image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Комментарий о скинхедах

Уважаемый о.Даниил. Отправляем на сверку ваш комментарий по скинхэдам. Надеемся на ответ в течении двух дней. Пожалуйста, изменения в тексте просьба выделить цветом. С уважением, Алексей Реутский.

Пример.

«Теперь точно установлено, что у коровы три ноги».

Исправленный вариант: «Теперь точно установлено, что у коровы четыре ноги».

Мы попросили прокомментировать эти свидетельства скинхедов о самих себе заведующего миссионерским отделом Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского, кандидата богословия иерея Даниила Сысоева. О.Даниил неоднократно организовывал и проводил различные диспуты с представителями ислама по актуальным общественно-религиозным вопросам.

— Нужно понимать, что национализм является грехом. Национализм* (как чувство превосходства своей нации над другими) не может быть нормальным и здоровым явлением христианской жизни. Христиане являются кафоликами: мы верим во Вселенскую церковь, веруем, что во Христе Иисусе «нет ни эллина ни иудея». Поэтому стремление к возрождению и пропаганде национализма является отходом от подлинного христианства.

Следовательно, скинхед, исповедующий идею разделения людей не по вере (как учит Священное Писание), а по крови, не может быть православным. «Православный скинхед» Петр, например, не верит в единую, святую и соборную (т.е. собранную из всех народов) Церковь. Он отвергает единство веры и по сути является самым настоящим язычником, не признающим универсального Откровения Божьего, принадлежащего всем народам земли. Бог призывает к спасению все народы, а скинхед (в более широком смысле — русский националист) этому противится. Это тоже грех против наших братьев из других поместных Церквей. Не случайно русские националисты призывают фактически к расколу с другими православными Церквами, что является (убрать «фактически») раздиранием Тела Христова.

(Добавить) Националисты часто утверждают, что негры являются неполноценными людьми, из-за того, что Ной проклял Хама. На самом деле проклятие пало не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана, обреченного на рабство Симу и Иафету (Быт. 9, 25-27). Потомками Ханаана, хананеями являются палестинцы и ливанцы. Все остальные народы, в том числе кавказцы и негры — не хананеи и на них никакого проклятья никогда не лежало. Но дело даже не в этом: из Евангелия мы помним, что все проклятия смываются водой Святого Крещения. Поэтому говорить о каком-то разделении внутри Церкви по крови совершенно не допустимо.

Так что с точки зрения Церкви скинхед, даже если он считает себя православным, не является православным христианином. Более того, разделение людей не по вере, а по крови – ересь филетизма, поскольку отвергает единство всего человеческого рода, произошедшего от Адама.

Тем не менее проповедь Православия среди скинхедов может оказаться эффективной. Но только в том случае, если мы будем отвечать на их главный вопрос. Это вопрос о справедливости. И в Православии есть ответ на него. В обществе должна быть справедливость по Богу, отношения между людьми должны строиться на основе Его заповедей, которые реализуются через мужество верных Господу людей. Мы должны принести скинхедам истину неповрежденного Православия, не испорченную либеральничаньем. Если мы будем говорить им, что Бог это только Любовь, забывая о Справедливости, то в этом случае мы никого из них в Православие не обратим. Точно так же, если мы будем говорить, что христианин тот, кто посыпает себе голову пеплом и готов целовать ботинки любого завоевателя. Чистое, неповрежденное откровение Божие, которое всегда содержит в себе Церковь, — это Православие, исповедуемое Сергием Радонежским, Александром Невским, Александром Суворовым или великими императорами: Константином Великим и Юстинианом Великим. Они не стеснялись применить меч, когда это требовалось и восстановить справедливость. Вот это рыцарское Православие и способно обратить к себе скинхедов. Ведь скинхеды не имеют под собой твердой почвы. Внешне они националисты, а внутри у них или язычество, или псевдоправославие, или даже исламские корни (есть и исламские скинхеды, которые надеются на союз с исламом против Америки). На самом дела они не знают, Кто такой Бог. Таким образом истинное, неповрежденное, древнее Православие, которое есть в наших молитвословиях, которое проявляется в службе воздвижение Креста, оно–то и является ответом на вызов скинхедов.

Почему же в обществе существует поддержка и оправдание действий скинхедов? Известно, что дьявол никогда не делает чистого зла, поскольку оно внутренне противоречиво и самоуничтожается. Точно так же и в движении скинхедов есть здравый элемент. То, что «чужаки» позволяют себе игнорировать наши обычаи и нравы (при попустительстве государственной власти), действительно свидетельствует об их агрессивности. Но не национальной, как считают наши националисты, а религиозной. Сейчас, например, идет агрессия ислама (а в некоторых местах России наблюдается и агрессия буддизма). Причем замечу, что эта агрессия идет против языческого общества. И проводя свои «силовые акции» против «чужаков», скины действительно кажутся многим якобы «освободителями русской земли». Ведь противопоставить этой агрессии разрозненное языческое общество больше ничего не может.

Однако национализм реально не способен к сплочению русских людей на защиту наших интересов и ценностей. В русских людях очень развито чувство

имперского сознания. Мы могли соединять разные народы, не уничтожая их, наоборот создавали условия для их всестороннего развития и защищая от внешней агрессии. И в этом наша великая честь. Лозунг «Россия для русских» совершенно реально означает сведения России к пределам Московского княжества. Поэтому утверждение, что русский национализм укрепляет Россию, является ложью. На самом деле он разрушает Россию с точки зрения политической, а с духовной – является грехом против Бога.

Между тем христианин может и должен уметь себя защищать, не нарушая закона. Если власть игнорирует наши требования, необходимо на базе приходов создавать инициативные группы, которые от лица всего православного сообщества должны апеллировать к власти, понуждая ее реагировать на те или иные негативные явления. Наша беда в том, что сейчас православные христиане страшно разобщены и благодаря проповеди в СМИ примиренчества (которое на самом деле является толстовством), толерантности к любому злу, у нас выбит из рук меч. Не меч агрессии и убийства, а меч истины. Хотя есть и положительные примеры: успех в повороте дела вокруг скандала на выставке «Осторожно религия», освобождение Долгопрудненских милиционеров, взявшихся за азербайджанскую мафию, или запрет парада гомосексуалистов минувшим маем.

На самом деле законных способов решить ту или иную проблему очень много. Но русские люди настолько не любят законы, что не используют в свою пользу даже те, которые могут им помочь. Нужно уметь ими пользоваться и стремиться преодолевать (убрать «национальную») лень, что стала у нас национальной чертой и одновременно нашим грехом.

Принимая у себя по заповеди Божьей беженцев или мигрантов, защищая их и создавая им условия для жизни, мы не должны позволять им сесть на нашу шею. Тем более что они не христиане. В этом случае все «пришельцы» должны ставиться на свое место. Все нормальные православные империи всегда объединялись на основе веры, а не на основе крови. То есть человек любой национальности, принявший Православие, может подняться на любые вершины власти, даже стать императором. И в этой вселенской открытости, в отвержении ложной «терпимости» во имя абсолютной истины Христа и находиться залог подлинного русского возрождения, которое даст правильное применение тем заболевшим силам, которые порождают национализм.

Сноска* слово «национализм» имеет два значения: 1. Н. — это чувство превосходства своей нации над другими, проявление национального антагонизма и изоляционизма.

2.Н. -это верность, преданность своей нации, в особенности чувство национального самосознания, делающее упор на продвижение и отстаивании национальных интересов и культуры.

В данном комментарии слово «национализм» употребляется в первом значении.