image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Доктор Иосиф Овербек и западное православие

свящ. Даниил Сысоев

Предлагаемое вниманию благочестивого читателя воззвание является одним из главных трудов ярчайшего из западных православных богословов XIX века — доктора И. Овербека. И предваряя первую после революции публикацию данного исторического документа, изменившего во многом облик Православной миссии на Западе необходимо сказать несколько слов и об его авторе.
Иосиф Овербек был немцем из Вестфалии и происходил из римо-католической семьи. Он получил высшее богословское образование, принял сан священника и некоторое время преподавал на теологическом факультете в Бонне. Однако по причине своей принадлежности к либеральному крылу римо-католичества, он не мог согласится с усилением «ультрамонтанизма», которое привело вскоре к провозглашению догмата папской непогрешимости. По этой причине Овербек слагает с себя сан и присоединяется к Лютеранству.

В начале 1860-тых годов Овербек переезжает в Англию, которая стала его домом до самой смерти. Протестантизм, однако, был не споспобен утолить жажду его души. Изучая историю Церкви он обнаружил, что Православие древнее и Римокатоличества, и Англиканства, и является единственной Апостольской Церковью. Все остальные христианские общины Запада оказались раскольничьими и еретическими образованиями. Придя к этому выводу в 1865 году Овербек присоединяется свящ. Евгением Поповым к Православной Церкви. Но еще до воссоединения Иосиф Овербек начинает издавать на немецком и английском языках работы, доказывающие необходимость восстановления Западного Православия, уничтоженного Великой Схизмой 1054 года. По его глубокому убеждению Православние есть не вера русских или греков, но вера вселенская, которая может стать своей для любого народа. И потому он был убежден, что всякая попытка отождествить обращение в Православие с переходом в другой народ есть во-первых ересь, превращающая Кафолическую Церковь в племенную веру, а во-вторых делает бессмысленной всякую миссию. И поэтому Овебек был убежден в необходимости воссоздания западного обряда — того богослужения, которое служили святые Киприан и Августин, Иероним и Лев и бесчисленное множество святых Запада. Условия восстановления древнего богослужения изложены в публикуемой ниже статье.

Доктор Иосиф был убежден, что принятие западного обряда является одной из важнейших ступеней к воссозданию Западных Национальных Церквей, входящих в единую семью Вселенского Православия.
По мудрому убеждению Овербека Англиканство никогда не сможет воссоединится с Церковью из-за своей крайней догматической размытости, но вполне возможна успешная миссия среди т.н. «ритуалистов» — т.е. тех сторонников Высокой церкви, которые стремятся к восстановлению древней Церкви во всей Ее полноте. Овербек не верил в успешность переговоров с целыми еретическими церквами, и считал что будущее Православия на Западе связанно с индивидуальными обращениями. История XX века с фактически провалом экуменического движения показала правоту Овербека и в этом вопросе.
Немедленно после своего обращения Овербек принялся за проповедь своих взглядов, и вскоре собралась небольшая община его сторонников, поддержанная священником русской посольской церкви Е. Поповым. Для того, чтобы его взгляды стали доступны как можно более широкой аудитории он начинает в 1867 году издавать «Православное Кафолическое Обозрение». Одновременно он начинает сбор прошений к Российскому Святейшему Синоду о воссоздании Западного Обряда. Англикане, боясь перехода большей части Оксфордского движения в Православие, обвинили его в пророссийской пропаганде.Но тот продолжал свое дело и уже в сентябре 1869 года отправил прошение со 122 подписями в Святейший Синод. Там прошение его было немедленно рассмотренно и уже на Рождество этого же года Овербек был вызван в Петербург. Его проект был одобрен и ему было поручено приготовить к следующему году текст исправленной Римской Мессы.

На Рождество 1870 года Овербек представил в Синод уже исправленный текст Римской Мессы, который был тотчас одобрен. В нем были следующие исправления сравнительно с Римским Миссалом: епиклезис был интерполирован в молитву: «Supplices te rogamus», и возвышение Святых Даров стало совершаться после этого. Немедленно после Великого Славословия было добавленно Трисвятое в напоминание о «союзе с Православной Церковью». Оно должно было произноситься дважды по-гречески и однажды в народном языке. Все остальные таинства должны были совершаться до их исправления по восточному обряду.

Хотя Российский Синод одобрил принципиально Западное Православие, однако требовалось согласие Восточных Патриархов.
В это время началось в Германии старокатолическое движение и Овербек надеялся, что его школьные и университетские друзья поддержат его движение, но этим планам не суждено было сбыться. Несмотря на его участие в Боннских конференциях старокатолики предпочли объединиться с англиканами и потому путь к воссоединению с Церковью стал для них закрыт.
Межде тем Болгарская схизма, а также давление Англии мешали рассмотрению запроса Овербека в Константинополе. Более того, Константинопольский Патриарх запретил прозелитизм среди англикан, который был проигнорирован Овербеком по причине его очевидной вынужденности.

Наконец в 1876 году он обратился к Патриархам и Соборам Восточных Церквей с обращением, но не получил ответа. Тогда в 1877 году он сам едет в Константинополь, где встречается с Патриархом Иоакимом III, который обещал рассмотреть его вопрос на Синоду, что и произошло в 1882 году. Константинопольский Патрирахат временно одобрил западный обряд, однако протест Элладского Синода (а надо помнить, что тогда в Греции правила пробританская династия, а Церковь считалась государственным ведомством) приостановил исполнение этого определения.

Таким образом при жизни доктора Овербека его дело было, что называется «спущенно на тормозах». Формально одобренное как Российской, так и Константинопольской церковными властями, оно не было реальзованно по причинам политического порядка. Англиканская Церковь зараженная «теорией ветвей» крайне болезненно относилась к возможности массового обращения своих членов в Апостольскую Церковь и использовала все имеющиеся у нее государственные ресурсы для предотвращения православной проповеди. Кроме того, среди многих православных тогда, как и сейчас господствовали экуменические настроения и казалось, что уже вот-вот англикане и старокатолики присоединятся к нам, так стоит ли форсировать события. Тем самым вечные судьбы тысяч людей были принесены в жертву псевдоцерковной политике.

Иосиф Овербек отошел ко Господу в 1905 году не увидев исполнения своих планов. Однако его труды сыграли свое дело. Запад заинтересовался своей древней верой, множество исследований по древней литургии появилось на свет. Но самое главное, что после гибели Российской Империи те русские эмигранты, которые остались верны Матери-Церкви исполнили пожелание Овербека. В 1936 году указом Митр. Сергия (Страгородского) при активном участии В,Н, Лосского появилась Французская Православная Церковь, возглавляемая архим. Иринеем (Виннартом), а после него о. Евграфом Ковалевским. Аналогичное движение православного западного обряда в 1926 году появилось в Польской Православной Церкви, а с 1956 года в Американской Митрополии Антиохийской Патриархии возникло целое викариатство западного обряда.

Таким образом то семя, которое Небесный Сеятель посеял в XIX веке растет и поныне, и силой Святого Духа будет возрастать и в дальнейшем, и если будет на то воля Всемогущего Господа мы увидим вновь восставшую из развалин ереси Первую из Церквей и престол первоверховных апостолов с восседающем на нем православным папой. Не об этом ли говорил Господь накануне своих страданий: «и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 32)?