image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Русское Православие как фактор геополитики

Православный китаец против православного русского ничего дурного замышлять не станет. Ведь Православие без преувеличения является национальным кодом для России. А если этот код встроится еще в сознание китайца, то взаимоотношения Китая и Россия выйдут на качественно новый уровень


Руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии священник Святослав Шевченко в своем блоге размышляет о геополитическом значении визита Святейшего Патриарха Кирилла в Китай. Китай это единственный сильный союзник России на мировой арене.

Если мы не сплотимся перед лицом коалиций, пытающихся поиграть в мире роль вершителей судеб, то наши страны могут ожидать воплощения сценариев, реализованных, например, в Ливии и Сирии… Думаете, преувеличиваю?

Меня, например, настораживает тот факт, что в последних кассовыхблокбастерах с Арнольдом Шварценегерром, Анджелиной Джоли, Томом Крузом и Брюсом Уллисом в главных ролях, боевые действия происходят на территории России. И в Москве, по задумке забугорных сценаристов, просто какое-то логово мирового терроризма. Вас не пугает, что из Москвы снова лепят образ мирового зла? Так вот, вернемся к нашим союзникам — китайцам.

Вспомните, какие страны блокировали проекты вторжения в Ливию и Сирию, которую настойчиво протаскивали через ООН? Правильно, Россия и Китай. Поэтому просто уверен, что мы должны попытаться найти между нашими странами как можно больше общего, и не только во внешней политике. Одним из таких моментов может стать Русское Православие.

Китай против пятой колонны

Многие, наверное, слышали, что Святейший Патриарх сейчас в Китае. Но мало кто догадывается, какая стратегическая задача стоит перед главой Русской Церкви. Уверен, что перед главой Церкви стоит вполне четкая геополитическая цель. Сейчас попытаюсь объяснить как я её понимаю. Сегодня в Китае Православие находится в зачаточном состоянии.

И это неудивительно. Китайские власти не хотят у себя под боком пригреть пятую колонну в виде той или иной конфессии с центром в иностранном государстве. Поэтому на территории Китая священники-иностранцы могут служить только для иностранцев, но не для китайцев.

Главным условием совершения религиозных служб для граждан КНР является китайская национальность священнослужителя. К сожалению, последний китайский православный священник умер, если не ошибаюсь, в начале 2000-х. А значит Китайская Православная Церковь по своей сути обезглавлена. Православные общины в Китае это, грубо говоря, кружки по интересам, в которых члены не имеют возможности получать церковные таинства. И за тем, чтобы китайцы вдруг не получили эти таинства из рук иностранных священников, строго бдит государственное управление по делам религий.

Например, когда прошлым летом православные китайцы из Харбина приезжали в гости в Благовещенск – их уполномоченный не дал «добра» на причащение харбинцев в русском храме.

Христианский бум и выгода России

По словам специалистов, сейчас КНР переживает христианский бум. Статистика обнаруживает рост приверженцев католицизма и протестантизма среди китайцев. И это обосновано. И католики и лютеране в Китае имеют своих еписков-китайцев и священников-китайцев, а значит официально могут служить для граждан КНР.

К сожалению, у православных христиан в этом плане все запущенно. Встречал обывательские реплики. Дескать, московский патриарх приехал, чтобы расширить сферу своего влияния. Но гипотеза несостоятельна, поскольку Русская Православная Церковь предоставила полную автономию Китайской Православной Церкви еще в 50-х годах 20 века. Говоря обывательскими терминами, Русская Церковь с этого ничего не поимеет.

А вот в геополитическом плане – выгода для всей России просто неоценима. Если объяснять на пальцах, то православный китаец против православного русского ничего дурного замышлять не станет. Ведь Православие без преувеличения является национальным кодом для России. А если этот код встроится еще в сознание китайца, то взаимоотношения Китая и Россия выйдут на качественно новый уровень. Может это немного наивно звучит, но я уверен, что именно так и будет.

P.S. Не рассматривал в этой публикации духовных последствий развития Православия в Китае, поскольку считаю, что они просто очевидны.

Священник Святослав Шевченко

15 мая 2013 г.
Источник: Православие и мир