НЗ-Толкование на некоторые места Евангелия от Иоанна
- Главная
- Толкование Писания Отцами Церкви
- прп. Максим Исповедник
- НЗ-Толкование на некоторые места Евангелия от Иоанна
Святоотеческие толкования на Евангелие от Иоанна:
1. Бл. Феофилакт Болгарский
2. Евфимий Зигабен
3. Прп. Варсонофий Великий
4. Прп. Ефрем Сирин (части: 1, 2, 3)
5. Прп. Исидор Пелусиот
6. Св. Андрей Критский
7. Св. Астерий Амасийский
8. Св. Василий Великий
9. Св. Григорий Двоеслов
10.Св. Григорий Палама
11.Св. Евстафий Антиохийский
12.Св. Иоанн Златоуст (части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
13.Св. Кирилл Александрийский
ВОПРОС. Если Творец создал в шесть дней все виды [бытия], то что же после этого Отец делает? Ибо Спаситель говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17). Разве, впрочем, говорит Он о сохранении сразу происшедших видов?
ОТВЕТ. Бог, сразу образовав, как знает Сам, логосы [всего] происшедшего и общие сущности сущего, до сих пор еще осуществляет не только сохранение их для бытия, но и созидание, выхождение и устроение содержащихся в них в возможности частей. Кроме того, Бог через [Свой] Промысел уподобляет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с [присущим им] по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественнодвижушимися и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного различия по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцался у всех, не будучи разделяем способами [осуществления] тех, в ком он равно сказывается, и пока Он не покажет действенной обоживающую всех благодать. Ради этой благодати Бог и Слово, став Человеком, говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17); Отец — благоволя, Сын — самодействуя, а Святой Дух — существенно исполняя во всех благоволение Отца и самодействие Сына, дабы через всех и во всех явился Единый в Троице Бог, соответственно созерцаемый каждым из удостоившихся [этого] по благодати и всеми ими вместе, подобно тому, как душа пребывает без уменьшения и во всём теле, и в каждом его члене.