image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

НЗ-Толкование на послание св. Апостола Павла к Филимону

Святоотеческие толкования на Послание к Филимону Святого Апостола Павла:

св. Иоанн Златоуст

 
 
Толкование на послание св. Апостола Павла к Филимону

Предисловіе
Христосъ не отвергаетъ ни раба, ни господина, приходящихъ къ Нему. Ибо одинъ Господь всѣхъ — Онъ, а больше Отецъ. И это видно какъ изъ многихъ другихъ, такъ и изъ этого посланія, въ которомъ Филимонъ — господинъ, а Онисимъ — рабъ: оба, чтобы не сказать больше, возлюбленные Павла. Филилонъ съ самаго начала былъ замѣчательнѣйшимъ мужемъ: Фригіецъ по происхожденію, вѣрный по образу жизни, помогающій святымъ въ нуждахъ и творящій милостыни. Онисимъ — сначала бѣжавшій невольникъ: онъ укралъ деньги изъ дома Филимона и бѣжалъ. Будучи въ Римѣ, онъ услышалъ (проповѣдь) Павла и отъ него, находящагося въ узахъ, оглашенный и крещенный, самъ сдѣлался достойнымъ удивленія человѣкомъ. Посему апостолъ, считая не полезнымъ, чтобы Филимонъ печалился по случаю дурного поступка и бѣгства Онисима, и желая залѣчить рану его сердца, которую онъ получилъ отъ раба, посылаетъ Онисима къ нему съ этимъ одобрительнымъ посланіемъ. Нѣкоторые, однако, говорятъ, что не слѣдуетъ причислять это посланіе къ прочимъ, такъ какъ оно касается маловажнаго дѣла; но посмотри, сколько пользы отъ него. Во-первыхъ, оно научаетъ насъ имѣть заботу и о тѣхъ, которые, по видимости, незначительны, какъ и Господь говоритъ: да не презрите единаго отъ малыхъ сихъ (Матѳ. 18, 10). Во-вторыхъ, что если рабъ, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаяваться за себя и особенно тѣмъ, которые выросли на свободѣ. Въ третьихъ, не должно подъ предлогомъ благочестія отторгать рабовъ отъ господъ, если они не желаютъ. Въ четвертыхъ, не должно съ презрѣніемъ относиться къ рабамъ добродѣтельнымъ и не стыдиться ихъ, когда Павелъ называетъ чадомъ своимъ Онисима. Посему, кто же не удостоитъ причислить къ прочимъ посланіямъ и это, заключающее въ себѣ столько полезнаго.

Ст. 1. Павелъ юзникъ Іисусъ Христовъ. Тотчасъ съ самаго начала научаетъ господина не стыдиться своего раба, сдѣлавшагося сорабомъ. Ибо ради Христа все прекрасно, даже узы, которымъ и самъ онъ радуется, такъ что и называется по нимъ. Этимъ онъ сильно упрашиваетъ, показывая, что содержимому въ узахъ за Христа справедливо сдѣлать удовольствіе.

И Тимоѳей братъ. Какъ бы не довольнымъ себя почитая къ упрошенію, онъ присоединяетъ въ сопросители и Тимоѳея, чтобы Филимонъ склонился на просьбу многихъ.

Филимону возлюбленному и споспѣшнику нашему. Если онъ возлюбленный, то окажетъ милость. Если онъ сотрудникъ, то не задержитъ своего раба, а опять пошлетъ на служеніе проповѣди, которой и самъ онъ служитъ. Ибо и рабъ исполнитъ такое дѣло господина, если опять будетъ возвращенъ.

Ст. 2. И Апфіи сестрѣ возлюбленнѣй, и Архиппу совоинственнику нашему. Можетъ быть, Апфія была супругой (Филимона), а Архиппъ — другомъ. Если онъ совоинственникъ, то будетъ принимать участіе и въ этомъ. Это былъ тотъ самый (Архиппъ), о которомъ въ посланіи къ Колоссянамъ пишетъ: рцыте Архиппу, блюди служеніе, еже пріялъ еси (Кол. 4, 17).

И домашней твоей церкви. Церковію вазываетъ апостолъ всѣхъ вѣрующихъ въ домѣ (Филимона), включая сюда и рабовъ. Обрати вниманіе на смиренномудріе, — онъ увѣщеваетъ и ихъ, чтобы они содѣйствовали ему въ просьбѣ.

Ст. 3. Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего и Господа Іисуса Христа. Какимъ образомъ благодать Божія будетъ съ нами? Если и мы будемъ прощать своимъ должникамъ. А какимъ образомъ будетъ миръ? Если и ты помиришься съ рабомъ.

Ст. 4. Благодарю Бога моего, всегда память о тебѣ творя въ молитвахъ моихъ. Всякій разъ, говоритъ, какъ я вспоминаю о тебѣ, — а вспоминаю я всегда, когда молюсь, — столько разъ я благодарю Бога за твою добродѣтель. Какая это добродѣтель, — объясняетъ дальше.

Ст. 5. Слышавъ любовъ твою и вѣру, юже имаши ко Господу Іисусу и ко всѣмъ святымъ. Здѣсь хвалитъ его за доброту. Изъ Фригіи не было бы слышно въ Римѣ о любви и вѣрѣ его, если бы она не была велика. Такъ какъ ты любишь всѣхъ святыхъ, т. е. вѣрныхъ, то долженъ полюбить и Онисима, ибо и онъ есть уже вѣрный, — чтобы чрезъ то явить себя любящимъ и Господа. Видишь ли, какія понудительныя онъ собираетъ въ умѣ его помышленія къ удовлетворенію прошенія?

Ст. 6. Яко да общеніе твоея вѣры дѣйственно будетъ въ разумѣ всякаго блага, еже въ васъ. Благодарю, говоритъ апостолъ, Бога за любовь твою, моляся и о томъ, чтобы вѣра твоя, которая у тебя общая съ нами, была дѣйственна, — дѣятельная и живая въ познаніи тобою всякаго добраго дѣла, т. е. чтобы тебѣ любить его и въ дѣло производить. Ибо вѣра тогда жива бываетъ, когда мы прилежимъ всякому дѣлу благому, какъ и мертва, когда бываетъ безъ добрыхъ дѣлъ. Прибавилъ: еже въ васъ, чтобы показать, что и теперь Филимонъ имѣетъ уже всякое благое въ себѣ дѣло, какъ бы такъ говоря: (въ познаніи) всякаго дѣла благого и теперь въ васъ, т. е. въ тебѣ уже сущаго. Сказавъ: общеніе вѣры, св. Павелъ соединяетъ Филимона съ собою и едино творитъ. Общая вѣра есть и единотворна, такъ что ты долженъ и едино со мною мудрствовать. Или общеніемъ вѣры онъ называетъ милостыню, бывающую отъ великой вѣры. Итакъ, апостолъ говоритъ: память о тебѣ творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположеніе твое никогда не прекращалось, но болѣе и болѣе да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо, еже въ васъ, то есть, которое есть у тебя.

О Христѣ Іисусѣ. Къ Христу Іисусу, говоритъ, возносится всякое благо, какое дѣлаешь ты нуждающимся, особенно святымъ. Такъ и теперь, если примешь Онисима и сдѣлаешь мнѣ удовольствіе, то самому Христу то сдѣлаешь.

Ст. 7. Радость бо имамъ, многу и утѣшеніе о любви твоей. То есть имѣемъ радость, и не только радость, но и великое утѣшеніе въ узахъ по причинѣ твоей любви, т. е. твоего человѣколюбиваго и общительнаго расположенія сердца.

Яко утробы святыхъ почиша тобою, брате. Весьма мудро апостолъ принимается за дѣло, напоминая ему о его благодѣяніяхъ къ другимъ, чтобы болѣе смягчить его, пока онъ разсудитъ, что если даетъ другимъ, незнакомымъ, то тѣмъ болѣе долженъ сдѣлать это Павлу, своему учителю. И не просто сказалъ: даешь святымъ, но упокоеваешь утробы святыхъ, то есть что они вседушевно принимаютъ твое человѣколюбіе, какъ щедро и съ утѣшительнымъ радушіемъ предлагаемое имъ.

Ст. 8 и 9. Сего ради многое дерзновеніе имѣя во Христѣ повелѣвати тебѣ, еже потребно есть: любве же ради паче молю. Такъ какъ, говоритъ, ты таковъ ко всѣмъ святымъ, что ихъ сердца успокоиваются тобою, тѣмъ болѣе я о Христѣ, т. е. какъ родившій тебя по Христу, я имѣлъ дерзновеніе повелѣвать тебѣ, не какъ господинъ твой, но по любви, которую я имѣю къ тебѣ и ты ко мнѣ. Еже потребно есть, или — повелѣваетъ тебѣ потребное, т. е. чтобы ты исполнилъ то, что мнѣ нужно; или — что ты почитаешь всѣхъ святыхъ: посему и я, соотвѣтственно тому, что потребно, т. е. что падаетъ на мою долю, я имѣлъ дерзновеніе повелѣвать тебѣ, однако я молю. Ибо я имѣю такое необходимое дѣло, чтобы умолять (тебя).

Таковъ сый якоже Павелъ старецъ, нынѣ же и узникъ Іисуса Христа. Будучи таковымъ, говоритъ, посланникомъ, я достойно долженъ быть и выслушанъ, какъ подобаетъ Павлу старцу, т. е. имѣющему авторитетъ и по учительскому достоинству и по возрасту, а нынѣ получившему еще другое, болѣе важное преимущество, — это пребываніе въ узахъ за Христа. Видишь ли, сколько поводовъ для убѣжденія?

Ст. 10 и 11. Молю тя о моемъ чадѣ, егоже родихъ во узахъ моихъ. Еще не упомянулъ имени того, за кого онъ ходатайствуетъ. Предварительно смягчаетъ Филимона похвалою слуги, называя его своимъ сыномъ. Почему же такъ называетъ его? Потому что, говоритъ, я родилъ его, т. е. огласилъ благовѣстіемъ и увѣровавшаго повелѣлъ крестить, и это въ тѣсныхъ обстоятельствахъ: въ узахъ. Смягчивши, такимъ образомъ, сердце его, онъ наконецъ упоминаетъ имя.

Онисима, иногда тебѣ непотребна. Знаетъ, что признаніе во грѣхѣ погашаетъ гнѣвъ; поэтому и говоритъ такъ.

Нынѣ же тебѣ и мнѣ благопотребна. Такъ какъ онъ сталъ благочестивъ и святъ, и потому, говоритъ, обоимъ намъ благопотребенъ. Если полезенъ Павлу, требующему столь великой ревности, то конечно и Филимону. Вмѣстѣ съ тѣмъ даетъ понять и то, что если полезенъ мнѣ, то онъ долженъ быть обратно посланъ ко мнѣ.

Егоже возпослахъ тебѣ. То есть тебѣ передаю его, пользуйся имъ, какъ желаешь. Тѣмъ, что передаетъ ему, онъ еще болѣе утоляетъ его гнѣвъ.

Ст. 12. Ты же его, сирѣчь мою утробу, пріими. То есть съ любовію прими его, скорѣе не его, а мою утробу, ибо такъ я люблю его и въ душѣ своей ношу.

Ст. 13. Его же азъ хотѣхъ у себе держати, да вмѣсто тебе послужитъ ми во узахъ благовѣствованія. Обрати вниманіе на мудрость (апостола), какъ онъ понемногу его (слугу) поставилъ на мѣсто господина. Да вмѣсто тебе, говоритъ послужитъ ми. Показываетъ также, что онъ желаетъ пользы господина. Если, говоритъ, ты обязанъ послужить мнѣ, а онъ дѣлаетъ это вмѣсто тебя, то отъ этого, явно, тебѣ прибыль.

Ст. 14. Безъ твоея же воли ничтоже восхотѣхъ сотворити. И этимъ онъ болѣе всего смягчаетъ Филимона. Дѣло было такъ необходимо: въ узахъ, и притомъ ради Бога, онъ намѣревался служить ему; однако апостолъ не хотѣлъ этого сдѣлать противъ воли Филимона. Посему ужели не слѣдуетъ оказать милость тому, кто могъ бы и самъ пользоваться ею, но не захотѣлъ.

Да не аки по нужди благое твое будетъ, но по воли. Не сказалъ: по нуждѣ, но: аки по нужди, какъ бы такъ говоря: конечно, и противъ твоей воли удерживая его, я поистинѣ не опечалилъ бы тебя; однакожъ многимъ казалось, что это дѣлается по нуждѣ и противъ твоей воли. Посему нынѣ я предпочелъ, чтобы это ни въ какомъ случаѣ не казалось кому-нибудь подневольнымъ, но, безъ сомнѣнія, добровольнымъ.

Ст. 15. Негли бо ради сего разлучися на часъ. Такъ какъ Онисимъ убѣжалъ съ злымъ умысломъ, то Павелъ обращаетъ это бѣгство въ полезное дѣло. Можетъ быть, говоритъ, онъ убѣжалъ по устроенію Божію. Похвально также онъ называетъ бѣгство разлученіемъ, дабы именемъ бѣгства не раздражать господина. И тѣмъ, что сокращаетъ время, онъ успокоиваетъ гнѣвъ. На часъ, говоритъ разлучися. Вмѣстѣ съ тѣмъ показываетъ также, что сколько времени онъ былъ съ Павломъ, — былъ и съ Филимономъ. Посему онъ только то время отсутствовалъ, какое провелъ до знакомства съ Павломъ; а это — незначительное время, какъ бы одинъ часъ. Посему отнынѣ, если онъ, отпущенный тобою, будетъ находиться при мнѣ, то разумѣй, что онъ служитъ тебѣ.

Да вѣчна того пріимеши. То есть будешь пользоваться имъ.

Ст. 16. Не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленнаго, паче же мнѣ, кольми же паче тебѣ и по плоти и о Господѣ. Много, говоритъ, пользы принесло бѣгство: вмѣсто одного часа, ты имѣешь его вѣчно. Вѣдь и вся жизнь человѣка, въ сравненіи съ вѣчностію, ничто; тѣмъ болѣе время бѣгства. Такъ вмѣсто раба прими брата; вмѣсто непотребнаго — возлюбленнаго; и по плоти, т. е. и въ мірскихъ вещахъ — онъ достоинъ любви, какъ услужливый, и о Господѣ, т. е. въ дѣлахъ духовныхъ.

Ст. 17. Аще убо имаши мене общника, пріими сего якоже мене. То есть, если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, какъ меня. Кого не устыдилъ бы апостолъ? Кто не пожелалъ бы принять къ себѣ Павла?

Ст. 18. Аще же въ чесомъ обидѣ тебе, или долженъ есть, мнѣ сіе вмѣни. Не сказалъ: укралъ, но — мягче: обидѣ, или долженъ есть. Правдоподобно, что онъ истратилъ украденное. Посему говоритъ: мнѣ зачисли это въ долгъ, меня считай должникомъ.

Ст. 19. Азъ Павелъ написахъ рукою моею, азъ воздамъ. Превосходно говоритъ это, пиша съ духовную благодатію и какъ бы такъ говоря: для большей увѣренности, что уплачу долгъ, — служитъ мое собственноручное письмо.

Да не реку тебѣ, яко и самъ себе ми еси долженъ. Чтобы не показалось укорнымъ Филимону, что апостолъ, будто не надѣясь на него, не проситъ его о рабѣ-ворѣ просто такъ, но и даетъ собственноручную росписку, — ибо это давало знакъ, что Филимонъ жестокосердъ и къ учителю своему невнимателенъ, — апостолъ (приведенными словами) даетъ разумѣть, что надѣется на него и очень. Ибо не только, говоритъ, своею собственностію, но сверхъ того и самимъ собою ты долженъ мнѣ.

Ст. 20. Ей, брате, да пользуюся тобою о Господѣ. Отъ сердечной рѣчи апостолъ опять перешелъ къ болѣе важному, умоляя: да пользуюсь, говоритъ, тобою, т. е. да наслаждаюсь твоими благодѣяніями, не въ мірскихъ дѣлахъ, а въ тѣхъ, кои о Господѣ.

Упокой мою утробу о Христѣ [1]. Упокой, говоритъ, мою любовь къ тебѣ, или мое сердце ради Христа. Ибо не мнѣ оказываешь благодѣяніе, а Христу.

Ст. 21. Надѣявся на послушаніе твое, написахъ тебѣ, вѣдый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши. Я, говоритъ, написалъ тебѣ, не приказывая и не изъ самолюбія, но надѣясь на твое послушаніе. Какое желѣзо не размягчатъ эти слова?

Ст. 22. Купно же и уготови ми обитель. Филимону могло придти на мысль: еслибъ не для Онисима, то ты и слова меня не удостоилъ бы. Апостолъ напередъ врачуетъ это, говоря: не для него только написалъ, но чтобы попросить тебя приготовить мнѣ обитель; а вмѣстѣ съ тѣмъ, чтобы также устрашить его, потому что придетъ апостолъ и осудитъ его, если онъ не приметъ Онисима.

Уповаю бо, яко молитвами вашими дарованъ буду вамъ. Двумъ вещамъ научаемся изъ сего: первое, — сколь велика сила молитвы, если и великій Павелъ нуждается въ ихъ помощи; второе, — что должно смиряться, если Павелъ нуждается въ молитвахъ учениковъ.

Ст. 23. Цѣлуетъ тя Епафрасъ сплѣнникъ мой о Христѣ Іисусѣ. Этотъ Епафрасъ былъ отправленъ къ Павлу Колоссянами; отсюда ясно, что Филимонъ былъ изъ Колоссянъ. Сплѣнникомъ называетъ его, показывая, что и Епафрасъ былъ въ великой скорби, давая этимъ почувствовать Филимону, что если Епафрасъ страдаетъ съ Павломъ, то Филимонъ ужели не окажетъ милость для него Онисиму. Сплѣнникъ же, говоритъ, не ради человѣческаго чего-либо, но ради Христа Іисуса, страдая вмѣстѣ со мною за Евангеліе.

Ст. 24. Марко, Аристархъ, Димасъ, Лука споспѣшницы мои [2]. Димасъ сначала пользовался уваженіемъ, какъ здѣсь и засвидѣтельствовано о немъ, какъ о сотрудникѣ Павла, послѣ же по легкомыслію онъ отпалъ отъ Павла, какъ дѣйствительно и пишетъ (объ этомъ) Павелъ въ посланіи къ Тимоѳею, написанномъ, очевидно, послѣ этого посланія. Димасъ бо мене остави, Лука единъ есть со мною (2 Тим. 4, 9). Итакъ, Лука, поставленный здѣсь послѣднимъ, сталъ первымъ изъ всѣхъ, когда Димасъ отпалъ. Такъ никому не должно надѣяться на самого себя, но, кто, стоитъ, долженъ смотрѣть, какъ бы не пасть. Сказавъ: споспѣшникъ, показываетъ, что и они вмѣстѣ со мною просятъ тебя и достойно есть оказать благосклонное вниманіе къ такимъ лицамъ.

Видишь, какую пользу получили мы изъ этого, кажущагося краткимъ и не требующаго объясненія посланія? Увѣрься же изъ сего, что въ Писаніи ничего не слѣдуетъ оставлять безъ изслѣдованія, но во всемъ, какъ изреченномъ отъ Духа, искать духовнаго нѣкоего смысла и извлекать пользу. И конечно Утѣшитель, изрекшій все Писаніе, тѣмъ, которые добраго ищутъ, дастъ и обрѣсти искомое. Отъ Него да будемъ и мы всегда просвѣщаемы и руководимы и къ истинному боговѣдѣнію и житію, не увлекаясь лжеученіями и не прельщаясь ложною сластію міра. Кто изъ насъ — рабъ, да облагородитъ себя вѣрою и добродѣтелію, а кто — господинъ, да возревнуетъ, видя рабовъ святыми и апостолами, не оказаться ниже ихъ въ царствіи Владыки, ради насъ зракъ раба пріявшаго, Христа, истиннаго Бога нашего. Ему слава и держава, и честь нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По-славянски: о Господѣ, но всѣ наши толковники читаютъ: о Христѣ.
[2] Блаж. Ѳеофилактъ оканчиваетъ толкованіе посланія 24-мъ стихомъ.