image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Протоиерей Всеволод Чаплин: Российское государство все больше соответствует христианским идеалам

Выступление председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на конференции «1150-летие Российской государственности. Уроки истории и отношения народа и власти» в рамках выставки форума «Православная Русь» 8 ноября 2012 года


Выступление председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на конференции «1150-летие Российской государственности. Уроки истории и отношения народа и власти» в рамках выставки форума «Православная Русь» 8 ноября 2012 года.

Антицерковная кампания, развернувшаяся в этом году, не достигла цели. Православные верующие не только не «прогнулись» перед лицом беспрецедентного давления, не только не отказались от утверждения своего общественного идеала, но и научились формулировать его в ясных, кратких, ярких словах, а главное – в действиях.

И именно в этот год, когда мы празднуем 1150-летие Российской государственности, настает время сказать о том, какой идеал государства свойствен православной традиции, православному миропониманию. При этом стоит оговориться, что некоторые богословы прошлого века, пытаясь приспособиться к навязанным западными элитами идеологемам плюрализма, эгоизма, потребительства и «деидеологизации», попытались от этого идеала отказаться.

Но сегодня сама жизнь показывает нам, что именно целостное, последовательное православное понимание государственности, выстраданное двадцатью веками христианской истории, предоставляет нашей цивилизации единственный шанс выжить, остаться самой собой и принять решающее участие в переустройстве мира.

Православный человек в своих мыслях и поступках стремится к Царству Божию, желает быть его подданным, гражданином Неба. Он знает, что это Царство недостижимо на искаженной грехом нынешней Земле; более того, он знает, что зло в мире в конце концов восторжествует. Но в любых своих поступках он стремится делать все, чтобы земная жизнь была, насколько возможно, устроена по тому образу Божия Царства, который Сам Господь нам открыл через Священное Писание Нового Завета и церковное Предание.

Это царство иерархично. Оно предполагает единоначалие. В нем нет никакого «плюрализма истин», оно подразумевает единственность правды и осуждение лжи. В этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям. В нем вряд ли будет много людей, живших по преимуществу для себя, но ближе всех к Богу станут те, кто исполнил Его заповеди:

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32); «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 44); «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Наконец, в него не войдут все, кто желал, но оказался недостойным. Многие остались вне этого Царства, и Царь Царей – Господь – на Своем суде не допустил их туда, даже если они хотели войти. Для этих людей закончилась свобода, они обречены на вечное наказание. Точно так же и в государстве, соответствующем христианским идеалам, всегда должны ясно различаться правда и ложь, нравственное и безнравственное, хорошее и плохое.

Первое должно поддерживаться, второе – осуждаться. Свободу необходимо охранять и поддерживать, но она имеет ясные пределы, в том числе нравственные. В государстве, где христиане реально влияют на общественный уклад, всегда предполагалось единоначалие. В нем наверху социальной лестницы всегда стояли и должны стоять те, кто служит интересам государства и общества, особенно жертвуя собой – то есть воины и вообще люди, сочетающие жизнь со служением, а не с обслуживанием своих эгоистических интересов, а уж тем более не с деяниями сомнительного нравственного качества.

Описываемое государство не является суммой эгоизмов, технически управляемой с целью «снижения вреда» при их конфликте, а также достижения максимальной суммарной выгоды. Оно имеет свое духовное и нравственное лицо, свою высшую миссию. Оно симфонически взаимодействует с Церковью, даже понимая различие природ, целей и пределов духовной и светской власти.

Наконец, оно способно называть зло злом и решительно противостоять ему – причем речь идет не только о посягательствах на чьи-то жизнь, здоровье и имущество, но и обо всех безнравственных явлениях, разрушительных для жизни и здоровья людей в длительной перспективе. Я рад свидетельствовать, что наше Российское государство все больше становится таковым.

Даже несмотря на все окрики и истерики, которые происходят из среды российских и зарубежных элит. Сами эти окрики и истерики говорят нам: мы побеждаем, мы сильнее, и мы на правильном пути.

9 ноября 2012 г.
Источник: Православие и мир