Покров Пресвятой Богородицы
- Главная
- священник Даниил Сысоев
- Проповеди отца Даниила Сысоева
- Покров Пресвятой Богородицы
Поздравляю вас с великим праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Пречистая Богородица покрывает нас своим омофором, своими молитвами, потому что Богородица является Возглавителем Небесной Церкви. Она — Вторая после Христа, и является олицетворением Церкви Небесной и земной, поэтому Она заботится обо всех христианах, здесь находящихся. Как отличить настоящего христианина от того, кто только им притворяется? Настоящий христианин всегда живет, во-первых, жизнью Церкви, а уже во-вторых, другой жизнью. Для него Бог и Его Церковь — на первом месте, а семья и страна – на втором. Это проявляется не в том, что люди забывают о стране или семье (это не по-Божьи), а в том, что, когда возникает выбор между Церковью и семьей или страной, они выбирают Церковь, которая является Невестой Христовой, Телом Христовым – это Царство Божие, явленное на земле.
Если мы всмотримся в сегодняшний образ Покрова Пречистой Богородицы, то увидим, как Церковь Небесная заботится о Церкви земной. Зачастую интересы христианина на земле ограничены, есть люди, которые ходят в храм послушать хорошее пение, получить хорошее настроение. Пусть хор за тебя поет, а священник молится. Такой поход в церковь нисколько не отличается от похода в театр. Человек, который так рассуждает, на самом деле далек от Церкви, такой человек не церковник. В советское время расстреливали, в первую очередь, именно церковников, потому что знали: такой человек ради Церкви на все пойдет. Настоящий церковник отличается тем, что для него важнее всего Всемирная Церковь, как земная, так и Небесная.
Среди так называемых православных есть люди, которые считают, что в определенные приходы ходить можно, а в другие нельзя. Это неправильно. Все храмы Божии по всему миру – наши. Это все — единая Церковь Господа Иисуса Христа, который основал Ее по воле Бога-Отца, силой Святого Духа. Так и образуются секты, от слова сектор – кусочек: «я сюда хожу, а туда не хожу, потому что они неправильные». Я могу ходить в один и тот же храм, потому что он мне нравится, но как только я сказал, что другие приходы плохие, я перестал быть церковником. Интересы христианина не должны оканчиваться только пределами его прихода, у него должны быть интересы всей Православной Церкви по всему миру.
Апостол говорит: «У меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах» (2 Кор. 11:28).
Настоящий христианин заботится обо всех. Гонят христиан в Македонии, он переживает, молится. Если христиане радуются в Греции, то он с ними радуется. Это подход Христов. Христиане также участвуют и в небесной радости. Например, наступает праздник апостола Фомы, у него на Небесах именины, и мы на земле поддерживаем этот праздник. Наступает праздник Сергия Радонежского, у него на Небесах день духовного рождения, его на Небесах поздравляет Господь Бог, и мы на земле присоединяемся к поздравлениям! Возникает единство пространства и времени. Сколько бы ни было святых – все они наши, в какое бы время они ни жили, мы радуемся с ними. Мы живем в едином Царстве Бога, независимом ни от нации, ни от расы, ни от социального положения, ни от пола, ни от времени жизни.
В истории были святые-кочевники, например Авраам. Святые-горожане – это почти все святые апостолы. Есть святые, которые жили при языческих царствах, например, пророк Даниил. Были святые цари и нищие, например, нищий Василий Блаженный и святой царь Константин Великий. Есть святые, которые жили при демократии, например, святитель Тихон, патриарх Московский, он проповедовал Евангелие в демократических США. Святые жили как в фашистских странах, так и в коммунистических.
Господь собирает людей отовсюду, и ни общество, ни строй, ни социальное положение не мешают Его руке собирать людей, и для нас все — свои. Богородица не смотрит: дети у Нее русские, или негры из Центральной Африки. Для Нее все дети – свои. В наши дни целые племена в Африке принимают Православие благодаря чудесам Богородицы. Например, возле горы Килиманджаро была дикая деревня, куда даже воду привозили в цистернах. В 1988 году туда пришел один православный священник проповедовать Евангелие, он помолился Христу и Богородице, и, по его молитвам, на том самом месте забил из земли огромный чистейший водяной поток. И в результате все это племя приняло Православие и было крещено прямо в этом потоке. Сейчас в этой деревне стоит православный храм.
В XIX веке многие алтайцы приходили креститься к отцу Макарию Глухареву, потому что они видели Хозяйку Алтая (как после оказалось, они Ее узнавали на иконе Богородицы), которая их отправляла к миссионеру и приказывала делать все, что он велит. У Богородицы нет пасынков, у Нее все — детки. И такой же подход должен быть и у нас: мы должны преодолеть ненавистную рознь мира сего, потому что на Небесах нет такого разделения, и на земле должно быть так же.
Мы должны помогать всем. Кто такая Богородица? По плоти Она, конечно же, еврейка. Но кто скажет, что Она только евреям помогает? Она своя для нас, она своя для христиан. Праздник Покрова нам напоминает, что для Бога не важно, кто ты по нации, или по происхождению, по социальному статусу, а важно, чтобы ты был православным христианином, любящим Бога и любящим ближних своих. Потому что, кто не любит ближних, тот и Бога любить не может. И Богородица нас учит: как мы собираемся на Небесах, так и здесь собирайтесь все вместе в единое Тело Христово, которое преодолевает все различия. Эта новость сейчас утрачена, дьявол пытается сбить нас с пути истинного. Мы должны молиться за всю Вселенскую Церковь, и за каждого из наших братьев. И во имя этого великого братства преодолевать ненавистную рознь.
Мы должны учиться миру, Господь говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Учитесь примирению, учитесь вселенскому мышлению. Пускай мы будем церковниками, Бог и Его Церковь для нас будут на первом месте, а все остальное — на втором. Вот тогда покров Царицы Небесной нас защитит, а иначе нам тоже придется чувствовать покров Царицы Небесной, но с другой стороны. Праздник Покрова связан с тем, что одних Царица Небесная покрыла, а других Она отогнала своим омофором. Она утопила корабли варваров-славян, сокрушила арабов-мусульман, таким образом, Богородица – Грозная Владычица.
Если мы перестанем быть церковниками, то почувствуем Покров Царицы Небесной с другой стороны, как почувствовали его арабы и авары, славяне и мусульмане, как почувствовали его французы в России. Если мы останемся церковниками, то Господь Милостивый молитвами Царицы Небесной введет нас ряды Небесной Церкви. Мы там будем торжествовать, но не бездельничать. Небесная Церковь не почивает на лаврах, хотя почивает в покое Бога. Она заботится обо всех Церквах, ангелы Божии обходят все границы мира, поддерживая христиан. И Богородица на Небесах почти не бывает, Она все время на земле, заботится обо всех христианах. И как знак этой заботы Церковь установила на всенощной во время пения: «Честнейшая Херувим…», совершать каждение. Это каждение совершается перед невидимо ходящей Богородицей, которая следит за всеми христианами и смотрит, поют ли ей гимн, или летают в своих мыслях христиане. И если поют, как не раз было замечено многими старцами на Афоне, то Она вручает им невидимую золотую монету – как знак награды.
Смотрите и помните, что Царица Небесная с нами, Она не далеко, подбегайте под Ее покров, и пусть милость Бога будет со всеми вами!
Храни вас всех Господь!