image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Процесс перехода общин из УПЦ в ПЦУ при смене политической власти «завял»

Причины происходящего следует искать исключительно в области политики: «Очевидно, что присоединение к новосозданной церкви происходило под мощным политическим давлением – чтобы генерировать хорошую динамику этого процесса, были подключены все силы государственного административного аппарата и спецслужб Украины…»


1Prot.Nikolai BalashovКак только на Украине прошли президентские выборы 2019 года, процесс перехода православных приходов из канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) в новосозданную Православную Церковь Украины (ПЦУ) прекратился, и «постепенно начинается робкий обратный процесс». Об этом заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, выступая 17 июля в Москве на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

По его словам, причины происходящего следует искать исключительно в области политики: «Очевидно, что присоединение к новосозданной церкви происходило под мощным политическим давлением – чтобы генерировать хорошую динамику этого процесса, были подключены все силы государственного административного аппарата и спецслужб Украины, потому что продвижение в обществе «благотворной ценности томоса» было ключевым пунктом предвыборной программы Петра Алексеевича Порошенко». Но эта стратегия не принесла экс-президенту Украины электорального успеха.

«Как только прошли выборы, вся эта динамика (перехода общин в ПЦУ – ред.) мгновенно сдулась. При этом некоторые деятели этого процесса вдруг осознали, что томос неправильный, не тот, он не принес обещанной свободы. Стало быть, и переходить в новую церковь незачем», – сказал о.Николай, добавив, что создание ПЦУ не объединило православных Украины, не устранило самостоятельное существование еще двух «вставных частей этого процесса»: т.н. Киевского патриархата (Филарет) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ во главе с Макарием) – «каждый остался при своем».

Как сообщает РИА Новости, всего с момента создания ПЦУ приобрела 520 храмов, или 4% от общего числа православных приходов на Украине. Последней к ПЦУ перешла 8 мая религиозная община села Новомихайловка Донецкой области (единственная из всех приходов в регионе). За последние два месяца ни один приход не присоединился в новой структуре. Более того, постепенно начался «робкий обратный процесс», сказал зампред ОВЦС и привел в качестве примера приход Успенской церкви села Морозовка в Барышевском районе Киевской области: «Ее настоятель и прихожане принесли покаяние и вернулись в каноническую Церковь».

Однако, по его сведениям, попытки захвата церквей, их «незаконной перерегистрации» продолжаются, особенно на Волыни (недавно 19 общин были «насильственно перерегистрированы администрацией»): «Но единственным побуждением к такому переходу могло быть только давление власти. Как только оно ослабло, завял и весь процесс».

Представитель Московского патриархата сформулировал общее отношение РПЦ к Константинопольскому патриархату, которое сложилось на протяжении веков: «Мы чтим и уважаем святую Константинопольскую Церковь – это наша мать, которая нас родила в крещенской купели. <…> Наша благодарность и почтение никогда не прекратятся. Но нам больно, что в XXI веке произошло такое. Нам больно, что в ХХ веке, когда наша Церковь подверглась гонениям, представители Константинополя не защитили нашу Церковь.

Нам больно, что когда разделилась наша страна (СССР – прим. ред.), некоторые представители Константинопольской Церкви, как и в начале ХХ века, старались оторвать куски от тела Русской Церкви. Мы на протяжении десятилетий никогда не вспоминали о том, что было в 20-е годы ХХ века, о постыдных заигрываниях деятелей Константинополя с «живоцерковниками». Но сейчас, после того, что произошло на Украине, создается впечатление, что все это было частью некой продуманной деятельности, направленной на то, чтобы урезать, ослабить, ограничить слишком разросшуюся «дочку»».

Еще раз подчеркнув особое почитание святых, прославившихся в Константинополе, и уважение к этой древней Церкви, о.Николай заключил: «Мы молимся о том, чтобы эта черная туча, которая покрыла наши отношения в ХХ и особенно в XXI веке, рассеялась, чтобы мир, любовь и взаимное уважение вернулись в отношения наших двух великих Церквей».

 

19 июля 2019 г.
Источник: Седмица.RU