image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Торжество правды над ложью

Поздравляю вас всех с праздником Торжества Православия!

 

Сегодня, в первое воскресенье Великого поста, мы с вами празднуем победу Православия над всеми ересями и лжеучениями, которые диавол воздвигал против Церкви Божией, и вспоминаем, в частности, победу Православия над ересью иконоборчества, которая охватила Восточную Церковь в VIII веке.

 

Стоит вспомнить, что такое ересь, откуда она берется, и зачем Церковь противодействует ей. Представление о том, что еретическое течение – это некое прогрессивное течение, вложено в умы многих людей диаволом. Ересь происходит от греческого слова «выбираю», и означает выбор, по своему вкусу, кусочков из Откровения Божия, в произвольном порядке.

 

Это когда человек создает себе веру, которая ему удобна. Это подобно базару, на котором человек выбирает себе то, что ему нравится. Ересь создается человеком по человеческим меркам и происходит от гордыни. Это прямое следствие гордостного нежелания смириться перед Богом, нежелания признать полноту Откровений, которую дал нам Творец, и попытка выдать за полноту Откровений какую-то свою выдумку, свои представления, сотканные отчасти из Откровения Божия, отчасти из мнения, которое человек составил себе сам, а отчасти из внушений сатаны.

 

Как говорит апостол Павел, ересь есть дело плоти, наряду с другими грехами (Гал. 5:19-20). Дело плоти – это дело того духа, который полностью погрузился в плотское мировоззрение. Каков механизм ереси? Мой разум не может согласиться с тем-то и тем-то. Например, самая свежайшая ересь, которая сейчас распространяется среди многих богословов, гласит, что Причастие – не есть Тело и Кровь Христа. Богословы говорят, что они не видят, что это Тело и Кровь Христа, они видят хлеб и вино, и человек, потребивший святую Чашу, может опьянеть, значит, это просто хлеб и вино. Получается ситуация, когда мой здравый смысл не может согласиться с тем, что это преосуществленные Кровь и Тело Иисуса Христа.

 

Следовательно, нужно придумать какую-нибудь такую теорию, которая будет не католической (потому что католики верят в преосуществление, а мы не должны быть с католиками, даже если они правду говорят), нужно придумать мнение, которое бы не противоречило моему здравому смыслу. Человек в данном случае предполагает, что у него смысл отчего-то здравый (откуда он это взял, непонятно). Мы знаем, что разум у человека заболел фантазией с момента грехопадения, и исцеляется он как раз учением Церкви, тем Откровением, которое передал Бог, священными догматами, мерилами веры, выпрямляющими наш разум.

 

А человек, вместо того, чтобы менять свой ум по догматам, начинает догматы менять под себя. Он говорит, что хлеб остается хлебом, вино – вином, и они каким-то образом вводятся в ипостась Сына Божия, Христос воплощается вновь в хлеб и вино. Появляется подобная фантазия и глупость, уже осужденная в XVII веке. Так возникают ереси, прямо на наших глазах, когда люди под воздействием своего больного разума пытаются исказить Откровение Божие.

 

Такая хлебопоклонная ересь лишает человека спасения, потому что ни хлеб, ни вино не могут очистить человека. Если в Чаше не Кровь и Тело Господне, то мы обречены на смерть и тление. И наши грехи остаются при нас, так как «без пролития крови не бывает прощение грехов» (Евр. 9:22). Эта точка зрения лишает нас всякого спасения, и само Боговоплощение тогда теряет всякий смысл. Если у нас в Чаше хлеб и вино, которые каким-то образом соединились с Богом, то зачем было Христу приходить на землю? Он бы тогда послал какого-то пророка, который рассказал бы людям, чтобы они делали определенный чин. И смысла Христу воплощаться и умирать не было бы никакого. Вот такой механизм ереси. Одна еретическая посылка, и в результате все наше спасение полностью перечеркнуто.

 

Таков механизм любой ереси, когда человек свой разум ставит выше разума Божия. Человек имел бы право на создание ереси, если бы мог сотворить параллельную новую Вселенную, и в ней бы имел право давать свои откровения. Вот когда растянешь пространство, запустишь время, сотворишь звезды и планеты, раскрутишь их, сотворишь на них жизнь и разумных существ, тогда и можешь им давать любые откровения. Но без этого условия получается очень нагло подменять Откровение Божие своими собственными выдумками, своей точкой зрения. Еретики подменяют Слово Божие своим словом и таким образом умаляют значение Слова Божия.

 

Апостол Павел во Втором послании Коринфянам говорит такие удивительные слова: «Ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17). Как можно повредить Слово Божие? Люди берут чистое Слово Божие и разбавляют его человеческими измышлениями, чтобы оно было понятнее, разъясняют вопреки Слову Божию. Таким образом оно теряет свою целительную силу, разбавленное вино уже не обладает той целительной силой, которой обладает цельное вино.

 

Но так как подделка становится очень видной, то еретики, чтобы было еще понятнее, предлагают подправить само Слово Божие, тем самым отказываясь от Церковного понимания Слова Божия. В результате возникает вещь, которая не только не полезна, но и вредна. Получается отрава под видом Откровения. Так возникли все лжеучения, так возникли католичество, протестантизм, сектантство. Это попытка Слово Божие смешать со своим умом и под прикрытием Слова Евангелия преподать ложные мысли, которые губят человека. А ядовитая мысль обязательно приводит к ядовитой жизни.

 

Как хорошо сказал один английский писатель: если ересь достаточно еретична, то она не может не убивать. И это чистая правда: ересь, которая слишком еретична, обязательно убьет. В католичестве возникла инквизиция, в русском расколе возникло массовое самосожжение — двадцать тысяч человек убили себя. Получилось, что под видом служения Богу пошли на величайшее преступление, на самый страшный грех – на самоубийство, которое почли подвигом. Это самое настоящее безумие. Это произошло оттого, что ложная мысль гарантированно убивает человека. Ложное учение гарантированно разлагает мысль человека. Это мы видим на примере западного христианства и на примере других ложных религий.

 

Церковь потому и установила в неделю Православия совершать особый чин – Торжества Православия. Этот чин имеет две формы. Есть форма чина, которую положено совершать епископу, а ест священнический чин. Отличие только в том, что епископ имеет право провозглашать анафему лжеучениям, священник же этого делать не имеет права, так как у него нет власти церковного суда. Но с самим текстом анафемы нужно обязательно ознакомиться, чтобы проверить себя, не заползала ли к нам в ум какая-либо еретичная мысль. Нам очень часто приходится видеть в церквях людей, которые самых азов Православия не знают, а исповедуют какую-то совершенную чушь под видом Православия.

 

Церковь, чтобы оградить нас от этого зла, установила чин анафематствования, который установлен еще Самим Господом Иисусом Христом, сказавшим: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

 

Слово анафема в переводе на русский язык означает «отлучение», отделение от Церкви. Человек, преданный Церковью анафеме, отпадает от Церкви, отдается в руки сатане, теряет плоды искупления, которые ему дал Господь, он лишается надежды спасения, анафематствованного человека недопустимо поминать в церквях, о нем нельзя молиться дома, его нельзя хоронить на освященной земле, нельзя отпевать, если он умрет в нераскаянном состоянии. Такой человек оказывается совершенно чужым для Церкви Божией, для Бога Всемогущего – Ее Главы. Этот страшный чин нужен для того, чтобы уберечь людей от падения в страшные грехи ереси.

 

Этот чин нужен и для самих анафематствованных, которые могут вернуться в Церковь, если откажутся от своих лжеучений. Такой человек возвращается в лоно Церкви через чин покаяния и анафематствования своего лжеучения – это обязательные условия.

 

Часто люди, крещенные в детстве, из-за невежества попадают в секты, и там над ними производятся какие-то обряды, перекрещивание, они проходят какие-то инициации, поклоняются иным богам, читают мантры (призывают демонов), поклоняются сатане, сами занимаются ворожбой, колдовством, магией, чародействами, то есть служат врагу рода человеческого. Войдя в Церковь снова, они ограничиваются только покаянием, не осудив сего лжеучения, не анафематствовав его, как требует Церковь. Со временем у таких людей начинаются проблемы со святым Причастием, с духовной жизнью, именно потому, что грех ереси и грех лжеучения не был выброшен из сердца человеческого.

 

Нужно помнить: кто участвовал после крещения в Православной Церкви в религиозных действиях инославных и иноверных (не просто присутствовал, а проходил некие тайнодействия: посвящения, фальшивое крещение), то после покаяния он не может приступать к святой Чаши Причастия, если он не пройдет чина присоединения к Православной Церкви. Не просто исповеди, а именно чина присоединения к Церкви. Только после того, как такой человек осудит ересь, исповедует Православие, освободит свое сердце от заразы, там сидящей, миропомазавшись и исповедовавшись, он может быть допущен до святого Причастия.

 

Если человек просто ходил к сектантам, читал сектантскую литературу или присутствовал на их лекциях, ходил к гадалкам, чародеям, колдунам, то он просто должен покаяться на исповеди, получить епитимью и таким образом присоединиться к Церкви. Но кто выходил из Церкви, то должен назад входить только через чин присоединения.

 

За что Церковь отлучает человека от Бога?

 

«Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию Церкви, отлучаем и анафематствуем». Как говорит VII Вселенский собор: «Кто после однажды найденной истины ищет чего-то еще, тот ищет лжи».

 

Первое, за что анафематствует Церковь: «Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божиего, по случаю: таким анафема трижды». Если человек не верит, что есть Бог, или утверждает, что Вселенная появилась сама по себе (теория эволюции, большого взрыва и так далее), если человек считает, что в этом мире промысла Божия нет, а все происходит случайно, то тому анафема трижды, так как он хулит Творца Вселенной, и не может быть православным.

 

Второе: «Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также не признающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: таким анафема трижды». Кто считает, что Бог только любовь, а не праведность – анафема трижды, кто считает, что Бог только праведность, а не любовь – анафема трижды. Тот, кто пытается Слово Бога ограничить, изуродовать тот образ, который дан нам в Писании, и вместо этого построить свою фантазию под видом Откровения, таких Церковь от себя отсекает.

 

Третье: «Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: таким анафема трижды». Если человек считает, что Сын не равен Отцу Небесному, что Дух Святой не равен Отцу Небесному, если человек считает, что Троица — не единый Бог, а три Бога или один Бог, а два творения (Свидетели Иеговы, ариане, Рерих, Блаватская), то такой человек отвергается от Церкви, потому что Святая Троица, которую они похулили, отторгает их от Своей жизни.

 

Четвертое: «Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и Воскресения: таким анафема трижды». Тот человек, который утверждает, что можно спастись помимо Иисуса Христа, не нужно было Его пришествие в мир, страдание и Воскресение из мертвых, такой человек отлучает себя от Бога. Если человек (даже христианин) считает, что возможно спасение мусульман, иудеев или приверженецев других лжерелигий, отвергающих Христа, то Церковь таким людям говорит: анафема трижды. Такой псевдоправославный лишается плодов, которые он похулил. Если спастись можно помимо Христа, то Христос напрасно умер. Это все очень страшно, и фактически является глумлением над распятым Христом Спасителем. В наше время это очень популярные мысли, которые могут быть названы только богохульством и богоубийством. Кровь Христа будет взыскана не только с иудаистов (не с евреев, так как национальность значения не имеет), но со всякого, кто говорит, что для спасения кровь Господня не нужна. Как говорил святой II века от Рождества Христова Поликарп Смирнский: «Господь взыщет кровь Своего Сына со всех, кто отвергал Его Крест». А это и есть отвержение Креста Господня.

 

Пятое: «Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: таким анафема трижды». Если кто-то считает, что можно оправдаться перед Богом каким-нибудь иным способом, а не кровью Иисуса Христа – единственным средством оправдания, Церковь таким возглашает анафему трижды. Была такая ересь Пелагия, который учил, что спастись можно только своими добрыми делами, таким анафема трижды. Потому что нет никакого средства оправдаться перед Богом, как только кровью Иисуса Христа, которая смывает все без исключения грехи каждого человека.

 

Шестое: «Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Девою: таким анафема трижды». Кто хулит Пречистую Богородицу, тот отлучается от Церкви. Когда у кого-то хулят мать, разве может он спокойно к этому относится? Точно так же Христос наказывает тех, кто хулит Матерь Бога. Это естественно. Поэтому Григорий Богослов говорит: «Кто не признает Марию Богородицей, тот чужд Богу».

 

Седьмое: «Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов чрез них возвестить нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: таким анафема трижды». Когда люди говорят, что Духа Святого с нами еще нет, или когда говорят, что Духа Святого можно найти вне Церкви, или отвергают авторство Святого Духа над Библией, говоря, что это все человеческие выдумки, то такие люди чужды благодати Божией, чужды Святому Духу, которого они похулили, и Дух Святого их от Себя отсекает. Кто сомневается в священных книгах Ветхого и Нового Завета, тот отлучен от Церкви. Например, был такой еретик Лютер, который отвергал послание апостола Иакова, потому что в нем говорится, что для спасения нужны еще и дела, а не только вера. И Лютер просто вычеркнул его из Библии. Такая дерзость по отношению к Святому Духу карается Церковью отлучением. Всякого, кто хулит Слово Божие и Священное Писание не признает, кто не признает Предание Церкви, кто не следует тем законоположениям, которые дала Церковь, того Церковь от себя отсекает.

 

Восьмое: «Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий Суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: таким анафема трижды». Если человек не верит в будущее воздаяние, не верит во второе пришествие Христа Спасителя, если считает, что грешники будут прощены, что Господь всех помилует, то такой человек отлучается от Церкви. Существовало лжеучение Оригена, по которому Господь должен всех помиловать. Кто не верит, что мы воскреснем именно в этом теле, в котором сейчас находимся (не в каком-то другом, а именно в этом), тот отлучается от Церкви и подвергается анафеме. Именно поэтому христиане и ходят на могилу, и не приветствуют кремацию, они знают, что Бог воскресит наши тела. И поэтому недозволительно как-то глумится над телами и относится к ним, как ко временной оболочке.

 

Девятое: «Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: таким анафема трижды». Кто отвергает любое из таинств Церкви, говорит, что можно обойтись без него, тот отлучается от Церкви. Это касается крещения, миропомазания, Причастия, брака, покаяния, священства, соборования.

 

Десятое: «Отвергающим Соборы святых отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые Православной Кафолической Церковью: таким анафема трижды». Тот, кто пытается ревизировать (пересмотреть) святоотеческое предание, то учение о вере, которое передали все отцы Церкви, согласно Священному Писанию, кто пытается изменить Православие, такой человек отлучается от Церкви.

 

Одиннадцатое: «Ругающимся и хулящим святые иконы, которые Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников, ради возбуждения взирающих на оныя к благочестию и к оных подражанию приемлет, и кто называет их идолами, таким анафема трижды». Церковь осуждает всех тех, кто обвиняет христиан в идолопоклонстве, хулит святые иконы, тем самым отрицает Боговоплощение.

 

Двенадцатое: До революции и до Собора 1917 года Церковь провозглашала также анафему тем, кто поднимает революционную деятельность, поднимает мятеж против законной власти, против помазанников Божиих, и было поименное анафематствование Гришке Отрепьеву, Стеньке Разину, Мазепе. Собор 1917 года это анафематствование изменил, и сейчас оно звучит так: «всем тем, кто воюет против Церкви Божией, кто грабит святые храмы, убивает священников, кто хулит Православную веру, и безбоязненно оскверняет святые мощи, да будет анафема трижды».

Членами Церкви Христовой также не могут быть люди, состоящие в эзотерических сектах, в рериховском кружке, в масонской ложе, по той причине, что они анафематствованы и отлучены от Церкви в 1994 году на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

 

За последние годы Церковь анафематствовала поименно несколько человек. Это бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко), который учинил раскол на Украине, бывший священник Глеб Якунин, бывший прокурор Саратовской области, который притворяясь христианином, чинил беззаконие по отношению к Церкви Божией, занимаясь вымогательством, псковский журналист Олег Дементьев за непрекращающуюся гнусную клевету и сатанинскую ложь в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря. То есть, Церковь продолжает отлучать от себя тех людей, которые пытаются Ее расколоть или вредить Ей. Также отлучены от Церкви те, кто организовал бойню в Москве в 1993 году. Церковь поименно их не указала, потому что был спорным вопрос относительно их вхождения в Церковь. То есть, Церковь даже сейчас ограждает людей от попыток устраивать революции. Не должно и недопустимо поднимать мятежи и злодейства, проливать невинную кровь, иначе Церковь обрушит меч анафемы на такого злодея.

 

Мы должны проверить себя, не закрадывалось ли к нам в сердце что-либо из этих страшных вещей. И если закрадывалось, то мы сами, чистосердечно должны анафематствовать это учение, покаяться об этом на исповеди, и стараться и впредь пресекать действия зла, чтобы в нас не поселилась эта зараза, чтобы мы укреплялись святым Православием и достигли Царства Небесного.

 

Да поможет нам в этом Господь!