Поездка в Тайланд. Разведка. Март, 2010
- Главная
- Православная миссия
- Дневники миссионеров
- Поездка в Тайланд. Разведка. Март, 2010
Я отправился в Тайланд с целью изучения ситуации с христианскими конфессиями. Поехал без подготовки, т.к. не имел на нее времени, да и характер у меня такой, что многое делаю по-ходу, без подготовки, надеясь на Господа и на свое периодическое умение быстро адаптироваться к ситуации
Я отправился в Тайланд с целью изучения ситуации с христианскими конфессиями. Поехал без подготовки, т.к. не имел на нее времени, да и характер у меня такой, что многое делаю по-ходу, без подготовки, надеясь на Господа и на свое периодическое умение быстро адаптироваться к ситуации. Возможно, в ряде дел, это не правильно, но в делах миссии ситуация складывается зачастую так, как и не предполагаешь и потраченное время на подготовку может и не пригодиться. Хотя, безусловно, если есть время, необходимо готовиться и изучать.
Поэтому моя якобы миссия превратилась в обучение, что, конечно же, тоже хорошо. Вообще самое лучшее обучение миссии — это практика в реальных условиях. В Тае условия следующие: языковой барьер серьезный, запрещено плохо отзываться о буддизме, отсутствие переводчика, с которым можно было бы работать с народом, специфический менталитет и культура, люди внешне показывают, что у них все хорошо и не зачем тревожится, улыбаются тебе и могут слушать, но реального интереса за этим зачастую нет. Многих девушек в Тае интересует выйти замуж за иностранца, особенно за белого, это считается выше, статуснее… да и, как мне сказали, 40-50% мужчин бисексуалы и женской половине тяжело из-за этого, ну а мужчин понятно, что интересует, зароботок денег, создание хороших условий для жизни… Вообще, условия для жизни здесь вполне комфортные, можно не особо работать, чтобы выжить. Тепло всегда, так что от холода не умрешь, ну и фрукты растут и овощи… многие что-то продают везде, так что часть населения живет вообще в «бумажных» домиках.
День 1. Перелет был 8 часов, а не 11, как я думал, но т.к. поспать не удалось, то состояние было одуревшее. Из аэропорта взял такси и благополучно доехал до храма святителя Николая в Бангкоке, у которого меня и встретил архимандрит Олег, основоположник Православия в Тайланде.
Он и сообщил мне, что ситуация не из легких, с переводчиком тоже проблемы, найти не могут, и к кому я поеду, пока не понятно. Но ободрил, что что-нибудь придумаем. Вечером я познакомился с о.Серафимом, это монах, но не иеромонах. Постная вечерняя служба была вся по чину, на ней было 4 человека в уютном маленьком храме, о.Олег, о.Серафим, я и Николай, это таец из мусульманской семьи, которого отец палкой заставляет ходить в мечеть и реально бьет его, если тот сопротивляется. Николай, такое имя получил он в крещении, подчиняется злой воле отца. С ним разговаривали и Ю.Максимов писал ему подробное письмо, но, как он мне сказал, ему очень тяжело это усвоить. Я начал говорить с ним по английски и показал ему ссылки на как бы противоречия в Писании, 5ю заповедь и Лк.13.16 «Кто не возненавидит отца своего и матерь свою и…. не может быть моим учеником»… там была Библия на 2х языках с параллельными переводами, и Николай прочитав это, кивнул, что понял, сказал угу и попытался сам трактовать это. Я говорил ему, что этот выбор между отцом и Богом должен сделать он сам и что побои за веру получали большинство, начиная с пророков, продолжая ярчайшим примером крестных страданий Спасителя, продолжая одиннадцатью апостолами, которых умертвили и всеми мученниками. Показал ему ссылку на девятую заповедь блажентства из Мф.5… «Блаженны вы, когда вас будут гнать и поносить, и всячески неправедно злословить за имя Мое, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас». Он также отреагировал и рассказал мне, что решил стать монахом, когда закончит образование и уехать от родителей, что решил не жениться, что ему порой тяжело дается образования. Он так и сказал, «айм стьюпид».
Далее обсудили мою деятельность и решили, что на след. день я поеду с о.Серафимом на его работу. Он преподает стрельбу из оружия. В этом центре есть несколько христиан, протестантов, католиков. На том и порешили.
День 2. Проснулся очень тяжко, по московскому в 4 утра. Слопав пару вкусных фруктиков поехали с о.Серафимом к нему на работу. Немного пройдя пешком, сели в автобус с кондиционером. Состояние, конечно, оставляло желать лучшего, но о.Серафим не давал мне уснуть, постоянно пополняя мой пустоватый багаж информацией о Тае, менталитете людей, культурных особенностях, плюсах этой страны, трудностях проповеди. Иногда мы углублялись как бы в споры об истине, но затем быстро переключались. Ехали около часа, трудновато передвигаться по бангкоку на машине в час пик. Наконец, пришли к нему в офис, он находится ближе к окраине города, при здоровом по площади месте, отведенном под различного рода стрельбищные площадки. Есть площадки на улице, есть в помещении. Есть место типа гольф-поля для стрельбы по керамическим тарелкам. Провел меня о.Серафим, показал всю эти замечательные площадки… кстати, оружия там гремят будь здоров как. Далее мы пришли в зал для стрельбы из детских пукалок на расстоянии 10 метров. Там он мне показал маму с дочкой, которые называют себя христианами, но ещё не были крещены. Он познакомил меня с мамой, сказав, что это этот молодой человек из Москвы, приехал в Тай с целью узнать людей, пообщаться по поводу религии и веры в Иисуса Христа. Мне, конечно, не очень нравится, когда вот так меня подводят к человеку мол типа давай, проповедуй, как будто этот человек только этого и ждет, может он сейчас совсем не настроен дискутировать… ну я сел рядом, искренне улыбнулся, всегда стараюсь это делать, потому что у каждого человека можно отыскать интересные стороны для общения, пусть и не надолго… и мы начали пробовать общаться как бы про между прочим, какой я раз в Тае, когда обратно и т.д. я поинтересовался её дочерью, она мне рассказала что она щас временно учится в Бангкоке, в мае они уедут к себе домой в Чанмай, там у неё муж, который раньше был буддистом, но потом стал христианином, что они тоже христианки… Сразу скажу, что половину слов я не понимал, тайский английский – это реально тяжело, даже для мастеров. Я спросил крещены ли они, она ответила, что нет. Тогда я стал пытаться аккуратно объяснить необходимость крещения. Я спросил, «что с Вами будет, когда Вы умрете?», нисколько не смутившись, она ответила мне, «я пойду к Богу, ведь я молюсь Ему», я сказал, что без Крещения Вы не сможете увидеть Его и идти к Нему, т.к. Господь Сам установил такие правила, что только крещеные имеют духовные очи для боговидения, объяснил, что в крещении прощаются все грехи, и сказал, что Вы можете это сделать у о.Олега в Бангкоке, она кивала, внимательно слушала, что на какой-то момент мне показалось, что она об этом помышляет… далее она сказала мне, что не понимает разницы между католиками, протестантами и православными… потом я спросил, «куда она ходит в храм», она ответила, что у себя в Чанмае. Далее выяснилось, что она уже крещена в протестантизме и её муж тоже, но дочь ещё нет… тут до меня дошло, что половину моих слов она вероятно не поняла, так же как и я её… ну и постепенно разговор закончился, но она мне сказала, что её муж с удовольствием со мной подискутирует в Чанмае и познакомит с другими протестантами. Это меня обрадовало, и мы расстались со словами see you.
По приезду домой к о.Олегу, выяснилось, что настоятель совсем не хочет связываться с моей поездкой на север, говоря, что я не готов, и что он не видит результата… Это же обсуждалось и за ужином, но всё-таки до конца он не отказывал… Не знаю, посмотрим, что будет завтра…
День 3. Наконец, выспавшись до 11 утра по местному, я встал и спустился вниз. Отец Олег быстро показал мне завтрак, мюсли с соком и папайя, я умял это также быстро и зашел к нему в кабинет… «Ну что? Поехали на миссию, сказал», — о.Олег, я даже не успел опомниться, как оказался у него в машине. Это был праворульный нисан, как сказал о.Олег, подарок патриарха Кирилла. В общем, залез я на переднее сиденье, и мы поехали. «Куда мы едем, отче?» — попробовал спросить я. «Ну а тебе не всё ли равно? Ты же на миссии». Я даже не взял с собой телефона, очков, фотоаппарата, КПК… Ехали мы порядка 100 км, по пути о.Олег продолжал рассказывать , как всё это организовывалось в Тайланде, о своих ошибках, о том, что Тайцы, когда он их поставил перед фактом, что в Бангкоке будет православный приход восприняли это крайне отрицательно и обиделись. И три года не было особых результатов в получении земли. Ну здесь подробнее читайте книгу «История христианства в Тайланде».
Поехали мы в место, как удалось выяснить по пути, называемое Раттчабури, там строится православный монастырь, меня очень обрадовала мысль посетить это место, учитывая, что по ощущениям дух православия в Тае вообще отсутствует, а тут строящийся монастырь, да ещё и где-то в глубинке. Когда же мы туда приехали, я приятно удивился, увидев полупостроенные здания посреди поля рядом с холмистыми горками с редкими деревьями, похожими на редкую рыжую бороду у молодых ))) Жара была на столько приятна, что я с удовольствием стоял на ней секунд шестьдесят, а потом с таким же удовольствием искал тенек. Порядка пяти рабочих строителей всё это дело строили, слегка покуривая сигаретки. Итак, наполовину построены были храм, дом настоятеля и пять келий для потенциальных монахов. «А кто будет служить здесь, батюшка?» — спросил я, надеясь, что хотя бы один уже есть на примете. «Найдутся…» — ответил о.Олег, вы миссионеры и обратите нам монахов. Отец Олег очень любил присмирить… ну… это наверное, полезно )))
Через целых тридцать тёплых минут мы отправились обратно, попути насладившись тайской постной трапезой с изобилием свежайших морепродуктов, том яма, фруктов и т.д. Вообще пост в Тае, мне кажется, прекрасным, хотя ещё более прекрасный пост с Богом, а когда так, то место не важно… )))
Назад мы ехали ооочень долго из-за пробок. Был какой-то день короля или что-то похожее, не запомнил, так что вернулись почти под вечернюю службу. Далее всё как обычно, ужин, затвор в келье, легкая работка в интернете, несколько звонков по скайпу и спать.
День 4. Утро началось с Соборования, в храме было порядка 12 человек. Далее я попросил разрешения пойти в центр города немного погулять и прикупить сувениров для просящих из Москвы. Не буду подробно описывать ощущения от прогулки по одной из основных улиц Бангкока Силом, но скажу, что весело даже одному )))
Вечером была всенощная под воскресное богослужение, ужин и отбой. Я порядком устал и вырубился достаточно рано. А … ещё посвятил время чтению информации о местном населении, истории христианства в Тайланде и информации о Чанг Мае, в который собрался ехать. В общем суббота был больше релаксный день…
День 5. Воскресная Литургия, в храме порядка 20 человек. Далее совместный завтрак, знакомства, разговоры. Приехал Кирилл , молодой корреспондент журнала «Нескучный сад» под руководством миссионерского отдела РПЦ. Он брал интервью у о.Олега, меня, Владимира, местного помощника по техническим вопросам. Я общался с ним по поводу создания полезной статьи, направленной на привлечение внимания к Православию в Тайланде. Мы сходили с Володей за билетами на поезд. Далее мы сходили на типичный азиатский рынок в Бангкоке и купили к ужину здоровых черных креветок (160 бат за кг), свежих кальмаров (120 бат за кг), кучу овощей и фруктов. У меня уже оставалось мало времени, и я быстро сварганил жаркое из овощей и кальмаров, жареные креветки в масле со специями, чесноком и зеленью, которые подаются на листьях салата, сбрызнутые соевым соусом и лаймом… и отдельно рис. В общем Воскресный день тоже немного релаксный, и теперь я уже в поезде, на пути в Чанг Май. А что случится там, об этом я напишу дальше, если Бог даст и жив буду )))
День 6. При выходе из поезда на вокзале сразу же стояли люди, которые предлагали отели с проспектами, фотками и ценами. Итак, допустим на отель Даунтаун Инн у них была цена 1600 бат, но если обратиться к ним, то скидка 10% и цена становится 1450 бат, не правда ли чудесно… Беру я значит этот проспект, звоню по телефону в этот отель и спрашиваю, есть ли свободные номера и сколько стоит за сутки. Мне называют цену 1000 бат, и тут мне становится ещё чудеснее. Вы бы видели лицо этого милого агента ))) Далее приехав в отель и заселившись в нем и немного отдохнув, нашел через инет протестантские общины в городе и стал прозванивать по ним. Всего их в Чанг Мае порядочно , но не во все дозвонишься, к тому же проблемы с общением и присутствием пасторов на месте, ведь телефоны то городские, но кое где удалось взять и мобильные. Таким образом я договорился с баптистским пастором Брентом, как позже выяснилось канадцем, живущим здесь 6 лет, с секретарём Acts Chritian Church, и в назначенное время я поехал туда. Итак, первое место было Acts Chritian Church, как и положено протестантам, это что-то типа ДК в малоизвестном переулке. На общение со мной вышел таец по имени Нум. Подозрительный взгляд его на меня вполне логичен, что это за турист такой, который называет себя христианином, и что действительно он хочет. Я постарался очень улыбчиво и мило рассказать ему, что очень интересуюсь информацией об их деятельности здесь в Чанг Мае и особенно о миссии, как они привлекают буддистов, сколько у них на собрание приходят, как происходят их собрания и т.д. Отвечал он мне достаточно кратко и без особого желания. Когда же я попросил его организовать мою встречу с их пастором, он сказал, что это трудно, т.к. пастор очень занятой человек. Я задал вопрос: ”Возможно ли сотруднничество в плане обмена опытом по миссионерской деятельности”. Но он ответил, что скорее нет, так как у нас с Вами разные взгляды и понимание Библии. Когда же я рассказал ему про нашу православную общину здесь в Тае, то он не очень радостно это воспринял и отказался взять листовку о православии. Но так как в правилах никогда первым не закрывать дверь, то я обменялся с ним контактами и он рассказал, что пастора можно будет найти в клинике на следующий день после 17.00, на том и разошлись. А, кстати, я попросил Нума показать другие протестантские общины в Чанг Мае на карте и он указал на адвентистов 7го дня, которые были в 300 метров от их здания. Туда то я и направился.
Действительно, прошагав всего 5 минут я попал на территорию общины адвентистов, из комнатки, которая при входе в их помещение для собрания сидели молодые ребята и девушка с музыкальными инструментами. Очень улыбаясь, они сразу же предложили мне войти и сесть, начали расспрашивать меня, кто я, зачем пришел… Я рассказал свои цели и что желаю пообщаться с пастором, они сказали, конечно, он скоро будет, рассказали, что репетируют выступление одному из братьев на день рождения. Когда же я попросил их исполнить что-нибудь из их репертуара, они охотно согласились и сыграли что-то приятно мелодичное на гитаре и двух скрипках, звучало очень прилично, гармонических и мелодических ошибок я не обнаружил, заснял это на камеру. Потом, спустя час, я встретился с Эндрю… кстати, они мне без проблем дали его мобильный. Эндрю, как потом выяснилось, был кореец, не плохо говорящий по английски. Как обычно по плану, я поведал ему о своих целях и огромном интересе к их миссии. Общение на английском было вполне понятным для обоих, в отличие от большинства тайцев, которых трудно понять. Он рассказал, что некоторые у них ходят по улице с листовками, но этого мало, в основном их способ – это христианская школа, в которую ходят и буддисты, друзья обратившихся из буддизма в христианство людей, но это требует от года и выше, чтобы кто-то решил принять христианство. Конечно, фактор родства значительно мешает этому. Люди очень почитают родителей и отказаться от их религии бывает за частую не возможным. Далее мы поговорили с Эндрю о разнице протестантских конфессий. Он начал, разумеется, с почитания субботы и поклонения Богу в этот день, аргументируя 4й заповедью и тем, что именно в субботу Господь почил. Так как я решил вообще в этой поездке никого не опровергать и не разбивать с помощью Писания чью либо веру, то воздержался от спора, а спросил, а какие аргументы, скажем у баптистов и кто прав, и играет ли это роль на пути ко спасению… Он ответил, как отвечают все протестанты почти, что для спасения необходимо верить в Иисуса Христа, впустить его в сердце и доверять ему. Потом я начал рассказывать ему о Православии, он проявил интерес. С удовольствием взял материалы про Православие в Тайланде на тайском языке и основные аспекты на английском, включая рассказ про о.Даниила. Затем я рассказал ему о таинствах внутри православной Церкви и в чем разница между таинствами и просто действиями. Видя его искренний интерес, взял его мэйл и обещал прислать больше ссылок. Приводил ссылки на память в процессе своего рассказа. Потом объяснил ему, что необходимо для спасения с точки зрения Господа Бога, приводя ссылки из Писания. Что у православных нет своего мнения о церковном учении, что таинства совершать могут только законно рукоположенные священники и прочие правила, которые установил Сам Господь. Он поинтересовался в чем разница между нами и католиками. В общем, когда солнце уже совсем зашло и наступила темень, мы решили что на сегодня хватит и распрощались на том, что я обязательно ему буду присылать материалы, что он будет рад, если сюда приедут наши миссионеры хотя бы даже для семинара и обмена опытом.
Когда я вышел за территорию адвентистов, то захотел поймать такси, чтобы ехать в свой район города, был дико голодный и открыл карту. И тут какой-то парень на мотоцикле мне говорит, что здесь ориентироваться крайне тяжело.. Я спросил его, куда он едет, он назвал как раз мой район, я попросил его подвезет ли он меня и он без проблем согласился. Так я познакомился с финном Патриком, а потом ещё где-то с пятью иностранцами, австралийцем, двумя финнами и двумя немцами. Все они путешествуют по несколько месяцев, переезжая из города в город, из страны в страну. Мы сели ужинать все вместе. О Боге и вере в тот вечер удалось поговорить с двумя из них, интерес как бы был, но это тип людей молодежь – путешественники. Один верит, но в душе и не признает Церковь, а другая интересуется и не спорит, но слушает.
День 7. С утра, ближе к обеду, я отправился в Chiang Mai Christian Community или Chiang Mai First Church, там меня тоже встретили очень миролюбиво. Сперва, правда зашел в христианскую школу, там было много шумных детей, и, так как пастора там не оказалось, отправился в то самое место. Хожу я по большой территории, полной цветов и маленьких зданий приятной конструкции и ищу хоть кого-нибудь. Первым делом встретил тайку лет сорока, в руках у нее была Библия, Новый Завет. Я сразу очень обрадовался , и она мне. Представился по стандарту, но с английским было туго. Сказал ей, что ищу пастора или главного здесь у вас. Она отвела меня к двум-трём тайцам, которые также охотно меня приняли, усадили и рассказали о своей организации. Оказалось, что это пресвиториане, самые старые в чанг мае христиане, порядка 140 лет. Спустя некоторое время подошел пастор, деловая женщина лет тридцати, часто говорившая по мобильному телефону. Она, не смотря на занятость с удовольствием уделила мне час своего драгоценного времени. Её звали Принза. Вообще, с именами туго, их трудно расслышать и повторить, а тем более запомнить. Но с английским проблем не оказалось и мы завязали контакт с прицелом на будущее. Я скопировал ей на компьютер информацию о Православии в Тайланде и прочие материалы, взял их брошюры , подарила мне Новый Завет на тайско-английском языках и предложила купить мне Библию целиком на этих же языках, что я и сделал. Взял самую дорогую, в кожаном оформлении с золотым теснением, правда английский перевод не King James, но для общего ознакомления и миссионерской работы надеюсь подойдет. Принза согласилась на сотрудничество с целью обмена опытом в области миссионерской деятельности. Она рассказала, что у них бывают христианские парады по городу, ученики приводят друзей. Но в чем все едины, что буддисты никуда не торопятся и обращение их в христианство занимает годы.
После удачного общения с деловым пастором в женском обличии, я отправился в клинику к другому пастору, тому самому, который очень занятой. Ну и как чувствовал, этот поход был мало результативен, информацию о Православии он взять отказался, раз , наверное десять, упрекнул меня, что по таким вопросам не нужно приходить к нему в клинику, где он занят и что сотрудничество и совместная работа врят ли получится, потому что они нас не знают и у нас разное понимание Библии. Но рассказал, что в Тайланде есть три крупные христианские организации, которым все остальные церкви подчиняются. Вот мне надо туда, если я хочу завязать какие-то отношения. Ну, разумеется, я извинился, что потревожил его и отнял целых 10 минут и отправился дальше. Кстати, вчерашний адвентист Эндрю, который проявил не плохой интерес к Православию, позвонил мне утром и предложил придти, чтобы он подарил мне пару интересных книжек. После доктора – пастора я отправился к Эндрю.
И вновь, провожая жаркий тайский день, на закате мы стали беседовать об Истине. На этот раз Эндрю больше слушал, мы уже взяли Библию и я показывал ему ссылки, которые указывают на те или иные элементы догматики. Мне показалось, что он заинтересовался таинствами. Мне удалось ему несколько раз об этом вдохновенно рассказать, какую силу получают православные в них. Я сказал, что безусловно очень правильно и богоугодно молиться самому и изучать Библию, но этого не достаточно для полноты богообщения, ибо оно начинается с прощения грехов и получения благодати на добрые дела. Основной упор я делал на таинство Евхаристии. Также я нарисовал временную линию, начиная с 0 года и по сей день. И показал как распространялось христианство и рукоположение епископов и священников и нарисовал ветви пастырей не настоящих, которые не были законно рукоположены, а просто называли себя таковыми. Хотя надо отдать должное, в протестантизме священниками себя не называют. Объяснил, что таинства могут совершать только священники, и что Литургия не может совершиться без них. А Эндрю интересовался и задавал вопросы, женятся ли православные священники и другие какие-то не значительные. Очень просил меня прислать ему материалы про субботнее и воскресное поклонение. Я объяснил ему, что мы вообще служим каждый день, воскресное богослужение является минимумом для всех христиан, но если можешь – ходи 2, 3 раза в неделю. Монахи вон служат почти каждый день. Вскоре мы расстались, когда солнце уже зашло и я отправился в отель ужинать и спать.
День 8. Договорившись с утра про телефону о встрече с Брентом, баптистским пастором, отправился к нему на такси. Это оказался простой дом, арендованный на шоссе. Никакого оформления в протестанско-церковном стиле там не было. Он ждал меня, внутри пустое помещение с музыкальной установкой. Мы стали беседовать. Как обычно, я расспросил его о миссии, что они делают. Он рассказал, что периодически ездят по деревням и оставляют там пожить какое-то время тайских миссионеров, но также сказал, что это требует годы, чтобы кто-то начал обращаться. Рассказал, что в Тайланде есть деноминации, называющие себя баптистами, но ведущие себя как пресвиториане, поэтому они независимые. Он уже 6 лет в Тайланде и собирается здесь жить до конце своих дней. Он видит в этом своё призвание. Я рассказал ему о Православной Церкви, о том, что она сохранила все апостольские правила и предание, о семи таинствах и о том, что мы имеем гарантию прощения грехов, сославшись на соответствующие ссылки из Писания. Предложил ему сотрудничество с целью обмена миссионерским опытом, попросил его взять наших миссионеров на поход в деревню к племенам. Он сказал, что не уверен, что хочет этого, т.к. у нас разное понимание Библии. Тогда я предложил ему устроить семинар с выступлениями и докладами о миссионерской работе, сказал, что у нас тоже есть опыт и что ему и его коллегам будет интересно и полезно это. «Это уже более интересно для меня», — ответил Брент, — «но всё равно я должен подумать и посоветоваться с моими коллегами». Он показал мне все их комнаты, место для воскресной школы, комната для переговоров, столовая, какое-то место для детей. Далее мы обменялись контактами и договорились поддерживать связь. А затем, он решил меня подвезти прям до отеля, чему я очень удивился, ехать было минут 20-30, он сказал, что для него это не проблема, а такси я здесь вряд ли поймаю. По дороге я рассказал ему об отце Данииле и нашей деятельности. Далее я закончил свой обзор в Чанг Мае и решил ехать в Чанг Рай, ещё более северный город, не больших размеров, окруженный горами. Но опоздав на последний автобус отправился туда на следующий день.
День 9. Дорога из Чанг Мая до Чанг Рая лежала через горы, и серпантин был не то чтобы крутой, но укачало прилично, VIP автобус с кондеем и питанием шарахало в разные стороны и вверх вниз тоже. На станции, минут 15 потратив на объяснение того, что мне нужен нормальный отель или гостевой дом, всё таки уехал оттуда. Разместился в очень уютном тихом местечке прям в центре города. В этот вечер я случайно встретил мармонов и , разумеется, договорился с ними о встрече на следующий день с целью диалога или даже диспута.
День 10. Этот день принёс 2 встречи. Первая с мармонами в их здании, вторая с протестантом, контакт которого мне дал о.Серафим. С мармонами получился скорее легкий диспут, правда спорных вопросов было мало, но я им надавал порядка 15ти ссылок из Нового Завета касательно ряда вопросов, необходимости исследования Писания, законных рукоположенных священниках, о том, что Церковь не должна иметь разделений на разные, о лжепророках и т.д. Кстати, эти мармоны признают Новый Завет перевода King James. Но т.к. это были парни по 20 лет, которые приехали сюда в Чанг Рай для миссионерской работы на 2 года, у них это как служба. Кстати, тоже не плохо организованная миссия. У них строгая дисциплина, как я понял и одинаковая во всех странах форма одежды. Старейшины, так они себя все называют, с проникновенным взглядом рассказывали мне о своём пророке по имени Иосиф Смит, как его родители протестанты двух разных конфессий не соглашались друг с другом и он стал молиться Богу сам и ему явились Бог Отец в теле и Бог Сын в теле и показали, где лежит заветная книга мармонов. В общем они дали мне контакт своей организации в Бангкоке, я думаю туда нужно идти для какой-либо миссионерской работы.
После мармонов я встретился с Пручиа. Это таец лет 25, который ходит в протестантскую церковь, но ещё даже не крестился. Он интересуется православием, но никак не может понять иконопочитание, ссылаясь конечно же на 20ю главу книги Исход и 14ю Второзакония. Мы поехали с ним на его мотике в мой отель, я взял ноутбук, Библию, которую купил у пресвиториан в Чанг Мае и подробно по схеме стал показывать ему ссылки на правильное понимание делание изображений, это и Исх.23, и 3Цар.6. Объяснил, что изображения делать повелевает сам Господь и Библия не может себе противоречить, и что заповедь дана относительно идолов и что в Ветхозаветные времена Бога никто не видел, но Иисус Христос – есть образ Божий, и мы можем его изображать, и что первую икону Богородицы написал апостол Лука. Но он всё равно не мог это до конца понять. Тогда я спросил его, ценит ли он фотографии своей матери… Он сказал конечно. Я спросил, почитает ли? Он ответил – да. Тогда я рассказал ему, что протестанты ошибаются, думая, что мы кланяемся иконам божественным поклонением, которое принадлежит только Творцу. Я сказал, что не обязательно молиться перед иконами. Можно делать это под открытым небом, глядя на звезды или величественные красоты природы, но также можно и глядя на иконы, чтобы возвести свой ум к небесному и скорее отрешиться от земного, ибо суета и дела часто дают нам забывать Бога, а иконы напоминают. Также рассказал ему о почитании святых и о том, что мы молимся не им, а просим их молиться вместе с нами и донести нашу молитву до Господа сил. Подарил ему тексты и пару иконок. Он сказал мне уже в конце, что думает, что Православие – есть настоящая религия, но его всё же тревожит вопрос об иконопочитании. Тогда я предложил ему настоятельно помолиться Господу Богу об этом вопросе и сказал, что если он сделает это с искренней верой и большим желанием, то Господь ему обязательно откроет, как должно быть на самом деле. Далее Прутчиа любезно подвез меня до центра метров 300, и на этом рабочий день завершился.
День 11. В субботу большинство протестантских церквей не работает или открывается вечером для какого-то собрания. Я это не знал и пошел по разным, но они были закрыты, поэтому подобломавшись и сделав несколько снимков я позвонил Прутчии и попросил его повозить меня по другим местам протестантов и сказал, что забыл дать ему православный молитвослов на тайском. Прутчиа согласился встретиться. Я был рад его видеть среди милой азиатской провинции где я никого и ничего не знаю, кроме вкусных кафешек и ночного базара, от которых толку по сути никакого ))) Мы поехали в одну, затем в другую церковь и везде никого не было. Далее он повез меня куда-то за город к подножьям гор, типа области и там была баптистская организация-школа, где тоже никого не было и пресвитериане, и из них никто не говорил по английски, так что Прутчиа очень помог с переводом. Мы нашли таки какого-то пастора и сели для дискуссии. Это было забавно, не зная языка, кое-как объясняя свои намерения Прутчии, мы вели беседу. Потом подошел какой-то второй их руководитель. Я поинтересовался их миссионерской деятельностью. Они сказали, что всего 6 лет здесь и не занимаются широкой миссией , хотя как я понял, имеют на это порядка 20ти человек. Я спросил, как они смотрят на то, если православные миссионеры тайцы приедут к ним на общение. Но они сказали, что боятся сделать шак влево шаг вправо без разрешения своих начальников и к тому же у нас с ними разное понимание Библии, но им интересны наши богослужения и песнопения. В общем, не добившись особого результата и лишь отдав им материалы о наших православных приходах в Тае, мы отправились обратно в город, где побеседовав в тенистом саду моего отеля и распрощались. Кстати, Прутчиа не очень понимал, почему я хочу сотрудничать с протестантами, если я православный, не проще ли организовать здесь свою миссию. Я объяснил ему, что мы делаем свою миссию, но не имеем на это достаточного опыта и людей, а они имеют, так зачем нам изобретать велосипед… Проще использовать их знания и опыт в этом деле, который от части успешен. Впрочем этот способ как дополнительный, а далеко не единственный.
В общем, поблагодарив Прутчию и договорившись с ним не прощаться на долго, но переписываться, я пошел собираться в аэропорт, чтобы лететь в Бангкок к отцу Олегу. Он вроде обещал отправить меня в Паттайю на пару дней, там тоже есть с кем побеседовать. Перелет из Чанг Рая в Бангкок оказался легким и не утомительным. Регистрация минут за пятьдесят, лететь всего час, в аэропорту сразу в такси и до храма.
День 12. Воскресная Литургия. Работа дома. Чтение, делание доклада. Невозможность выйти куда либо из-за поднявшегося митинга внутри страны.
День 13. Поездка в Паттайю, знакомство с отцом Даниилом. Отец Даниил – таец, Даная Ванна (принявшего во св. Крещении имя Даниила), впоследствии Данай (Даниил) Ванна закончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию в 2008 году. В июле 2009 года он был рукоположен в сан иерея. Отец Даниил Сысоев сослужил при этом таинстве.
На этом закончилось мое знакомство с Тайландом и с его христианской обстановкой. По опыту отца Олега, миссия в Тае достаточно трудная, но с Божьей помощью, выполнимая. Ещё он сказал, что все обратившиеся из буддизма в христианство тайцы до конца жизни остаются буддистами по мироощущению и мировосприятию. Как это правильно толковать я до конца не понял.
После своего анализа ситуации считаю, что для успеха необходимо потратить около года на обучение языку, культурным и ментальным особенностям тайского народа, упражняться в обычном общении с тайцами. Также параллельно с этим необходимо дружить с тайцами-протестантами и изучать их миссионерский опыт. Как возможный вариант миссии – совместные семинары по обмену миссионерским опытом среди буддистов, или даже совместные походы куда-то, хотя на последнее протестанты пока смотрят не очень положительно. Не думаю, что даст результат сразу рубить тайцев-протестантов духовным мечом и ссылками из Писания, показывая их неправоту. Для тайцев-протестантов очень сложно понять разницу между православными и католиками и ими. Да, они знают, что разница есть, но они не понимают, почему мы различны, когда должны быть едины. Именно на этой идее и нужно стараться с ними сотрудничать. Но, повторюсь, сначала дружить, общаться, проводить вместе время, и в процессе этого деликатно указывать на отличия протестантизма от Православия, но не давя, сохраняя и уважая их свободу. Тайцы вообще очень свободолюбивый народ. Не даром, Тайланд в другом понимании звучит как свободная земля или земля свободных.
Кто чувствует в себе силы и ревность послужить Господу в миссионерском деле в Тайланде, посвятить этому около года, пожалуйста, пишите на адрес mission-center (собачка) yandex.ru или через раздел контакты . Наша школа рассмотрит Ваше желание и примет решение об этом. Все такие поездки будут организованы по предварительной договоренности с архимандритом Олегом (Черепаниным), основоположником Православия в Тайланде.
Сергей Станиловский (Producer SV)