выпало на его долю, пожалуй, в самые тяжелые и страшные годы в истории России. Среди бедствий, страданий гражданской войны и репрессий, звучал его самоотверженный призыв к прекращению распри и к братолюбию. Не сломила его и чреда бесконечных тюремных заключений. Он не боялся обличать в своих проповедях творившиеся тогда беззакония, за что, по слову Евангелия, пострадал даже до смерти.

7 марта 1938 года он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит. 2:15) — призывает апостол. Обличить – это значит установить диагноз, выявить заболевание, которое требует врачевания. Но будем прежде побеждать грех в себе, дабы не услышать в ответ: «врач, исцели самого себя».


Александр Солонченко, студент 2-го курса (Бакалавриат)
Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на вечерних молитвах 6 марта 2012 года.

12 марта 2012 г.
Источник: МДА