священник Даниил Сысоев. О мести
- Главная
- священник Даниил Сысоев
- Публикации отца Даниила Сысоева
- священник Даниил Сысоев. О мести
Священник Даниил Сысоев. О мести
Бог – Мститель и Судья
«Если же не Бог награждает и наказывает, то значит Он и не Господь, и не Царь, и не Судья…».
«Приходит к такому пастырю [который неправильно учит, что Бог только любовь, а не Бог-отмщения] человек и говорит ему: «меня обидели несправедливо и подло, и я хочу отомстить». Гуманист говорит ему: «нельзя мстить, ведь апостол сказал: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Рим.12,19)» Человек успокаивается, передает свое дело в руки Божии и слышит на проповеди через минуту: «не думайте, что Бог кому-то мстит, кому-то наказывает. Он любовь и только любовь. Он всех жалеет и потому представление об Его справедливости ложно». Разве не поймет такой обиженный, что его просто обманули? Разве не подтолкнет его это к греховной мести? Так проповедь лжелюбви прямо порождает злобу».
Священник Даниил Сысоев. Спасутся ли некрещёные? М., 2014. С.35, 50
«Что это [Великая Отечественная Война], как не месть Бога, сказавшего: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19)? И то, что война закончилась победой СССР, тоже дело Бога. Он наказал, Он и пощадил».
Священник Даниил Сысоев. Гражданин неба. М., 2012
«У Бога есть два типа управления миром. Первый тип – справедливость. По этому принципу Бог воздает каждому за дела его. Второй вид управления, когда Бог милует кающегося».
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
«Итак, наступает тот день, когда явится пламенеющая ярость гнева Божия, когда абсолютная правда Божия явится во всей вселенной и «воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 27). Действительно, великий день гнева приближается и к нему нужно готовиться, служа Богу со страхом, радуясь перед Ним с трепетом, почитая Сына и слушаясь научения Божия, чтобы во время этой ярости оказаться блаженным».
«Бог творит «суд обидимым» (Пс. 145, 7), что Он великий Судия вселенной. Существуют разные проявления одной и той же Божественной природы. Бог правосуден и милостив одновременно.
Следует молиться Господу: «Боже, соверши Свой суд». Приведу простой пример. Мы пришли в суд с исковым заявлением: «Тот-то и тот-то человек меня ограбил на столько-то». Мы же не говорим: «Прошу суд посадить его на пятнадцать лет». Мы этого не пишем в исковом заявлении, а только просим принять дело к рассмотрению. Решение же лежит на судье. Так вот и вы извольте не диктовать Богу Его приговоры. Причем, замечу, ни в какую сторону. Он Судья, Он определяет меру наказания или прощения. Желать кому-то кары нехорошо, но если человек не обращается к Богу и при этом обижается, он сам себя духовно травмирует. А нужно лишь передать дело на суд Бога и успокоиться. Возможно, даже и суд-то не понадобится. Обидчик исправится и изменится, вор вернет украденное. Слава Богу, отличный, великолепный исход».
Священник Даниил Сысоев. Толкование на псалмы. М., 2015
О справедливости и прощении
«За всякое преступление полагается наказание, из-под которого человек может спастись, лишь прибежав под кров Распятого Господа. Адам решил оправдаться сам, своими силами, и захотел укрыться в только что построенной им в своем сердце тюрьме. Если бы он тотчас же покаялся, то был бы прощен, и история мира пошла бы другой дорогой, но этого не произошло».
Священник Даниил Сысоев. Летопись начала. М., 2011
«Говорят: «Этот человек справедливый!» Но до какого момента? Пока эта «справедливость» лично его не коснется. Есть такой современный анекдот: «Судьи бывают трех видов: порядочные, непорядочные и мерзавцы. Порядочные — это те, которые берут взятки и выносят приговор, то есть соблюдают порядок. Непорядочные взяток не берут. Мерзавцы берут взятки и поступают по-своему». Это к вопросу о том, что такое порядочность. Когда в порядке вещей брать взятки, понятно, что человек будет поступать порядочно — со своей точки зрения. Поэтому, если вам говорят, что человек поступает порядочно, надо спросить: «А какого конкретно порядка он придерживается?»».
«Почему любви не хватает? А потому что любви мы предпочитаем что-то другое. Как часто случается, что, выбирая между любовью и справедливостью, человек говорит: «Я за свою справедливость!» А любовь говорит: «Ну что ж, я улетела!» И человек остается со своей голой правдой».
«Но апостол говорит: «Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением» (2 Кор. 2; 1), другими словами: «Я не хочу прийти и опять устроить у вас судилище. Я не радуюсь: мне не нравится вас ругать, не нравится вас судить. Да, я имею такую власть, и я применяю ее без всякого стеснения там, где это необходимо, но применяю со скорбью. Потому что лучше бы мне награждать христиан, чем наказывать, лучше мне проявлять любовь Господню к вам, чем проявлять к вам Божию справедливость»».
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
«Идет, например, несправедливый суд. Собрали лжесвидетельские показания и хотят тебя обобрать. Просто пытаются лишить тебя всего имущества или детей. Или, скажем, хотят посадить в тюрьму. Что делать? Разговоры о всепрощении будут в данном случае просто неуместным пустословием. В такой ситуации дело нужно передать Богу.
Приведу конкретный пример. Моего знакомого, в порядке личной мести, пытался посадить полицейский, обвинив в употреблении наркотиков. Вы знаете, как аккуратно и легко это делается: подбросили дозу, и гуляй по этапу. Причем речь шла не о наркозависимом. Понятно, что наркоман получает по заслугам. Он сам часто подкидывал дозу, значит, к нему просто вернулась справедливость Бога. Тут же шла речь о совершенно невиновном человеке. Он пришел ко мне и спросил: «Что делать?» Мы помолились перед Крестом, и я посоветовал ему прочитать акафист Николаю Угоднику. Так вот, на следующий день был суд, и дело мгновенно развалилось, а потом этот полицейский заболел».
«Бывают просто очевидные и типичные ситуации. С формальной точки зрения никто перед Богом не прав, но на земном суде бывают правые и виноватые. Иначе бы судебная система просто не работала. Говорится, что в конфликте всегда виноваты две стороны. Когда две, а когда и одна. А бывает, что обе стороны виноваты, но одна на восемьдесят процентов, а другая на двадцать. Я говорю это к тому, что мы часто забываем, что Бог восстанавливает справедливость».
«Известно, что люди, несправедливо судящие, «удостаиваются» от Бога «особого посещения»: они могут, например, тяжело заболеть, потому что грех неправедного суда вопиет к Небу об отмщении. Любой судья обязан судить по Божьему закону, максимально справедливо и независимо от обстоятельств».
«И Давид, опираясь на реального Бога, говорит: «Услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142, 1–2). Господи, услышь меня в Твоей праведности, в Твоем милосердии. Иоанн Златоуст так понимает это место: «У людей обычно справедливость – это нечто противоположное милосердию, а в христианстве милость и истина встретились». Справедливость Бога одновременно является и милостью Божией. Бог оценивает человека полностью, знает его слабость и немощь, знает в человеке все. Поэтому Божия справедливость – милостива».
Священник Даниил Сысоев. Толкование на псалмы. М., 2015
«И люди, удалившиеся от Бога, стали разлагаться и распадаться, и эти губительные процессы продолжаются до сих пор. Если бы Бог был только справедлив, то Он бы сказал: «Я вас предупреждал, вы сами выбрали, что хотели, то и получите».
Но наш Бог есть Бог милосердия и щедрости, Его любовь превосходит всякое воображение. И за своих врагов, кто выступал против Него, кто был не в мире с Ним, кто сражался против Него, кто хамил Богу и со всяким усердием нарушал все Его заповеди и продолжает это делать до сих пор, вот за них Бог посылает Сына Своего в мир».
«Если случился неправедный суд, то нужно прочитать акафист Николаю Угоднику, и все решится справедливо, после акафиста святителю Николаю происходят внезапные изменения — то заболеет судья, то состав суда поменяется. До сих пор происходят примеры бесчисленных исцелений от мощей святителя Николая».
«Человек, который хочет жесткости и справедливости, и по отношению к себе от Господа получит такую же жесткость. Когда мы пребываем в жестоком сердце, то нужно вспомнить, сколько нам Господь простил».
Священник Даниил Сысоев. Уроки святости. М., 2011
«Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда» (3. 16). Посмотрев на суд Божий, царь Соломон возвращается к этому миру. Есть люди-правдоискатели, которые ищут правды на земле, например, правозащитники, которые отстаивают «права человека», надеясь, что они найдут правду на земле. Но царь Соломон без всякой пощады говорит: нет, ничего не получится, на земле правду не найдете, там — беззаконие, неправда. На земле на месте суда — только беззаконие, именно в судах нарушается закон, и мы с вами знаем это, а особенно хорошо это знают те, кто работает в юридической сфере. Где должно быть место правды? В милиции, в прокураторе, у адвокатов, у судей, у правительств. А там — неправда.
Священник Даниил Сысоев. Книга, отрезвляющая человека. Толкование Книги Екклесиаста. М., 2013
Можно ли мстить?
Возьмем другой пример: возник некий конфликт, в котором вас обидели и вам очень хочется отомстить. Душевным людям это кажется нормальным: любой фильм возьмите — и увидите там человека, взявшего пулемет и мстящего обидчикам… Какова же задача духовного человека? Он в праве лишь сказать: только Бог может мстить.
«Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12; 19).
Церковь не просто говорит, что мстить вообще никому не надо. Она утверждает: право судить, право мстить принадлежит исключительно Богу! Людям же на то права не дано! Бог — Судья!
Но что же должны делать люди, если их обидели? А ответ прост: «Любите врагов ваших» (Мф. 5; 44).
«Святой Златоуст говорит, что, когда мы совершаем добродетельные поступки, мы должны их совершать, опираясь не на других людей, а на самих себя. Вот если ты будешь воздавать злом за зло и руганью за ругань, то ты пользы себе не принесешь. А если другой человек будет пользоваться тем, что ты на злодейство злом не отвечаешь, то не твоя вина в этом.
Он виноват, и он получит возмездие от Бога, Который сказал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12; 19).
…Давно известно, что если скандалом на скандал отвечаешь, ничего кроме скандала в результате не получаешь».
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
«Некоторые люди, попавшие в беду, сначала начинают думать, как бы из нее вырваться, но уже вторая их мысль – как бы отомстить своим обидчикам. Царь Давид поступал не так, он с рассвета стремится к Богу, хотя пребывает в изгнании и практически в безнадежном положении».
«Нужно иметь в виду, что есть такие явления, о которых не нам судить, поскольку мы не можем пробиться в глубину сердца. Мы можем и должны судить о злодействе, молиться Богу, чтобы злодейство было наказано, уничтожено, а еще лучше, чтобы злодеи раскаялись и вернулись с темного пути. Но при этом мы должны помнить, что если нам хочется мести, она может быть реализована, но не нами. Поэтому если вас кто-то страшно оскорбил и не хочет в этом раскаиваться, помните слова Господа: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12, 19).
Обидчик получит полное и справедливое воздаяние. Другое дело, как и когда это произойдет. Естественно, мы молимся, чтобы Господь и такого человека привел к покаянию, но покаяние в обязательном порядке включает не просто изменение, а просьбу прощения у обиженного. Обидчик не раскаялся, если он не попросит прощения у обиженного, без этого просто не может быть принято покаяние человека, который сознательно оскорблял другого.
Священник, например, не имеет права читать разрешительную молитву над человеком, который ограбил, до тех пор, пока тот не вернет украденное. Точно так же обидчик не получит прощения на Таинстве Исповеди, пока не попросит прощения у обиженного. Это обязательное условие покаяния. Всякие попытки обидчиков как-то тайно прокрасться на Исповедь и покаяться – самообман, так как Бог не примет их покаяния, это проверяется экспериментально».
«Если тебя несправедливо обидели, ты можешь прибежать к Богу, и Он заступится за тебя. Очень часто, если человек подает апелляцию Богу, наказание приходит уже в этой жизни. Обиженные просто не подают апелляций. А нужно прийти к Господу и пожаловаться. Прощать же можно лишь тогда, когда у тебя просят прощения. Как простить, если у тебя прощения не просят? Злобиться не надо, но если тебя обидели и ты хочешь возмездия, передай обидчика Богу. Не говори, что не надо возмездия и справедливости, а просто передай Господу – пусть Он разбирается Сам»
«Нужно прощать все, в чем у тебя просят прощения. Господь прямо сказал, что прощать нужно «до седмижды семидесяти раз» на дню (Мф. 18, 22)».
«Конец гнева Божия для верующих наступил на Голгофе, когда Господь Сам выпил всю чашу Божия гнева. С момента смерти Христа наступила эра милосердия, в которой людям прощаются все грехи».
««Творящаго суд обидимым» (Пс. 145, 7). Бог творит справедливый суд тем, кого обижают. Что понимается здесь под судом? Господь творит правосудие, выступает как верховный арбитражный Судья, как третейский Судья между обидчиком и обиженным. Господь не оставляет без наказания обижающего и не оставит беззащитным обиженного, если тот прибежит к Нему».
«Воздавать за зло – суверенное право Бога. «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19)».
Священник Даниил Сысоев. Толкование на псалмы. М., 2015
О земном наследстве
«Начинаются, например, дела из-за наследства. Тут возникает вопрос: что делать с этим наследством, нужно ли бороться за него? Если по закону оно вам принадлежит — хорошо! Принадлежит — и слава Богу. Бумаги оформляем, и что государство сказало — то и делаем. Но при этом сердцем к этому не привязываемся. Точка. Даже думать об это не надо! Но если дело спорное? И бывают споры совершенно жуткие! Особенно важны дела о наследстве бывают для семейных людей, которые, естественно, обязаны заботиться о детях и близких… Но, даже заботясь о детях, не следует думать о получении наследства любой ценой. О другом мыслить надо! По-духовному следовало бы думать: «Да, я это делаю, потому что нужно сделать. А получу, не получу — не знаю, может, я помру завтра… Всё — как Бог даст!»
Бывает и так: начинает человек фантазировать: «Сейчас получу/куплю квартиру новую… А какие у меня там обои будут?.. А мебель вот так стоять будет…» Человек ломает голову, на человека бессонница нападает: «А такие ли мы обои поклеили? Финскую или румынскую сантехнику поставить?..» И так далее. Только об этом и думает. А тут первое, о чем нужно вспомнить: «Мы здесь, на земле — странники-пришельцы». Объективно: надолго ли мы в эту квартиру? Нет! Мы — «в гостиницу»! Ну хорошую, красивую… но гостиницу. Сделали — и забыли!»
Появляется обида на какого-то человека — как же его простить? А если подумать: «Я, конечно, могу его не простить, но ведь и меня на Страшном Суде могут не простить… Мне-то, оттого что я на него обижаюсь, разве легче будет? Только хуже…» Нужно работать сразу по каждой проблеме, переносить всё на другой уровень, вводить новое — духовное — измерение, «четвертый, пятый этаж». И так — работать постоянно! Тогда Дух Божий всё больше и больше будет раскрывать нам тайны Божии. И этому надо учиться».
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
Нельзя Причащаться и молится не простив обидчиков
«Человек заблуждается и впадает в прелесть… от гордости или же небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков».
Священник Даниил Сысоев. Диакон Георгий Максимов. Как часто нужно причащаться? М., 2012. С.82
«Если вы не простили обиду, то к молитве приступать нельзя и такая молитва вменится во грех».
Священник Даниил Сысоев. Как наследовать жизнь вечную? М., 2014. С.178
«У меня неоднократно бывали случаи, когда человек приходил и говорил: «Батюшка, я хочу причаститься». А я отвечал: «Я не допущу тебя до Причастия». Чаще всего это было связано с тем, что человек не прощает обиду. «Ну как же? Я ведь готовился!» Но что это за подготовка? Если бы готовился, то простил бы. Говорит: «Я же три дня постился и всё правило вычитал!» Отвечаю: «Ты бы лучше ни дня не постился, да с обидчиком помирился!»».
«Поэтому и говорит молитвословие: «Первее примирися тя опечалившим», что в переводе на русский значит: «Сначала помирись с тем, кто тебя опечалил». Про тех, кого ты опечалил, даже и не говорится. Предполагается, что если ты кого-то опечалил, то и молитвы не имеешь права начинать. Но если ты не прощаешь обиды, о каком Причастии и молитве может идти речь?»
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
Христианина невозможно обидеть
«Христианина невозможно обидеть. Смиренный человек, который не обращает внимание на то, что о нем другие думают, плохого ли, хорошего ли, — он абсолютно свободен. Ну, как его обидеть? Возможно ли?»
«Вся суть христианства сводится к Христу, к личности Христа. Именно поэтому такие парадоксальные заповеди дает Евангелие, например: тому, кто вас оскорбил, подставьте другую щеку. Скандальная заповедь, безусловно, она была скандальной всегда»
Священник Даниил Сысоев. Огласительные беседы. М., 2014. С.271-272, 275
«Обидели? Помирись. Если человек попросил прощения, прости. Если ты был неправ, то сам попроси прощения. Чтобы зла не держать, чтобы зло не распространялось!
Поэтому мы должны праздновать не в закваске зла и низости, но «с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5; 8)».
«И апостол говорит: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1 Кор. 6; 7—8).
…Здесь апостол выступает прямо против логики мира сего. Сейчас у нас говорят: «Вот ты на полпальчика позволишь поступить против тебя — и тебя растопчут, с землей сравняют!» Апостол говорит: «Да лучше потерпите». Есть суд, но есть судья, как гласит еврейская поговорка. По одной из версий, эту фразу Христос написал, и евреям стало не очень-то хорошо. Поэтому когда хочешь кого-то судить, вспомни, что есть Судья над тобой. И если ты хочешь быть нормальным христианином, то лучше потерпи, даже если тебя обидели».
«Некоторые говорят: «Но если меня обидят, как же мне это вынести?» Терпел и Елисей, терпел Моисей, терпел Илья, потерплю и я. Без терпения нет спасения. Потерпите обиду — Господь вам за это воздаст, наградит и в этом мире, и в будущем».
«Надутость, надменность, обидчивость — это то, что разрушает любовь, то, что ей противоположно, то, что разрушает и приходы, и общества, и семьи, и всё остальное на свете!»
«Апостол Павел был великодушным. Иные могут терпеть внешне, а внутри злобиться. Павел же терпел оскорбления — и забывал их. Бог всем судья. Поистине алмазная душа у Павла. Алмазной душе свойственно, когда повсюду огорчают и уязвляют, не только благодушно переносить это, но и желать добра обидчикам».
Священник Даниил Сысоев. Беседы на Первое и Второе послания апостола Павла к коринфянам. В 12-ти частях. М., 2014
Евангелие говорит о силе Божественного правосудия
«Евангелие… говорит о силе Бога Всемогущего, силе Божественной любви, силе Божественной справедливости, силе Божественного милосердия и силе Божественного правосудия. Чтобы мы поняли, что наша задача ― стать не просто высокоморальными людьми, а что наша задача — стать детьми Божиими, теми детьми, которые идут к Своему Отцу за пределы Вселенной».
Священник Даниил Сысоев. Проповеди. М., 2012
Нужно судить только себя, а не других
«Церковь дает нам возможность себя самих проверить и себя судить, максимально честно, прося Бога о честности. Как говорит апостол Павел, если бы мы сами себя судили, мы не были бы осуждены с миром: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 32). Мерилом является книга Священное Писание Ветхого и Нового Завета – Библия».
Священник Даниил Сысоев. Проповеди. М., 2012
«Во всяком потомке Адама звучит голос Творца, даже если его стараются не слышать. И откуда ты знаешь, что именно сейчас этот голос не заставил даже бывшего искреннего атеиста вернуться к Господину рассвета? Почему ты все свидетельства перетолковываешь против обвиняемого (на минуту предположим, будто ты имеешь право суда)? Ведь и в обычном суде действует презумпция невиновности, а в этом вопросе ты почему-то исходишь из противоположной посылки. Да и кто тебе дал право судить о том, чего ты не знаешь и знать не можешь?»
Священник Даниил Сысоев. Почему ты еще не крещен? М., 2011