image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

НЗ-Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин.16:33)

Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин.16:33)

Владыка и Господь наш Иисус Христос, желая, чтобы род человеческий был спасен и избавлен от владычества диавольского, чтобы освободились мы от всех мирских уз, избегли геенны и достигли небесного царства, и Сам и чрез святых Своих апостолов и пророков предуведомляет о теснотах и скорби в веке сем, и учит нас не искать себе упокоения в настоящем, говоря: В мире сем скорбни будете (Ин.16:33). Подобно сему и апостолы говорят, что многими скорбьми подобает нам внити в царствие небесное (Деян.14:22). Для того скорби и страдания всех святых, а также и собственные Свои страдания домостроительственного воплощения, какие претерпел Он за нас грешных, передал нам письменно, чтобы научить нас, что желающему спастись невозможно настоящую жизнь проводить в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей; потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть царствия и насладиться вечными благами, никто не может без искушений и скорбей.

Примечайте, возлюбленные: никто не может жать летом, если не посеет зимою, не может обирать грозды с винограда и возвеселить себя вином из гроздов, если наперед, много потрудившись, не насадит виноградных лоз, и не будет ожидать плода с них в свое время. Но то же и с нами будет в мире сем, если не отреклись мы от плотских страстей, от плотского образа мыслей и от всего земного, если не будем смирять, умерщвлять и порабощать себя вместе с миром, и поступать по учению апостола, как он говорит, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в гонениях, в трудех, в подвизех, в пощениих, во бдениих, во алчбе, в жажди, в зиме и наготе (2Кор.6:4,5,11,27). И все это перечисляю теперь отчасти, ибо недостанет времени, если бы захотел кто описать все страдания и скорби апостола, морские странствия, кораблекрушения, трудные и опасные путешествия, нападения разбойников, наветы сродников, восстания лжебратий, то, что ежедневно немоществовал он с немощными, и по вся дни умирал (1Кор.15:31). Все это описал он, как бы говоря о других, но между тем представляя нам собственные свои страдания и всех увещавая с терпением достигать вечной жизни, давая разуметь, что желающему спастись невозможно шествовать иным путем.

В скорбях и искушениях все почти время свое проводил апостол. А мы, бедные, не можем перенести ни малой скорби, и проводя жизнь в покое и роскоши, надеемся приобрести вечные блага. Как же это возможно? Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть; кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения. Ибо если не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем посевать слез, — то как, не плакав здесь, станем пожинать там, или как в радовании обретем рукояти добродетелей? Пророк сказал не просто о ком бы то ни было, что с радостию вземлет рукояти своя, но только о сеющих слезами (Пс.125:5,6), то есть о тех, которые в настоящей жизни смиряют себя, и с умилением, со слезами, сокрушенным сердцем умоляют Господа, и с благодарностью переносят всякую скорбь и тесноту. Они насладятся вечною жизнью, и в радости упокоятся в век века. Ибо не просто всякому уготовал Бог столько благ, но тем, которые соблюдают заповеди Его и ходят в повелениях Его. И геенною и прочими мучениями угрожает Он не напрасно и только тем, которые преступают Его заповеди, поработились плотским страстям и делают всякое диавольское дело, свергли с себя страх Божий, и не мало не ожидают будущего. Таковые будут преданы сказанным выше мучениям. Посему, как же мы избежим огня вечного, тьмы кромешной, скрежета зубов, червя неусыпающего и всех прочих объявленных нам мучений, иждивая дни свои в покое, в роскоши, в лености, в расслаблении, в нерадении, и соизволяя на неуместные, суетные, нечистые и гнустные помыслы? Как избежим вечного плача, проводя все время жизни своей в всегдашнем смехе и в равнодушии? Господь, злосчастными называя смеющихся и ублажая плачущих, сказал: Горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25), и: блажени плачущие ныне, яко тии утешатся (Мф.5:4).

Итак, пока есть еще время, от всего сердца своего обратимся к Богу и с плачем, с умилением и сокрушенным сердцем, будем умолять Господа, как говорит пророк: Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшем нас (Пс.94:6), чтобы избавил Он нас от сказанных выше зол и сподобил пренебесного Своего царствия. Да, возлюбленные, припадем к Нему со слезами, неотступно прося спасения душ наших. Здесь полезны слезы и угашают греховный пламень. Пока мы еще здесь, и обращаемся к Нему, приемлет Он нас, и допускает к Себе, и спасает, и удостаивает вечных Своих благ. А там уже не приемлет; там правосудие и воздаяние за дела. Ныне только действенны слезные воды, а тогда огнь искусит дела человеческие. Здесь благодетельно смиряться и плакать; а там, отшедшим отсюда, бесполезны будут слезы; будем горько вздыхать, и скрежетать зубами, и не будет милующего нас.

Что ж буду делать я, нерадивый, расслабленный и ленивый, который говорю это, и слушаю, и другим пытаюсь внушить, сам же следую всем плотским мудрованиям, и порабощен лукавым помыслам? Увы, увы душа, почему нерадишь ты о своем спасении? Для чего предала себя суете, и связала себя земными делами, не помышляя о том, что должна ты предстать на страшный суд. Приведи себе на мысль страшное пришествие Господне, в трепет приводящее судилище, и реку огненную. Ибо сказано: Река огненная исходит пред лицем Его, тысящи предстоят Ему, и тьмы тем служат Ему (Дан.7:10). Там подвергнемся взысканию не только за дела, но и за помышления и мысли сердечныя; там вся нага и объявленна; там невозможно ни найти себе заступника, ни дать даров. Скажи мне, где тогда скроем помышления, слова и дела, когда будут увенчаны святые? Они были скорбны и гонимы в сем веке, переносили всякий труд, посты, бдения, холод, наготу, погружение в водах, претерпели тысячи скорбей и нужд, скитались в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, лишены были всего временного, терпели озлобления; они однажды отверглись себя, и взяв крест свой, последовали за Господом, ни мало не думая о земном; они, живя на земле, приобрели себе жительство на небесах; весь день были умерщвляемы за Христа; и они-то насладятся жизнью вечною, сподобятся венца нетления. А я и подобно мне живущие в веке сем будем осуждены и посланы на сказанные выше мучения.

Итак для чего нерадим? Для чего ленимся, и самих себя связываем делами суетными и временными? Что принесет нам пользы обладание чем-нибудь в веке сем, не послужит ли более к нашему осуждению? Что доставит нам человеческая слава? Не обещано ли ей сгореть подобно сену, как ясно вопиет Пророк: Всяка слава человеча яко цвет травный (Ис.40:6)? Для чего же следуем обманчивым помыслам, и не разрешим себя от мирских уз и обманчивых помыслов? И о, если бы до сего только простиралось зло! Потому что сие уже есть преступление, служит препятствием к исполнению заповедей Божиих и признаком неверия, как говорит Господь: Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою (Мк.8:36)? И в другом месте говорит также: Како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин.5:44)? И еще, предписывая нам нестяжательность, и желая освободить нас от вещественного, сказал: Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся, и представил нам на сие доказательство, говоря: не душа ли больше есть пищи, и тело одежди (Мф.6:25)? И еще, указывая нам на ясный пример птиц и сена, сказал: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не вы ли паче лучше есте птиц (26)? И еще: Смотрите крин сельных, како растут: ни труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери (28-30)? Посему, как сказал я, признак неверия — связывать себя сими земными вещами. И о, если бы до сего только простиралась наша вина! Теперь же облагаем мы себя ужаснейшими бедствиями, усиливаемся совершать преступления, выдумываем тысячи худых дел и различных лукавств, проводя жизнь в злобе, в ненависти, в лицемерии, в коварстве, в тщеславии, в гордыне, клевещем, ненавиствуем, и делаем многое тому подобное, угрызая и поедая собственные свои члены. А что еще хуже, имея в себе исчисленные пороки, нередко делаемся судиями других, и вместо того, чтобы оплакивать свои грехи, любопытствуем о грехах других, и оставив у себя без внимания целые бревна, будучи слепы, чтоб видеть свои пороки, усматриваем и малейший сучец у братий, не представляя пред очи свои ни страха Божия, ни той угрозы, какая объявлена осуждающим. Ибо Господь сказал: Не судите, да не судими будете. Им же судом бо судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2) Отрезвимся, возлюбленные, и не будем делать себя повинными суду и тому осуждению, какое наложено Господом на судящих безвременно и на осуждающих неправедно. И поелику Господь повелевает еще: любите враги ваша (Мф.5:44), то должно нам плакать, потому что отступили мы столько от заповедей Божиих и хвалимся, будто бы преуспели в важнейшем; тогда как весьма далеки от расположения любить врагов, и даже отвращаемся и ненавидим любящих нас. Ибо, когда злословим не сделавших нам никакой обиды, и подыскиваемся под них, чтоб повредить славе их, тогда показывает сие в нас людей весьма ненавиствующих и враждующих. Рассуди же, какого зверства будет доказательством, — злословить не только не сделавшего тебе обиды, но даже оказавшего благодеяние? Посему, какое же будет у нас основание к оправданию, когда поступаем совершенно противоположно заповедям Господним? Господь везде узаконяет любовь, ибо говорить: Любите друг друга, якоже возлюбих вы (Ин.13:34).

Итак, мы исполнены ненависти, а до сего доводит нас обольщение мира, потому что усилился в нас корень страстей, то есть сребролюбие. А вместе с любостяжательностью любви и быть невозможно. Да и как сему быть? Кто пристанет к деньгам, тот ненавидит брата, домогаясь отнять у него что-нибудь, или захватывая себе поле его, или стараясь отнять дома у ближнего, или волов его, или скот его, или и все, что есть у него, а вместе с тем нередко покушается отнять и самую жизнь. Итак, братия, истребим в себе сребролюбие — корень всех зол, и насадим в себе любовь — матерь всех добродетелей. Ибо апостол, исчисляя плоды духовные, и желая показать, что самый больший дар — любовь, сказал: Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22). И еще говорит: Пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы (1Кор.13:13,); ибо, как сказал он, — вся упразднятся (8) и языцы, и пророчествия, даже вера и надежда; но любовь, по слову его, пребывает во век. С другой стороны, какие суть плотские мудрования, порождаемые сребролюбием? Следующие, говорит апостол: Блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвете, ярости, разжения, распри, оклеветания, ссоры, зависти, пиянства, безчинны кличи, и подобныя сим (Гал.5:20,21). И творящим сие апостол угрожает лишением царства Божия. Потому, возлюбленные, будем бегать сих лукавых дел, внушаемых сребролюбием, чтобы не лишиться царства. Сбросим с себя тяжкое бремя мирских трудов и подклонимся под благое иго Господне, понесем сие легкое бремя и приступим к Господу с чистым сердцем, да упокоит нас во веки веков. Ибо сам сказал: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28,29). Не принесет вам пользы попечение века сего, напротив того, послужит более к осуждению, и уготовит вам геенну. Никто не может спастись, любя золото. От сего лукавого вожделения Иуда предал Господа и употребил удавление. От него Гиезий стал прокаженным, преслушав пророка Елиссея, и, вожделев Неемановых денег, наследовал Нееманову проказу, как знак своих грехов. От него народ иудейский обратился к нечестию, и обоготворил литого тельца. От него Анания и Сапфира подверглись внезапной смерти, утаив от цены села (Деян.5:3). Ради него подтверждается ложь, и оговаривается истина; ради него замышляется коварство; ради него возрастает зависть, и увеличилась злоба; ради него замышляем друг против друга войны, неправедные убийства и кровопролития. И для чего описывать все худое, возникающее от сего горького корня, когда им сделано, что и сам Владыка и Господь, Иисус Христос продан ради него? Итак, не будем следовать сему вожделению, чтобы не впасть в исчисленные выше пороки. Ибо доказано, что сребролюбие есть изобретатель всякого греха, егоже нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим, как сказал апостол (1Тим.6:10).

И поступать так людям, связанным житейскими заботами, домогаться сего ради жены или детей, имеющим нередко нестерпимую нужду, бывает еще несколько извинительно, по крайней мере, пред людьми; но мы, которые почитаемся распявшими самих себя, возложили на себя ангельский образ, и обязаны подражать ангельскому житию, прияли заповедь пренебречь всякую суету мира; мы, презрев небесное жительство, еще более их, то есть, людей житейских, которых называем и мирскими, привязаны к вещественному и, оставив небо, прилепились к земле и связываем себя мирскими забавами. И какое оправдание будем иметь в день суда мы, которые, удалившись от мирских забот, оставив сродников, братьев, сестер, дом, служителей и прочее стяжание, опять, по причине этого лукавого корня, забыв себя, возвращаемся к тому же, и гонимся за сим,. как сказано, больше людей мирских, а вследствие уже того впадаем в сказанные выше порочные страсти, выдумываем клеветы, хлопочем о пище и покое, и многими путями поспешаем войти в огненную пещь, приобрести себе вечный огнь? Господь сказал, что узкая врата и тесный путь вводяй в живот (Мф.7:14); и мы, оставив сей путь, пустились на широту погибели. И хотя Он также сказал: в мире скорбни будете, однако же мы домогаемся покоя. Итак, чем оправдаемся пред Узаконившим нам сие? Что скажем Ему в день суда? Представим ли заботливость о делах своих? Но наперед сказал Он, что нет пользы человеку, аще мир весь приобрящет душу же свою отщетит. Или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:26)? Что пользы доставит нам временный покой? Не уготовит ли нам тьму, неусыпающего червя, скрежет зубов, не поставит ли нас наряду с блудниками и всеми жившими непотребно?

От неуместной этой роскоши и от покоя необходимо уже нам впадать и в помыслы невоздержания. Как огонь не может гореть без дров и другого сгораемого вещества, так и немощная злокозненная плоть наша, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней. Посему-то святые возненавидели всякий временный покой и не останавливали внимания ни на чем мирском; но все время жизни своей провождали в тесноте, в постах, бдениях, и были строги к себе во всем прочем. За сие сподобились они небесного царства и упокоены на веки веков.

Итак умоляю, будем и мы подражателями их, ревнуя их добродетелям, то есть любви, любви к Богу и любви к ближнему, смиренномудрию, кротости, воздержанию, терпению, молитве, нестяжательности, незлобию, негневливости, непамятозлобию, безмятежию, неухищренности, нетщеславию, непоколебимости нравов, спокойствию духа, неленостному упражнение в молитвах и во всяком добром деле, готовности на всякую опасность и искушение, снисходительности, сердоболию, чтобы за все сии прекрасные дела и нам вместе с ними насладиться вечными благами. Да, возлюбленные, да, отцы и братия, не будем нерадивы; постараемся разрешить себя от мирских уз, чтобы увенчал нас Спаситель вместе с святыми, добре подвизавшимися и ныне подвизающимися. Отречемся от всех плотских мудрований, потому что оные делают нас врагами Богу; ибо сказано: Мудрование плотское, вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется (Рим.8:7). Возненавидим мирскую приязнь.

Давид, молясь, говорил: Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя (Пс.24:17); говорил, тогда как облагодетельствованный им и по благодати Божией избавленный от иноплеменных Саул не переставал гнать его, и искать смерти его, не видя от него ничего худого, но одержимый только ужасною завистью. Что же должен был сказать, когда проклинал, уничтожал его Семей, и бросал в него камнями? Или когда происшедший от него преследовал его и спешил умертвить его; когда отважился он на самое нечестивое дело и к уничижению отца вознеистовствовал на жен его? Какие это болезненные скорби! до Давид претерпел все сие ради жизни вечной, и сказал: Терпя потерпех Господа; и внят ми и услыша молитву мою (Пс.39:1). Потому и прославлен он паче всех людей, наречен отцом Христовым по домостроительству воплощения от Святыя Девы и вочеловечения Спасителева и, проведя все время жизни своей в скорби, соделался наследником небесного царства.

Кто же в состоянии изобразить житие блаженного Илии? Ибо так жил он на земле, что и до преложения почитали его живущим на небесах, сожительствующим с бесплотными ангелами. Он вовсе не имел стяжания на земли, прикрывался одною милотию, и был страшен облеченным в диадиму и багряницу не крепостию телесною, но силою нестяжательности и воздержания, благодатию Всесвятаго Духа, которую приобрел прекрасным житием. Сей, ничего не имеющий у себя и всем обладающий, отрекшийся от всякого покоя в веке сем и повелением своим разделивший реку, приказывающий небу три года и шесть месяцев не давать на землю дождя, избегавший всякой суетной славы века сего, росою воздержания потушивший греховный пламень, никогда не имевший плотских мыслей, обличавший вред лжеименных пророков, заклавший жрецов Вааловых, три раза повелевший огню сойти с неба, попаливший неверных, обличивший царя в развращении, столько имевший дерзновения и свободы в славе, связавший облака, — сей, столь великий муж не без скорбей и искушений прожил на земли, но по совершении стольких чудес, устрашенный женой, стал беглецом и скитальцем, принужден был сорокодневный путь совершить постясь; да и после сего не получил упокоения, но снова постигает его другое искушение — смерть сына вдовицы. Ибо когда блаженная жена за благостыню страннолюбия увидела, что сын ее умер, ожидая от пророка получить в награду благословение, получила, что было для нее всего болезненнее, и в ком надеялась иметь утешение в жизни, того лишилась, по пришествии пророка; тогда какая была пророку скорбь? Какое оскудение сил? Женщина требует у него сына своего, и связавший облака сам приведен в тесное положение этою женщиной, требующею сына. Почему, не видя от нее покоя, семь раз объемлет отрока, полагая усты на устах его, и после усильной молитвы к Богу, отдает отрока матери, воскресив его из мертвых, потому что содейственниками его были пост и нестяжательность. Видите, братия, силу нестяжательности и воздержания, как они разрешили смертные узы, даровали жизнь отроку, спасли пророка от искушений и опасностей, сделали, что на огненной колеснице востек он к Владыке невредимый огнем. Поелику жизнь его орошалась воздержанием, чистотою и Божиею благодатию, то, по причине сих и прочих добродетелей, находясь еще во плоти, жительствовал он с бесплотными ангелами. Так мы постараемся приобрести богатое стяжание — воздержание и нестяжательность, да и нас представит Бог из жизни тленной в жизнь нетленную и вечную.

Пророк Иеремия освящен еще в матерней утробе, потому что Бог говорит ему: Прежде неже Мне создати тя, познах тя и прежде неже изъити тебе из ложесн, освятих тя (Иер.1:5). Бог дал ему власть искоренять, разорять, разрушать, а также созидать и насаждать (10); и вот открывается, что и при всем этом не без скорбей провел он настоящую жизнь; даже никто другой не проводил жизни столько горестной и скорбной, почему и написал он такую книгу плача. И если нужно будет в сокрушении сердца поучиться, как жить благоугодно Богу, то обязаны и мы его жизни подражать, и ее в себе изобразить, потому что сей блаженный приобрел великое смиренномудрие и любовь к Богу и ближнему. У кого же достанет сил взойти до такой обширности добродетелей, и достойным образом описать это? Его вера препобедила и природу человеческую, потому что отрекся он от всякой славы. И то смирение Господа, которое показал Он ради нас грешных, богат сый и нас ради обнишав, когда Он, Господь и Бог всяческих, благоволил приять зрак раба, седящий на херувимах и непрестанно славословимый всем ангельским и архангельским воинством, пожил с человеками, — сие самое смирение предуказал нам Иеремия, выразив не словами только, но и делами. Когда Бог вручил ему пророческий сан, тогда сказал он: Господи, не вем глаголати, яко отрок аз есмь (Иер.1:6), почитая себя недостойным пророческого сана; потому что не от труда уклонялся, но предан был смиренномудрию. Почему Бог, на слова его: не могу глаголати, яко отрок аз есмь, приемля смиренномудрие и возбуждая к большему усердию, сказал: Не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к ним же послю тя, пойдеши (7) И сей благословенный, столько послушный Богу, ни одного часа не провел на земли без искушений и опасностей, но всегда скорбел, видя, что возлюбленные им живут так безнаказанно, уклонились от Бога, сотворшего их, и говорят ему: Да не пророчествуеши о имени Господни (Иер.11:21). И терпя от них тысячи скорбей, Иеремия не помнил на них зла, и не переставал молиться и просить Бога о спасении их, почему Бог говорит ему: Ты же не молися о людях сих, и не проси, еже помилованным быти им (Иер.7:16). Сего-то блаженного, так молившегося, влекли, чтобы свергнуть стремглав и разбросать мозг его; и кроме этого, стремглав бросили его в тинистый ров, чтобы сокрушить жизнь его. И все сие терпел он, по упованию на Бога, нимало не давая покоя плоти, и ничего не приобретши себе на земли; ибо повелено ему было Богом приобрести льняной чресленник, но и тот принужден был скрыть в расселине у Евфрата, и потом взять его оттуда уже согнивший, в означение расслабления крепких во Израиле. Также возлагали на него деревянные клади, и всякую скорбь принужден был терпеть он в чаянии вечных благ.

Но чтобы не писать многого нам, которые не в состоянии сказать о святых что-либо достойное их, прехожу молчанием все прочее. Ибо все святые испытываемы были сими борениями, все время жизни проводя в искушениях. Исаия нагой и необутый провел трехлетнее время. Сей великий провозвестник Спасителева домостроительства, сподобившийся узреть Владыку над Херувимами, благовествовавший нам оставление грехов наших ради бессмертной плоти Владыки Христа со всяким смиренномудрием говорит: О, окаянный аз, яко умилихся, нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, и Царя Господа Саваофа видех очима моима (Ис.6:4). Почему Бог, видя его смиренномудрие, показал ему силу страшных таин: ибо, послан бысть ко мне, говорит он: един от серафимов, имеющ угль горящ, егоже клещами взят от алтаря, и прикоснуся устнам моим и рече ми: сие прикоснуся ныне устнам твоим, и отъимет от твоя грехи твоя (6.7). Итак, посмотрим, видел ли покой в мире сем и сей славный муж, сподобившийся видеть неисследимое, и не провел ли, напротив того, все время жизни своей в опасностях и искушениях? Но ходивший нагим и не обутым, и претренный деревянною пилою, какое упокоение мог видеть в настоящей жизни? Претерпел же сие, чтобы достигнуть беспечальной и неболезненной жизни, каковою провозвещал он жизнь будущую, откуда отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис.35:10). И здесь охотно претерпев печали и огорчения, достиг он неболезненной и беспечальной жизни.

Что же сказал бы иной о живших после него? Даниил, проводящий время в постах и молитвах, за сии добродетели, и за оные страшные истолкования ввергнут был в ров львиный, и понес тысячи бедствий ради уготованного на небесах блаженства; почему и узрел будущий суд. Зрях, говорит он, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела, аки снег, и власи главы Его, аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса колесниц Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред ним: тысяща тысящ предстояху Ему; судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Потом говорит: Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него преведеся: и Тому дадеся начальство, и честь, и власть, и вси людие, племена, и языцы Тому поработают. Власть Его, власть вечная, яже не прейдет. Вострепета дух мой: аз Даниил, в состоянии моем, и видения главы моея смущаху мя (13-15). Так и сей чистый не пробыл на земли без искушений и скорбей.

А мы ожидаем себе царства и уготованных в нем благ без труда и прочих неприятностей в жизни. Кто же похвалит нас за такой образ мыслей? Если можно было бы получить царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях; то для чего попускал Бог святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил всем жить в своеволии и роскоши? Если так рассуждаем, и иные из неверных увидят, что таких держимся мыслей, то скажут: значит, что Бог наш прогневан был на святых. Ибо если можно царствовать на небе без скорбей и искушений, то для чего оставлял их в бедствиях, в теснотах, в опасностях и в многообразных искушениях? Какое великое бесстрашие! Какая великая небрежность! Какая великая изнеженность! Какое ожесточение! Плакать нам должно об ожесточении сердец наших и о том, что так далеки мы от упования и терпения святых. А мы, напротив того, осуждаем еще нередко право живущих за великую их скромность смиренномудрие, нестяжательность и прочие добродетели, и такое мужество в терпении называем часто уклонением от порядка и слабостью духа, и обвиняем оное в лености. Что же будем делать мы, которые сами себя уязвляем таким множеством зол, и по слову Соломонову, добродетели ни единаго знамения можем показати, во злобе же нашей сканчивается жизнь наша (Прем.5:13)? Святые, ради Бога, и чтоб насладиться вечными благами, претерпели столько искушений и опасностей; а мы, ежедневно видя на себе Господни благодеяния, предаемся лености. И это с нами от того, что не ожидаем оного будущего страшного и нестерпимого суда, который будет один, как покажет свое время; не вожделеваем насладиться вечными благами; но прилепились к земным и суетным житейским занятиям, которые нимало для нас не полезны, а, напротив того, приносят крайний вред. Итак отрезвимся, возлюбленные, и вступим в подвиг, пока есть время.

Так процветали три отрока и не преставали песнословить Бога, но среди огня, как в молитвенном доме, продолжали делать тоже, совершая подвиг терпения, и благодаря прославляли песнопениями Бога, ради Которого ввержены были в огнь. Видите благопризнательность святых; видите любовь их к Богу и адамантово терпение. Что же сотворил Владыка? То, что святые сии, преданные огню, истребляющему камни, железо и всякое вещество, выходят из оного, как жених из брачного чертога; ибо вони огненны не бяше в них (Дан.3:34), но вода орошала власы главы их. Все же сие приобрели им воздержание и нестяжательность; ибо в воздержании, прежде вавилонской пещи, оказались они победителями естественной пищи, и угасили пламень греха, возжигаемый плотскими пожеланиями, а приобретя нестяжательность, приобрели небесное царство, и здесь удостоены царем поклонения, и там наслаждаются вечною жизнью. Посему и мы, возлюбленные, поревнуем их добродетелям, пойдем их путем, чтобы войти в покой их.

Что же намерен я сказать о святых, подвизавшихся в Ветхом Завете, о которых Апостол засвидетельствовал, говоря: Ихже не бе достоин мир (Евр.11:38)? Не то, что приобретали они великие стяжания, роскошествовали и упокоевались в настоящей жизни, но что приидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, скитающеся (37); ибо чрез сие победиша царствия, и получиша Божия обетования (33). Видите, братия, что никто из святых не проходил здешней жизни без скорбей и искушений. Как же мы, не претерпев ничего подобного, но пребывая в покое и забавах века сего, сподобимся их части?

Не здесь обещал нам Бог даровать покой и царство Свое; ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига, как говорит мужественный Иов, что искушение человеком житие на земли (Иов.7:1). Посему не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби; а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все домостроительство Свое во плоти совершил страданиями. Он, Владыка всяческих, принял на Себя зрак раба; богат сый, обнищал, терпел голод, жажду, труды, утомление в пути; Создатель всего и Господь не имел, где главы подклонити. Кого трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост, и потом быть искушенным от диавола. Имел ли нужду в посте Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет нам показать сим пример и образец жития, чтобы, в том же упражняясь, избавились мы от злокозненности диавола, и достигли вечного царства Христова. Потому и страдал Он, укоряемый, злословимый, оплеванный, ударяемый по ланите, бичуемый, венчаемый тернием, приемлющий в руку трость, облекаемый в багряницу, заушаемый, приемлющий все роды поругания и осмеяния, распинаемый, напоеваемый оцтом и желчию, пронзаемый в ребро копием, вменяемый с беззаконными. Все сие претерпел Господь ради нас, все это понес Долготерпеливый нашего ради спасения. Итак чем воздадим Господу, показавшему столько любви к нам грешным? Не воздаяния требует Он от нас, но хочет только, чтобы приложили мы попечение о собственном своем спасении.

Так и апостолы, последуя наставлениям Спасителя, терпели всякую скорбь и тесноту, преследуемые, гонимые, утесняемые, оскорбляемые, унижаемые, подвергаемые заплеванию, непрестанно изгоняемые из одного места в другое, одним словом, не находившие себе покоя, но имевшие пред очами смерть и ежечасно ее ожидавшие, и сверх этого, изнуряющие тела свои постом, бдениями, жаждою, наготою, трудами, опасностями и путешествиями, чтобы и себе и нам уготовать вечную жизнь. Ибо ясно показует Бог, что нет покоя на земле желающим спастись; потому что не без труда дается награда, и каждый из нас получит свою награду по мере труда своего.

Следуя по стопам их, и добропобедные мученики, прошедши различные искушения, переплавленные в мучениях, как золото в горниле, украшены венцем нетления; бичуемые, скручиваемые, строгаемые, жестоко изъязвленные под ударами, связанные, ввергаемы они были в темницы. Князи и цари отдавали их на съедение зверям, предавали всеядному и сильному огню, бросали их в речные потоки, топили в море, привязав к колесам, сокрушали преподобные и нежные их члены. Все же это Святые сии превозмогли не телесною силою; потому что имели такое же тленное тело, какое имеем и мы, но укрепляемые надеждою будущих благ, претерпели все мужественно, нимало не вводимые в искушение плотскими мыслями, не поддаваясь ласкательствам, не обольщаясь временною славою и суетным богатством, но несомненно возложив все свое упование на Господа, попрали все козни диавольские, и явились Господними мучениками, дав доброе исповедание пред человеками.

Так и мы, возлюбленные, хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповеди Спасителя, какую изрек Он: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит (Ин.15:13). Итак, если заповедано нам полагать душу друг за друга, то кольми паче обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы стать подражателями Господу. А Он первый показал послушание делом и словом, послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти же крестныя, а также и душу положил по свойственному Ему человеколюбию, и при том за нас, бывших Ему не друзьями, но врагами. Он нас, врагов Его по нашим прегрешениям и вожделениям, смертью Своею примирил с Отцем, истребив еже на нас рукописание (Кол.2:14). А мы, обязанные последовать Ему, и получив повеление соблюдать заповеди Его, не соблюдаем их. Он Сам прежде исполнил, а потом научил; а мы и малого даже послушания не оказываем друг другу, но все порабощены наиболее прекословиям и непокорности, и не подчиняемся, не кому бы то ни было, но Самому Владыке Христу. Ибо, когда противоречим отцам нашим, предлагающим спасительные для нас наставления, и готовым положить за нас душу свою, тогда противимся не Самому ли Христу, сказавшему: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк.10:16)? Посему как же отметающих Сотворшего нас, сподобит Он царствия а не паче осудит и накажет, потому что извращаем так заповеди Его, не хотим видеть, как опасно преслушание, и не познаем пользы послушания, и того, что преслушание производит смерть, а послушание доставляет жизнь вечную? Итак употребим усилие, возлюбленные, за прекрасное сие послушание и за покорность наследовать жизнь вечную, и не соделаем себя повинными смерти за преслушание и непокорность; но имея страх Господень, послушаемся наставлений Апостола, как он говорит, покаряясь друг другу в страхе Божием, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:2); потому что мир служит основанием всякой благой надежде; мир — смерти, смерть, сетование диаволу, потребление бесам. Взыщем мира, устремимся вослед его; это — Христос, как говорит Апостол: Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый (Еф.2:14), и пришед, благовести мир дальним и ближним (17).

Постараемся же, возлюбленные, держаться сего мира; а врагу, то есть диаволу, воспротивимся, и сотворим с ним брань, восприяв на себя сильные оружия нашего воздержания, то есть, прежде всего самую правую веру, упование будущих благ, и нелицемерную любовь. Сими тремя духовными оружиями низложим три лукавые ухищрения врага, т.е. забвение, неведение и леность. Ибо это — три лукавые и тонкие его вымыслы; сими тремя силами ввергает он в пагубу род человеческий, особенно тех, которые внимают лукавым его советам. Сии три козни его зловреднее всех его вымыслов; потому что весьма тонки, и неприметно вкрадываются в нас, и мы не думаем, что делаем худо, предаваясь сим порокам. Предположим, что иной встретится со львом или медведем, самыми свирепыми зверями, и будет умерщвлен ими, потому что они велики и сильны; а другой нападет на змею, или паука или скорпиона, и от действия ядовитого зверя той же подвергается смерти, как и встретившийся с величайшим из зверей. Так кто предан пиянству, чревоугодию, блуду и прочим страстям, тот подвергается душевной смерти от сих великих и лукавых страстей; а равным образом, если кто одержим неведением или одолевается леностью, сими, по-видимому, самыми маловажными недостатками, впадая в которые, не знаем даже, делаем ли грех; то и сими порабощенные страстями подвергаются душевной смерти, как смерти — телесной. Ибо забвение, вводя в заблуждение души наши, не позволяет нам содержать в памяти Божии заповеди, а между тем грех, нападая на нас, берет нас в плен, и удаляет от Бога. Неведение, похищая в уме нашем любовь к Богу, не дает в нас места надежде на блага, и мы, привязанные им к земному и суетному, не верим заповедям Божиим, и делаемся врагами Богу. Иже бо, сказано, восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.4:4).

Свергнем с себя тяжесть мира, понесем крест наш, и последуем за крестом Господа, не уклонимся от прекрасного пути сего ни в правую, ни в левую сторону. Ибо путь сей есть Иисус Христос, Который говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Ин.14:6). Итак, пойдем сим узким и тесным путем, чтобы насладиться вечною жизнью, которая есть Христос. Пойдем, потому что все праведники им шли. Посему и пророк говорит: Многи скорби праведным (Пс.33:20).

Итак, если святые наследуют царство небесное за многие скорби; то ужели же надеемся получить оное мы, при беззакониях, в покое и роскоши, отягченные бременем мирских занятий? Возможно ли это? Кто несет бремя по пути весьма узкому и утесненному, тому невозможно пройти, потому что препятствует теснота. Так и обремененный мирскими занятиями затрудняет себя в достижении царства небесного. И Господь, объясняя затруднительность спасения многостяжательным, и являя нам совершенное великодушие, сказал: Како неудобь имущие богатство в царстие Божие внидут (Мк.10:23)! Ибо когда приступил ко Господу юноша, спрашивая о вечной жизни и говоря: Учителю Благий, что благо сотворю, да имам живот вечный (Мф.19:16); Господь сказал ему: заповеди веси: не убий, не прелюбы сотвориши, не укради, не клянись ложно, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою (Мк.10:19). Поелику же юноша сказал: Вся сия сохраних от юности моея; что есмь еще не докончал (Мф.19:20); Господь, желая показать, что не сохранил он и тех заповедей, на которые указывал, сказал ему: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене (21). Но он, подавленный тяжестью имения, связанный похотью его, и потому уязвляемый печалью, не захотел быть последователем Господним, не возжелал приобрести и небесное сокровище, но отъиде скорбя; и евангелист, представляя на сие и причину, говорить: Бе 6о имея стяжания многа (22). Видите, возлюбленные, каких преспеяний препятствием бывает многостяжательность. Великое имение не дозволило юноше стать последователем Господним, и даже, в чем почитал себя преуспевшим, обратило в ничто. Посему Господь сказал еще: Удобее есть вельбуду сквозе иглины уши пройти, неже богату в царствие Божие внити (Мф.19:24).

Итак, почему же нам не устранить от себя этого препятствия, не взять креста своего, и не последовать за Спасителем, не озираясь вспять, подобно жене Лотовой, которая в пример неверию стала сланым столбом до сего дня? И Господь говорит: Никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствие небесное (Лк.9:62). Озираться вспять не иное что значит, как возвращаться к мирским занятиям. Что, по-видимому, разрушили, то временным упокоением воссозидаем, во всем делаясь преступниками, как говорит апостол Павел: Аще, бо, яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю (Гал.2:18), Ужели думаем, что преступая заповеди Божии, сподобимся царствия, а не будем, напротив того, осуждены в геенну огненную?

Итак, возлюбленные, пока еще время спасению, постараемся отложить всякую нечистоту и всякую злобу, будем подвизаться подвигом добрым, чтобы достигнуть вечной жизни, к которой мы и призваны, для которой и дали прекрасное исповедание, приняв на себя образ святыни. Посему будем достойно ходити звания сего, и, со всяким смиренномудрием будем терпеть друг другу любовию Господа нашего Иисуса Христа, и потщимся блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:1-3). Ничего не будем делать из соперничества или по тщеславию, да не поработимся лукавым страстям, то есть чревоугодию, которое есть матерь невоздержания. Никто из нас да не подражает Исаву, который, возлюбив гной внутренностей, продал первородство свое, вменив чрево свое в бога. Ибо что освящено было Богу, то предал он чревоугодию, осквернившись сим и сделавшись чуждым для Бога. Итак, не будем уподобляться Исаву, который у апостола назван блудником и сквернителем, ибо говорит он: не кто блудодей или сквернитель, якоже Исав (Евр.12:16). Напротив того, поревнуем простой и незлобивой жизни Иакова, чтобы с ним наследовать спасение, ибо сказано: Иаков бысть нелукав, живый в дому (Быт.25:27).

Да, возлюбленные, не будем нерадеть о душах своих, потому что душе нет и цены. Охотно претерпим искушения, всякую скорбь и тесноту; будем укрощать тело, порабощая его строгим постом, всенощными бдениями, возлежаниями на голой земле, трудами, и вообще суровою жизнью, чтобы душа наша со дня на день обновлялась. Ибо апостол Павел говорит: Елико внешний наш человек тлеет, толико внутренний обновляется по вся дни (2Кор.4:16); и еще: еже бо ныне легкое печали вечную славу соделовает, не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна (17:18). Возжелаем приобрести вечное. Приведем себе на мысль Святых; взвесим их добродетели, и поревнуем им, и желанием души своей пойдем по следам их. Кто из них проводил настоящую жизнь в покое, а не напротив того, искушениями, скорбями и страданиями наполнял все настоящее время жизни своей? Посему-то, как сказал я выше, Господь в письмени предал нам жизнь их, не для того только, чтоб мы дивились им и восхваляли их, но чтобы, по примеру их жизни, старались и мы приобретать доброе житие.

Возьмем в пример начаток благих — Авеля, этого незлобивого агнца, принесшего благоугодные дары Богу, не соделавшего никакой неправды, только добродетелью и благоугождением Богу возбудившего к себе зависть, умерщвленного братнею рукою, не имевшего в себе ничего такого, что было бы достойно осуждения, и могло возбудить этот нечестивый гнев его. Но, как сказано, возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он смерть, и став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков. Родители же его, первозданные, сотворенные пречистыми руками Создателя и Бога, вкусив великих утех райских, преслушав заповедь Сотворшего их, приняв совет обольстителя, и приобщившись наслаждений обольщения, извергнуты из рая. Видишь, сколько вреда принесли им покой и утехи! Привели к тому, что возмечтали о равенстве с Богом. Ибо род человеческий всего более неспособен к покойной жизни. Скорбь же, скудость и разные искушения, претерпевших оные делают славными и блаженными.

Хочешь ли знать, в каких искушениях и скорбях провел настоящую жизнь Ной? Писание говорит: Ное же угоди Богу (Быт.6:10), чтобы знали мы, как истинно благоугождающие Богу подвергались и подвергаются искушениям и различным скорбям, да явятся более чистыми, как золото, вверженное в горнило. Кто же в состоянии будет достаточным образом пересказать скорби и искушения Ноевы? Среди такого множества людей Ной один исполнял волю Божию, всех же видел уклонившимися от Бога, вразумлял их, многократно увешевая обратиться, но они почитали его пустословом. И когда строил ковчег, сколько было ему укоризн и насмешек? Но он не гневался на сие, а продолжал увещевать их. И столько лет терпеть от них презрение и ненависть, видеть, что все с таким стремлением впадают в грехи, — ужели это кажется тебе малым? Кто перескажет бедствия его по наступлении потопа, — эту жизнь его в продолжении целого года в такой тесноте, с таким множеством зверей, пресмыкающихся и птиц, это нестерпимое волнение, этот мятеж волн, шум громов и вод? Ужели и сие почтем маловажным? А что было по прекращении потопа? Кто исчислит сии скорби — видеть совершенное запустение земли и истребление человеческого рода? Когда не доставало у него причин к беспокойству или сетованию? А неразумие сына его, Хама, когда осмеял наготу отца — какая скорбь! Бесстыдный этот поступок столько тронул Ноя, что потомков Хамовых осудил он на рабство. Но чтобы не продлить слова, умалчиваю о сем; если бы пожелал кто пересказать все скорби Ноевы, то недостало бы у него времени. Но среди всех этих скорбей научился он благодарить Бога, не расставаясь с упованием будущих благ. Почему память о нем соблюдется в бесконечные веки.

Что скажем о патриархе Аврааме? Многие говорят, что жил он в богатстве и обилии паче всех; а потому, кто молится о чем-либо, испрашивает Авраамова себе благословения и обилия. Но если кто рассмотрит его богатство, то найдет, что более всех терпел он скорби, и все время жизни своей проводил в искушениях. Ибо кто перечислит его скорби, бедствия во время путешествий, опасности в войнах? Живущему благочестиво быть ни во что, оставить землю свою и всех сродни ков, не знать, где должно остановиться, ежедневно переселяться с места на место, скитаться с опасностями для себя, и одной пяди не иметь наследства на земле, но обитать в шатрах… И что хочу сказать? Кто ожидает себе наследия будущих благ, тот должен ничего не приобретать в свою собственность в настоящем, но быть твердым в уповании на Бога, подобно Аврааму, который клятвою уверял царя, к нам обращая слово о нестяжательности, нас уча, не быть пристрастными к миру, но возлагать свою надежду на Бога. Посему, когда царь, после победы во брани, из благодарности хотел воздать награду трудам, Авраам сказал: воздвигну руку мою к Вышнему, Иже сотвори небо и землю, аще от нити до ремяня сапожнаго возму от всего твоего, да не речеши, яко аз обогатих Авраама (Быт.14:22,23). Видите, что Авраам не пожелал ничего в настоящем, но, укрепленный надеждою на будущее, мужественно перенес искушение. Не пощадивший единородного, но готовый закласть его, по Божию повелению, мог ли пожелать себе чего временного? Усердный сей делатель страннолюбия, за прекрасное сие столпоздание, угостил Бога, как странника, и, соделавшись другом Божиим, наслаждается благами, всегда пребывающими. И мы будем подражать его вере, мужеству, любви к Богу, страннолюбию, чтобы с ним насладиться вечных благ.

Что же скажет иной о послушании Исаака, или кто ублажит оное? Когда отец вел его на жертву, охотно шел он на смерть; почему и стал прообразом Владыки Христа. И мы приобретем его послушание, его готовность, и не сомневаясь, будем оказывать послушание отцам, чтобы и нам от Спасителя Христа получить награду за послушание.

Не осмеливаюсь и говорить о мужественном Иове: целое море искушений претерпел он, не колеблясь сомнением, мужественно перенес всю бурю, всю непогоду, все треволнения от чуждого, и пребыл непоколебимым, как несокрушимый утес, принял на себя все стрелы лукавого, и остался неизъявленным, оградив себя щитом веры, и мужественно поборов и сокрушив врага, оказался увенчанным. Когда диавол просил его себе для искушений, и когда после того, как нестерпимый удар нанес телу его, пожал богатство его, лишил его всех имуществ и всего прочего, — дома, служителей, детей и всякого иного достояния, слышит, что Бог свидетельствует о добродетелях праведника, и говорит ему: Внял ли еси мыслию твоею рабу Моему Иову? Яко несть такова от сущих на земли: непорочен, праведен, истинен, богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи? Ты же рекл еси погубити имения его вотще (Иов.2:3). Тогда вселукавый диавол, прибегнув к великому бесстыдству, присовокупил слово оправдания: Кожа за кожу, и вся, елика имать человек, даст за душу свою (4). Видишь ли, как диавол невольно сказал истину, что лишение временного — спасение душе. Иов, приобретая настоящее, приобретал не для себя, но для нищих, говоря: Дверь моя всякому приходящему отверста бе (Иов.31:32). Аз отец немощным, око слепым, нога же хромым (29:15,16); и от стрижения агнцев моих согрешася плещи нищих (31:20). Видите, возлюбленные, не для себя, но для нуждающихся приобретал он богатство. Потому и по утрате оного не огорчился, но паче благодарит, говоря: Господь даде: Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть; буди имя Господне благословенно во век (Иов.1:21). Видишь, как для спасения души своей пренебрегал он всем, что на земли. Ибо и диавол признался, что лишение имущества — спасете душе. А если, хотя и невольно признался в этом он, отягчающий людей бременем мирских стяжаний; то для чего же мы сами себя связываем ими, а не паче оставляем их, чтобы приобрести души свои и улучить небесное царство? Господь же сказал: Иже оставит отца, или матерь, или братию, или сестры, или дом, или села Мене ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф.19:20); как и раб Божий Иов, лишившись всего временного, и всякое искушение претерпев мужественно и великодушно, и настоящее снова получил и наследовал царство.

Пойдем же и мы по стопам сих добре подвизавшихся, пренебрежем все в этом веке, и приятное и страшное, чтобы не отягчить себя бременами суетных мудрований, и не пасть под тяжестью грехов. Иначе, Господь, пришедши, найдет нас почивших сном, вводящим в смерть, и отягченных объядением, пиянством и печальми житейскими; и исключит нас из царства небесного, и будем оплакивать дни нашей лености, нашего нерадения и расслабления; и тогда ни малой не принесут нам пользы это сетование, эти слезы, воздыхания и тысячи приношений, если станем воссылать их, говоря: Господи, Господи, отверзи нам (Мф.25:11). Некому тогда отворить дверь; а напротив того, с запрещением, внушая ужас, скажет Господь: не вем вас (12), отступите от Мене делатели беззакония (Лк.13:27). Посему-то все Святые шли путем тесным, чтобы избавиться от сего приговора, и достигнуть жизни вечной.

Но хорошо будет пересказать жизнь Моисея, и полезно подражать его добродетелям. Опасностям и искушениям, какие он опытно изведал, нет и числа. По рождении брошен родителями в реку; царская дочь, взяв его, воспитала вместо сына. Когда же оставил детские понятия, и пришел в совершенный смысл; тогда не пожелал он временного покоя, ни суетной славы египтян, ни тленного богатства, вводящего в пагубу, но, отрекшись начисто от всего, отвержеся нарицатися сын дщери Фараоновы, и возненавидев царство и пышность, паче изволи страдати с людьми Божиими, нежели иметь временную греха сладость (Евр.11:24.25). Но после того, как показал он такую доблесть, сретают его искушения и скорби; и, если кто пожелает в точности рассмотреть постигшие его искушения, то найдет, что более всякого другого понес он скорбей. Ибо, когда пришел в совершенный смысл, и приобрел ревность Божию, думая, что поймут его соплеменники, и увидев, что одного из них притесняет египтянин, убил он египтянина и избавил обиженного: за сие сами облагодетельствованные им намеревались предать его на смерть. И опять, когда соплеменники завели между собою ссору, а он желал склонить их к миру, один из них, исполненный неправды, стал укорять благодетеля, как убийцу, говоря: Еда убити мя хощеши, имъже образом убил еси вчера египтянина (Исх.2:14)? Что прискорбнее и болезненнее этого? Посему-то, живши при царском дворе и наслаждаясь таким покоем и такою свободою, стал он беглецом и пресельником, не захотев иметь египетского богатства и временной греха сладости, пожелал бедствовать в пустыне, и рассудил лучше пасти стада у язычника, по имени Иофора, и отрекшись, скажу так, от всего, возненавидев временный покой и возжелав небесных благ, сорокадневный пост, за что сподобился видеть Бога, и усты ко устом глаголал с ним Бог (Числ.12:8), и из руки Господней принял он закон, проведши всю жизнь в скорбях. Ибо тяжко было египетское искушение, но еще хуже были для него израильтяне: то ропща на Бога, им благодеющего и подающего манну, вспоминали они паче о чревоугодии египетском; то служили идолам и отступали от Бога. Яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор.32:15). Видите, братия, что произвели пресыщение и роскошная жизнь, как сделали они отступниками от Бога, и довели до идолослужения. Все же это обращалось Моисею в огорчение и скорбь. Ибо, когда сей пламенный любитель Божий видел, что те, которых любил он паче души своей, так нечествуют и предаются неистовству, и после страшных оных чудес, после пешешествия по морю, после такого Божия заступления и всех благодеяний, обратились к идолослужению, и вследствие покоя и роскошной жизни измышляют себе слиянного бога; тогда блаженный, огорчась таким беззаконием их, и движимый Божескою ревностно, принужден был сокрушить скрижали закона, и тем, которых столько любил, велел вооружиться друг против друга и совершив другой сорокадневный пост, приял снова закон. Видишь ли пользу нестяжательности и искушений, как претерпевавших оные делают друзьями Божиими? Что богатее, что славнее этого прекрасного отличия нестяжательности? Фараон был царь, имел золотую колесницу, златокованный престол и венец на челе, но потонул в Чермном море; а нестяжатель Моисей имел у себя один жезл и злачное поле и стал путеводителем народа, извел ему воду из камня, низвел манну с неба.

Итак, их добродетелям должны соревновать и мы, приявшие на себя ангельский образ и отрекшиеся от мира, чтобы сподобиться и их благодати, и вместе с ними насладиться вечными благами, должны соревновать их терпению, их скромности, неозабоченности земным, смиренномудрию, кротости, незлобию, сокрушению, чистоте, нелицемерной любви. Когда Бог прогневался на нечестие иудеев и хотел истребить их, тогда сказал Моисею: Остави Мя, да сокрушу я, и сотворю тя в язык велик и мног (Втор.9:14). Но приобретший великую любовь умолял Бога и говорил: Никакоже, Господи, аще убо оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в ню же вписал еси (Исх.32:30). Видите, возлюбленные, величие непревышаемой любви. Ради спасения иудеев и в защиту их Моисей молит его самого изгладить из Божией книги. Сей любви должны подражать желающие спастись и насладиться будущими благами. Кто приобрел сию любовь, тот не подлежит уже страстям злобы и лукавства, но, живя чисто и непреткновенно, получить небесное царство.

Подобно и все пророки наследовали вечную жизнь за многие скорби и искушения. Иисус Навин, учившийся у Моисея и подражавший его добродетелям, сподобился той же благодати, и многими испытан был скорбями и искушениями, ведя войну за войною; но более войн причиняли ему скорбь преступления народные. И все сие претерпел он, по упованию вечных благ, по вере в Бога и из любви. Последовавшие за ним судии и пророки упражнялись в тех же подвигах и терпели те же скорби. За сие ублажены Богом и наследовали жизнь вечную, не имев никакого приобретения на земли, но всегда лишени, скорбяще, в пустынях скитающеся, терпя всякую скорбь и тесноту. О них-то сказал апостол: Их же не бе достоин мир (Евр.11:38).

А кто в состоянии описать скорби и искушения Самуиловы, те народные прекословия, когда, восстав против Самуила, лучше же сказать, против Самого Бога, израильтяне просят царя? Сколько сетования, сколько скорбей праведнику, когда уничижали его? Посему Бог говорит: Не тебе уничижиша, но Мене (1Цар.8:7). А когда помазанный им царь преступил заповедь Божию и сохранил иноплеменного царя, между тем как Бог повелевал умертвить, — сколько было пророку слез, сколько рыданий!

Что же царь и пророк Давид? — Найдешь ли, чтоб имел он какое упование на земли? Ибо кто проводил на земле жизнь более болезненную и скорбную? Кто возможет исчислить Давидовы опасности, скорби и сетования? Хорошо только потрудившиеся в изучении Писаний, и с добрым разумением прочитавшие книгу Псалмов, они только знают, что у праведника никогда не было недостатка в причинах к плачу: иногда постелю свою омочал он слезами; иногда же говорил: быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс.41:4); иногда забывал о вкушении пищи: яко забых, говорит, снести хлеб мой (Пс.101:5), и питие мое с плачем растворях (10). Но для чего мне сказывать те скорби, которые описаны в псалмах его?

Обременяющая нас леность не позволяет нам возвести очи к созерцанию совершеннейшего, но непременно влечет нас в ад, и принуждает идти самым широким путем погибели. Посему, возлюбленные, чтобы враг не низложил нас забвением, неведением и леностью, и не низвел во ад, воспротивимся тверди верою (1Пет.5:9), и постыжденным бежит от нас бесстыдный змий. Ничто же так не одолевает и не низлагает его, как покорность, послушание, смиренномудрие и искренняя любовь. Сии добродетели, как сказано выше, — стрелы в сердце врагу. Ибо он принимает на себя личину всех добродетелей, как-то: поста, бдений, нестяжательности. Если скажешь о посте, то он вовсе не ест. Если — о бдении, то он совершенно пребывает неусыпным. А если кто скажет о нестяжательности, то он вовсе ничего у себя не имеет. Хотя прекрасны и весьма полезны сии добродетели, разумею пост, бдение и нестяжательность; однако же все-лукавый диавол принимает на себя их личину, и вымышляет способы окрадывать тех, кто имеет сии добродетели, тщеславием, самомнением, высокомудрием. Но ничего не может он вымыслить против смиренномудрых, потому что не может принять на себя личины сей добродетели. Смиренномудрие — Христова риза; и враг, будучи горд, бегает смиренномудрия, видя в смиренномудрых смирение Самого Христа, Который, по свойственному Ему человеколюбию, смирил Себя и принял зрак раба. А человекоубийца искони — диавол, за гордость лишен царства небесного, и ею же низлагает превозносящихся. Подобным образом не может он ничего вымыслить против покорных и послушных, потому что видит в них Владыку, Который, как говорит апостол, послушлив был Отцу даже до смерти, смерти крестныя. А он, будучи непокорен, преслушал Бога и удален от сопребывания с ангелами. К облекшимся же в нелицемерную любовь никак не смеет он и приближаться, потому что видит в них Человеколюбца Бога, виновника и подателя любви, как сказано в Евангелии: Тако бо возлюби Бог мир, яко Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но мать живот вечный (Ин.3:16). Посему боится враг облекшихся в сии добродетели и бегает их, потому что исполнен он ненависти, и сам есть изобретатель ненависти.

Итак, вместе с прочими добродетелями приобретем сии оружия, которых он не в состоянии иметь, то есть смиренномудрие, послушание, покорность, и сей в Боге насажденный корень — нелицемерную любовь. Ибо смиренномудрие, как сказано, Христова есть риза. Посему кто приобрел оное, тот уподобился Смирившему Себя и Принявшему зрак раба. Послушание, а также и покорность, доставляют ту же славу принявшим их на себя от всего сердца, потому что покорность приводит в порядок неумеренную попечительность; а также и послушный, убедившись, что предел послушанию полагает только смерть, ничего не предпочитает оному, но, как сказано, делается в нем подражателем Христу, Который послушлив был Отцу даже до смерти. И любовь — непреоборимое оружие на диавола, потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, как сказано, в Бозе пребывает (1Ин.4:16). Нет ничего досточестнее сих добродетелей, потому что в них весь закон и пророцы висят. Итак, возлюбленные, употребим старание преуспеть в сих добродетелях и низложим всю силу диавола, презирая суетную славу, а равно и бесчестие, как учит апостол, говоря: Оружии десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и 6лагохвалением; яко лестцы и истинни (2Кор.6:7.8). Таковы были апостолы: пренебрегали всякою человеческою славою, все в веке сем вменяли они в уметы, ничего не предпочитая любви Божией; но соблюдая единодушие во всем прекрасном и имея мир и любовь друг к другу, разрушили чрез это все козни диавольские и сокрушили всякую злобу врага; не убоявшись гнева Царей и мучителей, своим согласием и миром привели в бездействие и совершенно уничтожили все диавольское беснование; храня между собою мир, отразили диавольские брани, ниспровергнув всякое идолобесие, в ничто обратили все диавольские наругания; будучи невеждами, посрамили философов, недействительными сделали определения советодателей, и основали Церковь, водрузили жертвенник, показали нам путь на небо, засеяли вселенную словом спасения. Во всем же этом преуспели святые не телесною крепостию, не действием оружия, но любовию к Богу и к ближнему, взаимным между собою согласием и миром; ибо ничего нет выше любви и мира. За сии-то добродетели сподобились они такой славы: наименованы друзьями и братиями Господними. Ибо некогда Господь сказал им: Вы друзи Мои есте, аще творите, якоже глаголю вам (Ин.15:14). А по воскресении говорит женам: «Шедше в Галилею, возвестите братии Моей (Мф.28:3); там предварю вас». Посему и в пакибытие Владыка обещал им седение на двоюнадесяти престолу, и сказал, что поставит их судиями обеманадесяти коленома Израилевома (Мф.19:28).

Итак, возлюбленные, будем и мы последовать их учению, подражать их добродетелям, твердости в правой вере, искренней надежде на упокоение в будущем веке, нелестной любви к Богу и ко всем, их смиренномудрию, терпению, негневливости, безмятежию, рассудительности, нетщеславию, сострадательности, сердоболию; терпеливости, кротости, безмолвию, несребролюбию. воздержанию, тщательности, ревности к добродетелям, послушанию, постоянству, готовности на скорби, опасности и искушения; кроме же всех сих исчисленных добродетелей, — единомыслию и союзу единения, чтобы при помощи всех этих добрых дел избавиться нам диавольских злоухищрений, обмана и прелести, избежать геенны, червя неусыпающего, плача, скрежета зубов и тьмы кромешной, сподобиться же вечного и бессмертного света в упокоении и вечной радости Господа нашего Иисуса Христа, там, откуда бежали печаль, болезнь и воздыхание, где нет противовоюющего диавола, где невидно ни обидчика, ни обидимого, где нет смерти и бедствий, но есть веселие и вечное радование. Сего возжелаем, сему поревнуем, сие постараемся приобрести житием своим в мире. Поспешим, ускорим шествие, пока еще день, пока не застигла нас нескончаемая ночь, пока не заключены двери; уясним светильники душ наших убелением чистоты, чтобы вместе с владычественным бессмертным Женихом радуясь взойти в небесный Его чертог. Вверенную же нам одежду святыни постараемся соблюсти неукоризненною, чтобы Владыка узнал дар Свой, сохраненный нами чистым и неоскверненным, и чтобы услышать нам оный блаженный глас Владыки: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34); и еще: добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа (23), о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.