image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

О крещении детей (исторический обзор)

О крещении детей (исторический обзор)

В православной традиции крещение младенцев стоит на одних правах с крещением взрослых. В протестантстве же крестить разрешается только людей, достигших зрелости. Крещение младенцев они отвергают, основываясь на том, что первое поколение христиан было взрослым. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо повторить себе в чем сама суть крещения и кратко проследить его историю.

Крещение, по словам Христа, необходимо каждому, кто хочет присоединиться к Церкви. » Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие «(Ин.3,5). После Своего Воскресения Христос повелел своим ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19).

Крещение, как и всякое другое таинство имеет внешнюю обрядовую сторону, которая с помощью внешних действий символизирует таинственную сторону обряда. Необходимым предметом для крещения является вода. Вода является символом смерти. В водах всемирного потопа погибло почти все грешное человечество. У различных на родов вода является также символом очищения. Факты ритуального омовения встречаются у самых разных народов (например у древних греков). Омовения существовали и у иудеев. Язычники, обратившиеся к Истинному Богу, должны были пройти обряд омовения. Омовение (погружение в воду) имело важное значение в секте ессеев и употреблялось по законам левитской чистоты,

«Иоанн Креститель предал омовению, погружению в воду, значение священного обряда, в знак искреннего раскаяния, и употреблял его как крещение покаяния». [1,с.202]

Но крещение Иоанна Предтечи было другого характера, чем Крещение Христианское. Оно было крещением приготовления к Богу. Это крещение не было таинством. Иоанн Креститель говорил: «Я крещу вас в воде и в покаяние, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»(Мф.З,11)

Настоящее крещение, Крещение Духом началось после Пятидесятницы, после того как Дух Святой сошел на учеников и образовалась Новозаветная Церковь. Первое крещение совершилось в самый день Пятидесятницы. В этот день крестилось около трех тысяч (Деян.2,41). Далее «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян.2,47)

Крещение после Пятидесятницы приобрело таинственный характер. Оно теперь стало крещением присоединения к Церкви, Царству Божию на земле. Вода является одновременно и символом смерти и символом очищения. В крещении эти символы сочетаются и открывают символический смысл крещения. Человек умирает для своей прежней жизни и воскресает уже очищенным от первородного греха и своих личных грехов, совершенных до этого момента, — вос кресает со Христом (Рим.6,4;Кол.2,11-12). Таким образом, человек освобождается от бремени дьявола и становится членом Церкви — чадом Божиим. С этого момента он, получив благодать, выходит на дорогу к Богу. Дальнейший путь зависит от него самого. Если человек не бу дет делать никаких шагов по этой дороге, крещение не будет иметь никакого смысла. Крещение — не самоцель, а лишь дверь на дорогу спасения.

В первые христианские времена крестили в реках, ручьях и т.д. При храмах для крещения строились специальные бассейны — баптистерии (крещальни).

Первоначально крещение совершалось естественно над взрослыми, после принятия ими христианской проповеди, по­каяния и известного катехизического подготовления. Но с появлением христианских семейств начали крестить также и младенцев. Проследить историю, даже фиксировать появление этого обычая — нет возможности. Известен лишь тот факт, что на Карфагенских Соборах III-го века шли споры о кре­щении младенцев.

Чрез указанный факт образовались два различных пони­мания таинства Крещения. Допускавшие возможность кре­щения младенцев держались в то время как бы магических представлений о сущности крещения и церковных действий вообще, а также разделяли взгляд о причастности детей, чрез наследственность, первородному греху, препятствующему на пути к совершенству (ср. Карф. пр. 7). С другой стороны, нужно было считаться с фактом вступления в Церковь взрос­лых целыми толпами, при чем мудрая педагогическая серьез­ность не позволяла быстроты в действиях, наоборот, понима­ние крещения, как великого акта покаяния и облагодатствования внушало даже возможное замедление. В IV-ом веке сближение крещения с актом вступления в классические мис­терии еще более утверждает понятие о крещении, как посвя­щении в вечную жизнь, как «одежда нетления» (Василий Вел. epist. 292 — Migne. Patr. graeca t. XXXII, 1033), как «печать бессмертия» (Euseb. De vita Constantini IV, 62), — поэтому нет желания отодвигать его к концу жизни. Но с другой стороны с IV-го века требо­вали от Церкви широко отворить свои врата для всех, кто часто вынуждены были политикою христианских государей, без свободного расположения, принимать христианство.

Решением этого серьезного раздвоения и выходом из смут­ного состояния был катехуменат, как желательно быстрое, но предварительное и неполное христианизирование или христиа­низация.

Принятие в катехуменат уже «делало христианами» еще без совершения крещения, чрез одно руковозложение, и это последнее рассматривалось, как замена того первого (Эльвирский Собор (канон 39): «placuit eis (sc. Gentilibus) manuirn imponi et fieri christianos.» Арльский Собор 314-ГО г. канон 6-ой: «De his qui infirmitate credere vo’lunt, placuit eis debere manum imponi.»). Зна­чит, оглашение (катехуменат) являлось некоторым, так ска­зать, «суррогатом,» чем-то предварительным по отношению к таинству крещения; а крещение завершением священного акта, как τελειωσις. Это постепенное вступление в христианскую Церковь — сначала только оглашенные, а потом уже верные, πιστοι, — вызывало в памяти как бы аналогичные явления, пакты, при вступлении в языческие мистерии — сначала αμυητοι, потом συμμυστοι. Подобное же явление было и в иудейской религии, в роде «прозелитов врат,» «прозелитов правды,» или «боящихся Бога.» Конечно, числившихся христианами, но еще не принявших крещение, было не так уже много, как обыкновенно думают. Но были такие, которые откладывали крещение. Разумеется, последний факт отнюдь не благоприят­ствовал мысли — введению в Христианскую Церковь чрез крещение еще младенцев. Григорий Богослов (Orat. XL, 28 Migne. Patr. gr. XXXVI, 400) рекомендует скоро крестить младенцев лишь в случаях опасности для жизни в состоянии их; а иначе ожидать три года. De Rossi из рим­ских надписей делает общий вывод, что детей крестили от 6-9 лет (Возгоревшийся в начале V-го в. Пелагианский спор также мог олагоприятствовать лишь обычаю отсрочивания крещения детей). Из Peregrinatio Silvae следует, что в Иерусалиме крещение взрослых было делом самым обыкновенным. Апос­тольские Постановления (Апостольские Постановления VI, 15) дают понять, что многие считали крещение излишним. Не только личная история христианских императоров, но также жизнь отцов Церкви, о которых нам единственно известны подробности, доказывают, как распро­странен был обычай замедления крещения (procrastinatio baptism!) и, следовательно, очень продолжительный период пребывания в катехуменате. Константин Великий крестился на смертном одре от Евсевия Никомидийского, Констанций крестился в Антиохии от Евзония, в ноябре 361 г., когда он собирался в поход на Юлиана. Феодосии Великий был крещен в Фессалонике в 379 г. от Ахолия, когда он смертельно был болен. Но вот факты еще более значительные. Епископский сын Григорий Нисский и сын благочестивых родителей Василий Великий крестились только по окончании светского образования; Амвросий Медиоланский, как и Нектарий Константинопольский восприяли крещение после избрания их на епископские кафедры. Св. Иоанн Златоуст, как и Иероним, хотя происходили из христианских семейств, крестились уже взрослыми, как и брат Амвросия Сатир (Satyrus) и сестра св. Григория Назианзинского, Горгония, несмотря на то, что были уже известны своим благочестием. Когда мальчик Августин заболел с опасностью для жизни, благочестивая, заботливая мать Моника позволила ему принять только посвящение в катехуменат.

Таким образом, вступление в христианство совершалось чрез два главных акта — прохождение катехумената и принятие таинства крещения. Катехуменат или оглашение — состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление с своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, — преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским — догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. По­этому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7-ое правило Константинопольского Собора 381 г) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3-ий момент состоял в изъяснении смысла по­лученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.

Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин «De rudibus catechizandis» и Кирилла Иерусалимского), как предварительное на­учение относительно сущности христианского учения и пред­варительное посвящение, как бы в некоторое отражение хри­стианского таинства — налагал обязанности и давал некото­рые церковные права. Оглашенный мог и должен был при­сутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело зна­чение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным ак­том введения в христианскую общину πιστοποιειν. В крещении также можно подметить три отдельных акта:

1. Непосредственное приготовление к таинству крещения, так называемые competentes, φωτιζομεωοι, «просвещенные,» кото­рые уже объявлены к крещению в конце наступающей четыредесятницы. Их имена после некоторого испытания вноси­лись в церковные матрикулы, отсюда получались уже πιστοι. Сущность этого акта заключалась в том, что он был введением в христианскую веру и христианскую жизнь. Он состоял в исповедании символа и в отречении от князя века сего, или в abrenuntiatio satanae и redditio symboli (Const. Apost. VII, 40); то и другое соверша­лось, как на Востоке, так и на Западе, в великую субботу и все это составляло введение к крещению.

2. Собственно акт крещения (μυησις) состоял а) из отречения от сатаны и сочетания со Христом (αποταγη и συνταγη-επαγγελια) б) затем на Востоке происходило помазание тела крещаемого елеем, потом следовало освящение воды с призыванием Свя­того Духа, в) заключительное действие состояло в троекрат­ном вопрошении о вере (interrogatio de fide) обнаженного кре­щаемого, стоящего в воде и троекратном ответе, при погружении в таинственную воду; причем вопрос и ответ так быстро следовали друг за другом, что каждому вопросу соответствовало погружение. Непосредственно к этому примы­кал положительный момент — сообщение Духа чрез руко­положение, но очень рано является и другое — помазание миром, и последнее действие вытесняет первое.

3. Мистическое наставление после крещения. Седмица после Пасхи отличалась торжественностью и посвящалась неофитам — не только на Востоке, — что мы видим из пяти тайноводственных слов Кирилла Иерусалимского, — но и на Западе. Тогда им изъяснялся таинственный смысл христиан­ских обрядов и таинств. На это употреблялось время от кре­щения до первого причастия.

Обозревая в общем вступление неверующего в Христиан­скую Церковь, мы должны отметить пять главных моментов в катехуменате: изучение морального закона, символа и мо­литвы «Отче наш,» как предварительные моменты, и креще­ние с причащением, как два заключительных акта.

В России установился обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, вместе с чином оглашения и наречением имени. Так как с окончательной христианизацией Руси не крещеных людей не осталось, храмы уже не нуждались в крещальнях, а младенцев крестили в купе лях.

Воду перед крещением освящают. Дальше идет непосредственно крещение: крещаемого троекратно погружают в воду со словами:

«Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь «. По выходе из воды новокрещенный облачается в бе лую одежду. Она символизирует чистоту его очищенной души. В об ряде она называется «ризой правды», Св. Иоанн Златоуст называл ее «ризой царской, одеждой нетленной». После этого священник помазует святым миром крестообразно чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Елей является символом света и радости. В крещении это символ света Христова и радости спасения. Вот вкратце обряд крещения в Русской Православной Церкви.

Католический обряд несколько отличается от него. Так в католицизме до сих пор сохраняется институт катехуменов (оглашенных). «Преобладающей формой крещения в католической Церкви является обливание. При крещении по латинскому обряду употребляется формула : «Я тебя крещу во имя»…

По словам ап. Павла, в крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником Его Воскресения (Рим.6,4;Кол.2,12). «Погружательная форма крещения является лучшим выражением этой идеи, идеи полного обновления человека». [2,с.90]

Католическая Церковь, так же как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. В таких случаях ребенок крестится по вере родителей. На них ложится христианское воспитание ребенка. Когда родители в недостаточной степени готовы к нему, католический священник может отложить крещение (кроме случаев, когда жизнь ребенка в опасности).

Теперь посмотрим что представляет из себя протестантское крещение. Протестантство сильно отличается от православия и католицизма в том смысле, что представляет собой не единую Церковь с едиными догмами, как два последних, а совокупность всевозможных сект и доктрин с разными и довольно противоречивыми взглядами.

«Христос говорил о вере и крещении (Мф.16;16). Апостолы учили о необходимости веровать и крестится (Деян.2,38). Лютеране вынуждаются потому признать крещение чем-то важным в деле спасения, хотя это трудно совместить с основным положение их сотериологии, согласно которой человек спасается одной верой. В малом катехизисе читаем: «Крещение подает прощение грехов, избавление от смерти и диавола, и доставляет вечное блаженство верующему». Формула согласия учит: «Крестившиеся имеют снова свободную волю». Большой катехизис говорит, что «крещение нечто большее чем знак замены слова». Ясности в этом вопросе у лютеран нет.

Особого внимания заслуживает то, что лютеране признают крещение младенцев, несмотря на неспособность последних верить. Аугсбургское предание говоря о необходимости крещения детей, осуждает перекрещенцев (анабаптистов). [2,с. 112]

Секта социан, считающая Христа не Богом, а только человеком, одаренным Божественными свойствами, также допускает крещение младенцев как древний обряд, но не считают его необходимым.

Ярым противником крещения младенцев были баптисты и анабаптисты. «Первая община баптистов образовалась в 1612 г. Нет данных, которые бы говорили о прямой зависимости английских баптистов XVII столетия от немецких анабаптистов XVI столетия, хотя отрицание крещения детей является общим для представителей одного и другого вероисповедания. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой без Церкви». [2,с. 149-150]

Вот учение баптистов о крещении. «Оно может совершаться только над теми, которые через Евангелие и благодать Божию обратились ко Христу и веруют в Него от всего сердца как в своего Спаси теля. Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, исповедание грешника, что он всю надежду возлагает только на смерть и Воскресение Иисуса Христа. Но крещение есть также удостоверение со стороны Бога в оглашении к крещаемому, что смыты его грехи, что он любезное Богу чадо. Крещение несло ту особенность, что оно должно совершаться только однажды, между тем как другие средства благодати в течение жизни христианина повторяются и возобновляются. Поэтому особенно необходимо совершать это действие правильно. Крещение совершается так: желающего креститься приводят к реке, вообще к проточной воде. Здесь ему прочитывают все тексты Нового Завета о крещении. Затем крещаемый и пресвитер снимают верхнюю одежду и входят в воду в одном нижнем белье. Крещаемый, сложив руки на груди, должен стать как бы мертвым, отдаться в руки крещающего. Последний, взяв левой рукою за сложенные на груди руки или за опоясанное полотенце, закрывая ему рот правой рукой, погружает его всего в воду и быстро поднимает. После крещения пре свитер читает тексты из Деяний (8,14-17). Крещаемый падает на коле ни, а пресвитер, возлагая руки на голову, молится о ниспослании Святого Духа. Братья и сестры поют в это время духовные песни».[3.с.163] Так как «крещение может совершаться только над теми, которые через Евангелие и Благодать Божию обратились ко Христу», и т.д. исключается крещение младенцев.

«Лютер учил об оправдании верой в том, что таинство приобретает благодатную силу только через веру. Развивая это учение, анабаптисты отвергали крещение младенцев, как неспособных верить, и от тех кто был крещен в младенчестве, стали требовать повторения крещения в зрелом возрасте. Отсюда и самое название — анабаптизм». [4.С.144] Они требовали крещения взрослых, как сознательного восприятия человеком обязанностей апостольства.

Для большинства протестантов характерно стремление к подражанию первым христианам Церкви апостольски времен. К этому стремлению относится и запрещение крещения детей. Первое христианское поколение, учат они, было представлено только взрослыми. Ни одного прямого указания на крещение младенцев в Новом Завете действительно нет. Но есть несколько упоминаний о крещении целых семей:»…крестилась она и домашние ее»(Деян.16,15), «Он … не медленно крестился сам и все домашние его»(Деян.16;33);»Крисп же, начальник синагоги уверовал в Господа со всем домом своим,… и крестились»(Деян.18,8);»крестил я также Стефанов дом»(1 Кор.1,16). Неужели ни в одной из этих четырех семей не было ни одного ребенка? Скорее всего были, и не в одной семье, и не по одному ребенку. Вполне реальным будет предположение, что в тех многих местах Нового Завета, в которых говорится о крещении уверовавших на проповеди (например Деян.2,41), среди этих обратившихся были люди с детьми, которых крестили вместе с остальными. В противном случае надо понимать, что ни на одной из проповедей не присутствовало ни одного ребенка, либо что апостолы не крестили детей вместе с родителями. Признать это было бы явной натяжкой.

Из этого видно, что крещение младенцев имело место в апостольский период. Во время гонений крещение младенцев также имело место. Во время христианских государств крещению младенцев способствовала боязнь за жизнь младенца. При детской смертности ребенок мог умереть некрещеным. Важную роль в этом вопросе играет то, что крещение заменяло собой ветхозаветное обрезание. Христианское крещение названо «крещением нерукотворенным» (Кол.2,11-12). А об резание совершалось над восьмидневными детьми.

Но самым главным и неопровержимым основанием для крещения младенцев являются слова Христа (Лк.18,16): «Пускайте детей При ходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

————————————————-

ЛИТЕРАТУРА:
1. М.Э.Постнов. «История Христианской Церкви (до разделе ния Церквей-1054 г.)». «Путь к истине» Киев -1991 г.
2. Д.П.Огицкий. «Сравнительное богословие». Лекции-1975-1986 гг.
3. «Христианство» Энциклопедический словарь в трех томах. Москва. Научное издательство «Большая Российская энцик лопедия» 1998 г.
4. Свящ.М.Козлов. Сравнительное богословие. Лекции.

Источник: http://apologiya.orthodoxy.ru