image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Признаки второго пришествия

Признаки второго пришествия

Иисус Христос, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, не оставил верующих в совершенном неведении о времени наступления этого события. В охранение их от произвольных и вредных для преуспеяния духовной жизни мнений, Он благоволил указать некоторые признаки, по которым, бодрствующие и ожидающие пришествия Христова, могут узнать близость наступления его.

«Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мт 24:33).

«Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лук 21:31).

В Священном Писании указаны два главных признака приближения второго пришествия Христова: 1) распространение евангелия во всем мире, имеющее закончиться обращением ко Христу еврейского народа и 2) необычайное усиление и распространение зла во всех областях жизни человеческой и явление антихриста, в котором зло найдет полное завершение и выразится в жестокой брани против добра и Царства Христова.

«Но сему (второму пришествию Господа) должно предшествовать, — учит православная Церковь, — следующее: проповедано будет евангелие всем народам, явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное.»

а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа.

Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мт 24:14; ср. Мр 13:10).

«Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, — замечает святой Иоанн Златоуст, — но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, — то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их.»

«Тогда придет конец… Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет… — что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, — неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца.»

Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников. Итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова (Рим 11:25-26).

Так как вступление в Церковь Христову полного числа язычников совпадет с концом проповеди Евангелия всем народам, и иудеи обратятся ко Христу не раньше того, как войдет в Церковь полное число язычников, то, следовательно, обращение всего Израиля произойдет в самые последние времена и послужит признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. Указание на то, что иудеи обратятся ко Христу незадолго до Его пришествия содержится также в других словах апостола: если отвержение их (иудеев) — примирение мира (с Богом), то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим 11:15). Т.е. ничему иному не оставалось бы совершиться (по обращении иудеев ко Христу), как воскресению мертвых, так как весь мир будет духовно оживлен.

Обращение Израиля имеет совершиться при посредничестве пророка Илии.

Блаженный Феодорит, объясняя ст. 25:26 11-й гл. Посл. к Римлянам, пишет: «тайна есть то, что известно не всем, но одним доверенным. Посему, говорит апостол, хочу сделать для вас известным, какую тайну о предмете нашего рассуждения знаем мы, чтобы вы, почитая себя очень разумными, не составили оттого высокого о себе мнения… Апостол сказал: отчасти, давая знать, что не все не уверовали; ибо многие из иудеев уверовали. Советует же не отчаиваться в спасении и прочих. Ибо, по принятии проповеди язычниками, уверуют и они, когда придет великий Илия и возвестит им учение веры. Сие и Господь изрек в священном Евангелии: Илия должен прийти прежде и устроить все. (Мт 17:10-11).

О пришествии пророка Илии пред концом мира и о его деятельности среди Израиля говорит пророк Малахия: «Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И от обратит сердце отцов к детям и сердца детей — к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (4:5-6).

«Сказал: Вот Я пошлю к вам Илию пророка… — и, означая время, — замечает блаженный Феодорит, — присовокупил: пред наступлением дня Господня, великого и страшного. Так наименовал день второго пришествия; извещает же что сделает пришедший великий Илия. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их. И показывая цель, для которой придет Илия прежде, присовокупил: чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием. Чтобы Мне, нашедши всех вас в неверии, не предать всех нескончаемому мучению, Илия придет прежде, возвестит вам о Моем пришествии и убедит вас, иудеев, без всякого сомнения присоединиться к уверовавшим в Меня язычникам и составить единую Мою Церковь. Отцами же называет пророк иудеев, как призванных прежде, а сынами — язычников, как спасенных после иудеев.»

Иисус Христос имел в виду это пророчество, когда на вопрос учеников: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» — сказам им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все (Мт 17:10-11).

Святой Иоанн Златоуст, объясняя данное место, пишет: «Илия точно придет тогда, пред вторым Моим пришествием; но и ныне пришел Илия (стих 12), — называя этим именем Иоанна. Этот Илия пришел. Α если ты спрашиваешь о фесвитянине, то он придет, потому и сказал: Илия должен придти прежде и устроить все. Что такое — все? То, о чем сказал пророк Малахия (4:5-6). Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. Α чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином, а Иоанн фесвитянином не был.»

б) Явление антихриста.

Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения (2 Тим 3:1-5; 1 Тим 4:1-3; 2 Пет 3:3-4), когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем — против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.

«Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и в конце концов пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лицо антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога.»

Антихрист, имеющий прийти, будет определенным лицом, а не целым рядом лиц или олицотворением какого-либо направления или учения; о нем Иисус Христос сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин 5:43). Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое — Своим действиям во имя Отца, неверие иудеев в истинного Мессию — их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно разуметь также одно определенное лицо.

«Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, — отвечает св. Иоанн Златоуст, — намекает на антихриста… Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, т.е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем (2 Фес 2:4). Это именно и значит, что он придет во имя свое.»

«Господь говорит неверующим Ему (Ин 5:43), под другим, — пишет святой Ириней Лионский, — разумея антихриста, который чужд Господа: …переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос.»

Об антихристе, его свойствах и о времени его явления ясно учил апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам (2:1-12). Среди солунских христиан распространился слух, будто в самом непродолжительном времени наступит пришествие Господа и собрание к Нему верных христиан для встречи грядущего Христа (ср. 1 Фес 4:17), при чем, быть может, даже указывалось через сколько именно месяцев или дней наступит оно. Апостол не говорит, когда будет это пришествие, но он хорошо знает и поэтому утвердительно пишет, что дню Господню будут предшествовать два великой важности события: отступление (от веры, ср. 1 Тим 4:1), т.е. полное развитие беззакония, которое обнаружится непосредственно пред наступлением дня Господня (ср. Лук 18:8; Мт 24:11-12; Иуд. 1:18 и др.) и явление антихриста.

Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление (ή αποστασία) и не откроется человек (ο άνθρωπος — одно определенное лицо) греха, сына (ό υίός) погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 3-4).

Апостол желает выразить ту мысль, что сколь ни великою гордостью отличались некоторые личности, но всех их превзойдет своею гордостью антихрист. В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он — не Бог, что есть особое, отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная, диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Которому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он — и только он один — был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его — антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.

«Здесь (2 Фес 2:3-4) он говорит об антихристе, — замечает святой Иоанн Златоуст, — и открывает великие тайны… Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Α сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который воспримет всю его силу… Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога.»

«Назвал же его (антихриста), — пишет блаженный Феодорит, — человеком беззакония, потому что по природе он — человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для других послужит виною погибели, ибо губитель человеков подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом… Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил.» (Дан. 11:36-38)

«Называемый Бог есть здесь, — объясняет епископ Феофан, — всякое существо, которое в то время люди будут почитать Богом… Над всем этим антихрист будет выситься, давая понять, что всякий чтимый бог — ничто сравнительно с ним и что его одного должно чтить, как Бога (ср. Дан. 11:36-37). Святыня есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или чтимый ради Бога, т.е. или божество, или храм, священные вещи и действия — все, входящее в чин богопочтения внешнего… Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, всех их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый, ибо богом себя выставит, а бог без богопочтения не бывает. Он сядет в храме, как Бог, есть уже часть чина богопочтения… Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет, конечно, определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и разумеет апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Откровении говорится об образе зверином (13:14-15). Не его ли всюду поставят в храмах?»

Как человек, антихрист будет иметь определенное имя, но оно не открыто, и в Откровении указано только число имени ею. «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (13:18).

«Относительно имени (антихриста) нам невозможно, — говорит святой Ипполит, епископ Римский (+269 г.), — высказать что-нибудь определенное; мы можем только предположить, как именно в данном случае размышлял и был научен блаженный Иоанн. Ведь только тогда, когда явится сам антихрист, время обнаружит искомое… Дело, в том, что мы находим много имен, соответствующих этому числу; таково, например, Титан (Τειτάν), Еванфас (Ευάνθας), Латинянин (Λατεϊνος). Впрочем, нельзя еще наперед предсказывать, что имя антихриста действительно и будет таковым, равно как нельзя отрицать, что он не может называться как-нибудь иначе.»

«Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, — учит св. Ириней, еп. Лионский, — нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос остается нерешенным… Если бы необходимо было в настоящее время, чтобы его имя было открыто возвещено, то оно было бы объявлено тем, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век — под конец царствования Домициана. Он (Иоанн) показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, кто он; имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого.»

В устных беседах с солунянами апостол подробно сообщил им те причины, по которым не появится антихрист прежде определенного времени, почему и в послании он кратко пишет: не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает (по-слав. «удерживающее» το κατεχον) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (по-слав. «держай,» ό κατέχων) теперь; (2 Фесс.2:5-7).

Тайна беззакония уже в действии, т.е. то зло, нечестие, безбожие среди людей, которое обнаружится в открытой форме и страшном размере пред пришествием антихриста (всеобщее отступление — ст. 3), уже во время жизни апостола имело место, хотя в незначительной степени.

«Думаю, — говорит блаженный Феодорит, — что апостол означил сим (тайною беззакония) породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно ведет людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его апостол назвал открытием. Ибо то, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно.»

«Если возьмем во внимание тайну благочестия, — объясняет епископ Феофан (Говоров), — о которой говорит тот же апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть, и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16), то что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха, сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрением сатаны подорвать и извратить сию веру… Он во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление или извращение в них веры в Боговоплощение. В настоящее время на западе — бездна христоборцев, и все они, как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном — в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын человеческий пришедши едва ли обрящет веру на земле (Лук 18:8). Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь! Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (От 17:5). Но нравственная испорченность у христиан — снаружи, а внутри — неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию, когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна в нем кроющаяся.»

Что не допускает открыться ему в свое время? Блаженный Феодорит пишет в объяснение этих слов: «божественный апостол, как думаю, говорит не о римском царстве и не о благодати Духа; напротив того, признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания. Посему Божие не позволяет явиться ему ныне.»

«Добро и зло уже засеяно, развивается, растет, — говорит епископ Феофан по поводу слов апостола: — и удерживающее, и держай. Созреет же и то, и другое в свое время. Раньше того определенного срока сему быть нельзя. Теперь, как на вопрос, почему жатели не являются на поле, прямой ответ тот, что время еще не пришло, жатва не готова, так и на вопрос, почему не видно тех чаемых мировых событий, прямой ответ: еще не пришло Богом определенное проявлению их время. Но сюда же принадлежит и явление антихриста. Следовательно, и он не является по той же причине. И удерживает его Божие определение, как сказали блаженный Феодорит и за ним — блаженный Фотий… Этот момент (явления антихриста) отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще, желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда же некого будет более ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится… Прежде сказал: удерживающее, — здесь (стих 7) говорит: держай. Разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там — определение Божие, а здесь — Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова «пока не будет взят от среды» не значат «уничтожится, перестанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит Свою сдерживающую деятельность.»»

Апостол Петр также указывает на долготерпение Божие (2 Пет 3:9), как на причину, задерживающую наступление конечных событий, причем выразился ясно, и святой апостол Павел дает о ней одни намеки, как о предмете, хорошо известном читателям. Так как милосердие и долготерпение Божие тогда перестанут действовать среди людей, когда последние сами отвратятся от Бога, изымут из употребления имя Его и как бы удалят Его из своей среды, то в таком смысле о Господе можно сказать, что некогда Он от среды взят будет.

Длительность деятельности антихриста.

Гонения антихриста и страшные преследования им верующих во Христа будут продолжаться сорок два месяца, или три с половиной года: даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца (От 13:5; ср. 12:6, 14; Дан. 7:25). Хотя брань антихриста против Церкви Христовой будет яростной и жестокой, но врата ада не одолеют ее (Мт 16:18). Господь не оставит верующих без Своей помощи и для укрепления их во дни великой скорби пошлет двух свидетелей (От 11:3-12), которые будут отклонять людей от обольщения антихриста и проповедовать скорое наступление дня Господня.

«Господь, по милосердию Своему, — говорит святой Ефрем Сирин, — пошлет Илию фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его. Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает это, чтобы показать неизреченное Свое человеколюбие; потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут не понесет никто ответственности на Суде.»

Антихрист обольстит погибающих (2 Фес 2:10), а не верных сынов Церкви. Глава ее Господь Иисус Христос, пребывающий в ней со Святым Духом (ср. Мт 28:20; Ин 14:16) до скончания века соделает ее неодоленною и она пребудет непоколебимой до конца мира. Так в ней не прекратится до второго пришествия Христова евхаристическая жертва (1 Кор 11:26), а, следовательно, будут до конца дней совершители таинств (священство) и верующие, принимающие их (таинства). По любви к верным чадам Своей Церкви Господь сократит время брани антихриста: ради избранных сократятся те дни (Мт 24:22). Из числа живущих во дни антихриста христиан избранные будут собраны от четырех ветров ангелами (Мт 24:31) и восхищены на облаках в сретение Господу (1 Фес. 4:17).

О погибели антихриста говорит апостол: «Господь Иисус убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес 2:8).

«Подобно тому, как огонь, — замечает святой Иоанн Златоуст, — когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся, так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием убьет антихриста. Достаточно явиться Ему, и все это погибнет.»

«Апостол, сколько можно было, — говорит блаженный Феодорит, — показал величие Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, скажет только и тем предаст конечной гибели губителя.»

Тайнозритель так изображает гибель антихриста и его лжепророка: «схвачен был зверь и с ним — лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми от обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению; оба живыми брошены в озеро огненное, горящее серою» (От 19:20), т.е. антихрист и лжепророк до страшного суда (От 20:10, ср. ст. 11-13) перейдут непосредственно из этой земной жизни в геенну (озеро огненное, горящее серою), так как для всех будет очевидным, что они заслужили вечные мучения. Обыкновенный порядок тот, что сначала наступает смерть, а потом — суд, а для людей последнего времени — изменение и суд, но для антихриста и лжепророка, чрезвычайных противников Божиих, эта последовательность не будет соблюдена, и они не будут судимы. Хотя тайнозритель не говорит, что они будут брошены в геенну после изменения тел, однако и не отрицает этого; здесь лишь неполнота откровения, но не противоречие другим местам Свящ Писания (напр. 1 Кор 15:51-52 и др.)

На основании изложенного учения православной Церкви об антихристе становится очевидным, что утверждение адвентистов о явлении антихриста в лице римских пап, противоречит Священному Писанию. Оно учит, как мы видели, что антихрист — не целый ряд личностей, а какое-то определенное лицо, пришествие которого будет самым близким событием пред концом мира и парусией, когда Господь Своим явлением истребит беззаконника.

Второе пришествие Христово.

Православная Христианская Церковь верует, что Господь Иисус Христос в первый раз приходил на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мт 20:28; ср. Ин. 12:47; нас ради человек и нашего ради спасения — 3 чл. симв. веры), во второй раз явится для суда над миром: судить живых и мертвых (2 Тим 4:1; ср. Мт 16:27; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым — 7 член. Симв. веры), и таким образом признает только два чувственно-видимых пришествия Христа.

В Священном Писании указываются следующие черты этого пришествия: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мт 24:30).

«Знамение Сына Человеческого, — объясняет блаженный Феофилакт, — есть крест, который, для обличения иудеев, явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому, как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. Тогда восплачутся все племена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, кто по земному мудрствует, хотя бы то были и христиане.»

«Когда все увидят на высоте явившийся сей царский Его скипетр, тогда каждый, — говорит святой Ефрем Сирин, — узнает, что в след за ним явится Царь царствующих. В час тот каждый будет размышлять, как встретиться ему с Судиею… Тогда будет великий вопль; возопиют и скажут: се Жених грядет, се приближается Судия, се открывается Судия судей, се грядет Бог всяческих судить всю вселенную и воздать каждому по делам его.»

Явится Иисус Христос в воспринятой Им и прославленной человеческой плоти: «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11).

«Слова «придет таким же образом» означают, — объясняет святой Иоанн Златоуст, — то, что Он придет с телом, — так же, как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом — на облаке.»

Вслед за Своим знамением (святым крестом) придет Господь в Божественной славе и величии, окруженный сонмами святых ангелов, как Владыка неба и земли, следовательно, не в том смиренном образе, когда приходил в первый раз.

«Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мр 13:26; ср. 8:38; Лук 9:26; Мт 16:27; 24:30; 25:31).

«И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мр 14:62; Мт 26:64).

Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба (1 Фес 4:16), т.е. сойдет среди раздающихся гласов и труб, сопровождаемый небесным воинством.

Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, — отвечает святой Иоанн Златоуст, — для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются.»

Иисус Христос в Своем величии и славе придет для того, чтобы произвести над миром окончательный суд: «придет Сын Человеческий во славе Отца Своею с ангелами своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мт 16:27; 25:31-46). «Идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми» (Иуд. 1:14-15; 2 Фес 1:5-10; 2 Тим 4:1).

Второе пришествие Господне будет при кончине века сего (Мт 13:40), посему день, в который оно последует, называется последним днем (Ин. 6:39-40, 44-45), днем суда (Мт 10:15; 11:22-24; 12:36; Мр 6:11; 2 Пет. 2:9; 3:7; 1 Иоан 4:17), днем Господним (2 Пет. 3:10; 1 Кор 1:8; 2 Кор 1:14 и др.), днем Христовым (Фил. 2:16; 2 Фес 2:2).

Учение учителей древней Церкви.

Святого Иустина, философа и мученика: «пророки предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего, другое, когда Он, как возвещено, со славою придет с небес, окруженный ангельским Своим воинством, и когда воскресит тела всех бывших людей.»

Святого Ипполита, епископа Римского: «Его (Господа) второе пришествие будет уже не таково, каким было первое. Тогда Он приходил, как простой лишь Человек, теперь же придет, как Судия всего мира. Тогда приходил спасти человека, теперь же придет для наказания всех грешных и нечестивых по отношению к нему.»

Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: «возвещаем и второе пришествие во многом преимуществующее пред первым. То было доказательством терпения, а сие носит на себе венец Божия Царства… В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается светом, как ризою (Пс 103:2). В первое претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2); во второе грядет «дориносимый» (сопровождаемый воинством ангелов), славимый воинством ангелов. Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших… Тогда приходил Он убедительно уча людей по домостроительству; а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся Царству Его по необходимости… Павел означает два пришествия, когда пишет и говорит Титу: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11-13). Видишь, что он наименовал и первое, за которое благодарит, и второе, которого ожидает. Посему и в возвещаемом нами ныне исповедании веры так преподано веровать: и в восшедшего на небеса, и в сидящего одесную Отца, и в грядущего со славою судити живым и мертвым; Его же царствию не будет конца. Посему Господь наш Иисус Христос грядет с неба; приидет же со славою при конце мира сего в последний день.»

Святого Иоанна Златоуста: «здесь (Тит. 2:11-13) он указывает на два явления Христовых; и подлинно их два: первое благодатное, а второе — для воздаяния и правосудия.»

Блажененного Феодорита: «божественный апостол в послании к блаженному Титу (2:11-13) с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе… Α сим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, явилась благодать Божия, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и обучив всякой добродетели, приуготовить к радостному ожиданию второго пришествия… В послании к евреям упомянул о сем пришествии (10:37)… сему учит и филиппийцев (3:20)… а равно и фессалоникиян (1 Фес. 4:15-17). Не трудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению.»

Воскресение мертвых.

В последний день, в который совершится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, до начала всеобщего суда, действием всемогущества Божия последует воскресение тел умерших людей и изменение тел живых людей. Воскресение будет всеобщее и одновременное: «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29), т.е. воскреснут в одно время все люди, как праведные, так и грешные.

«Здесь говорит о всеобщем воскресении, — замечает блаженный Феофилакт. — Поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд (стих 24), то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что делавшие зло воскреснут в воскресение осуждения, а творившие добро — в воскресение жизни.»

Изображение Господом всеобщего суда, когда соберутся пред Ним все народы (Мт 25:32), т.е. весь род человеческий, и Он отделит овец от козлов, предполагает всеобщее воскресение, т.е. не одних праведников, а и грешников. Веру во всеобщее воскресение апостол Павел исповедал пред правителем Феликсом: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян 24:15).

Воскресение умерших и изменение живых произойдет во мгновение ока: «вдруг, во мгновение ока при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15:52), т. е все, оставшиеся в живых до пришествия Христова, мгновенно облекутся в нетление, — все, а не одни только верующие.

Качества будущих воскресших тел.

«Тела будут те же самые, — учит православная Церковь, — в которых люди жили в сем мире, как говорит Иов (19:25-27). Впрочем, это тело, о котором говорим, что оно будет тем же самым, по воскресении сделается нетленным и бессмертным, по сказанию Павла (1 Кор 15:51-53). Еще и то надлежит знать, что всякая душа возвратится в свое тело и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по делам своим. Также и тела нечестивых пребудут бессмертны, поелику вечно будут мучиться.»

Воскресшие тела по существу своему будут тожественными с настоящими телами, но по своим новым качествам совершенно отличными от них. Так Иисус Христос по Своем воскресении являлся, хотя в том самом теле, которое было распято на кресте, пригвождено и прободено (Ин. 20:27; Лук 24:39), но только в теле прославленном, духовном.

Он учил (Ин. 5:28-29), что по гласу Его воскреснут тела те самые, которые преданы земле. О качествах воскресших тел апостол говорит: сеется в тлении, — восстает в нетлении; сеется в уничижении, — восстает в славе; сеется в немощи, — восстает в силе; сеется тело душевное, — восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие (1 Кор 15:42-53).

«Под сеянием же разумеет не зачатие наше в утробе, — объясняет блаженный Феофилакт, — но погребение в земле мертвых тел на тление, т.е. для того, чтобы истлеть. Хорошо также сказал: восстает (εγείρεται — воскресает), — а не всходит, чтобы ты не посчитал это делом земли. Сеется в уничижении, восстает в славе. Ибо что менее почтенно, чем мертвый? Но воскреснет в славе нетления, хотя и не все получат одну и ту же честь. Сеется в немощи, восстает в силе. Ибо не пройдет и пяти дней, как плоть не сможет противостоять тлению; но воскреснет в силе нетления, не подлежа уже никакому тлению, хотя для грешников нетление послужит к большему наказанию.. Есть тело душевное, т.е то, которое мы ныне имеем в настоящей жизни. И есть тело духовное, т.е. то, которое будем иметь в будущем веке; по существу, то же самое, духовное, т.е. нетленное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Заметь, сии слова — против тех, кто говорит, что воскреснут тела не те же самые, но иные, ибо: тленному, говорит, сему и смертному сему. Не иному, а указательно: сему. Поэтому тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожатся, так как оно облечется в нетление и бессмертие. Между смертью и тлением есть разница: слово смерть употребляется только о существах одушевленных, а тление и о неодушевленных. У нас же есть нечто, подобное неодушевленному, как, например, волосы и ногти; но и эти предметы облекутся в нетление.»

«Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 3:21).

«Слово «преобразит,» — замечает блаженный Феодорит, — употребил апостол в означение не претворения образа, но избавления от тления. Сказал же, что тело наше сделается сообразным телу славы Его; не по количеству, но по качеству славы, потому что и оно будет световидно. Α сотворит Господь это, как имеющий неизреченную силу, легко прекращающую тление и смерть и прелагающую тела наши в бессмертие.»

Учение святых отцов древней Церкви.

Святого Иустина, философа и мученика: «воскресит (Христос) тела всех бывших людей, и тела достойных облечет в нетление, а тела нечестивых, способные вечно чувствовать, пошлет вместе со злыми демонами в вечный огонь.»

Татиана апологета († 175 г.): «мы веруем, что по окончании всего будет воскресение тел не так, как учат стоики, по мнению которых после некоторых периодов времени одни и те же существа всегда являются и погибают без всякой пользы, но однажды по исполнении наших веков и единственно ради восстановления одних человеков для суда.»

Святого Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.): «когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И деревья не производят ли по велению Божию в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые..? Все это производит премудрость Божия для того, чтобы и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей.»

Афинагора, христианского философа († 2 в.): «надлежит, по апостолу, тленному сему и рассыпавшемуся облечься в нетление, дабы, когда умершие оживут через воскресение, и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, что он делал, живя в теле, доброе или злое.» (2 Кор 5:10).

Святого Иринея, епископа Лионского: «в конце, когда Господь воззовет последнею трубою, восстанут мертвые, как Он говорит: настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Человеческого и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.»

Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского: «всем людям должно будет воскреснуть, но не для всех одинаково будет воскресение. Все будем иметь вечные тела, но не все — подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться.»

Святого Иоанна Златоуста: «смерть не тело губит, а истребляет тление, сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе, — впрочем не у всех, потому что, хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших праведно.»

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец — Христос, потом — Христовы в пришествии Его. Α затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор 15:22-24). Апостол говорит о воскресении только верующих и не указывает на воскресение неверующих и, следовательно, различает два отдельных по времени воскресения мертвых. Под концом разумеет последний акт воскресения: воскресение грешников.

В словах апостола «каждый в своем порядке…» указываются два момента, связанные между собою не хронологически, а логически, как соединены между собою основание и следствие, где за Христом воскреснут Христовы, т.е. если Христос воскрес, то воскреснут и верующие в Него; воскресение Христа служит основанием или залогом воскресения принадлежащих Ему. Каждый в своем порядке (τάγματι). Τάγμα не означает временного порядка или последовательности, а это слово, взятое из образа воинских действий, имеет значение отряда, полка, известной группы (по слав. чина). Апостол упоминает только о группе (чине) верующих по той причине, что пишет верующим и потому первыми называет христиан, имеющих воскреснуть при втором пришествии Господнем; а другой чин — неверующие — вполне очевидно подразумевается. Апостол не отрицает одновременности воскресения с праведными грешников (ср. Деян 24:15). Под концом разумеется не конец воскресения, а кончина всего: кончина мира, кончина теперешнего его порядка. (ср. 1 Пет. 4:7; 2 Пет. 3:10-13). «Когда Он предаст Царство…» т.е. когда Иисус Христос окончит Свое искупительное служение, то предаст Царство благодати устроенным, ибо богоборная сила, враждебная Христу, будет Им упразднена; по окончании Царства благодати, начнется Царство славы.

«Чтобы ты, слыша слова «все оживут,» — учит святой Иоанн Златоуст, — не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: каждый в своем порядке. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие… Α затем конец. Когда умершие воскреснут, тогда всему будет конец, а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. Потому апостол и присовокупляет: в пришествии Его, чтобы ты знал, что он говорит о будущем времени.. Что же значит «когда предаст Царство»? Из Писания известны два Царства Божии: одно — по усвоению, другое — по сотворению. По сотворению Он царствует над всеми, над язычниками, иудеями, демонами, врагами; а по усвоению царствует над верующими, добровольно подчиняющимися, послушными… Это-то Царство Он и предаст, т.е. устроит.»

«О двух воскресениях и намека нет в Писании, — говорит епископ Феофан; — а слова «затем конец» означают, что за воскресением последует конец всему: суд, распределение оправданных и осужденных по своим местам, прекращение теперешнего порядка бытия вещей и начало нового, когда откроется новое небо и новая земля. Другую какую мысль соединять с сими словами и в ум не должно приходить… Чего же ради апостол не упомянул о них (грешниках) особо? На это ответим: так ему было угодно; упомянул он о Христовых, потому что говорил к тем, кои Христовы суть, и их надежды оживлял, а о не-Христовых промолчал, чтобы не омрачать светлой картины воскресения, давая уразуметь о них самим читающим из того, что впереди. Сказал: «во Христе все оживут» (ст. 22), без различия. Но из-за того, что он о них не упомянул, разделять воскресение на два момента, прикрываясь кривотолкованием слова: а затем конец, совершенно несправедливо.»

2) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и там всегда с Господом будем (1 Фес. 4:16-17). Апостол говорит о воскресении верующих, чем указывает, что будет другое, отличное по времени, воскресение неверующих.

«Мертвые во Христе воскреснут прежде,» в сравнение с христианами, оставшимися в живых, с которыми они вместе встретят Господа, а не в сравнение с воскресением грешников. У апостола здесь нет речи о различных по времени воскресениях.

«Β повелении (в рус. перев. при возвещении), коим Бог, в Троице поклоняемый, — объясняет епископ Феофан, — изречет определение, что время кончилось, настал момент. да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. При гласе Архангела Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия: прежде — Израиля, потом — христиан (Дан. 9:21; 10:5, 13, 21; 12:1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли… Божиею называется она, как передающая Божие повеление и с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, всепроникающей и всеоживляющей; она разбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9; Чис 10:2; 31:6). «И мертвые во Христе воскреснут прежде…» Слово «прежде» не то значит, что прежде воскреснут умершие во Христе, т.е. верующие христиане, а потом и нехристиане, как если бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого намека здесь нет. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не упоминается, потому что не их касалась речь; слово апостола к верующим было только о воскресении верующих Но этим не исключается общее всех воскресение.»

«Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? Чести ради, — отвечает святой Иоанн Златоуст. — Ведь и тогда, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, кто заслуживает название детей, выезжают на колеснице, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, кто оскорбил его, остаются дома. Мы понесемся на колеснице Отца. Как Он подъял Самого Господа на облаках (Деян 1:9), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» (Мт 24:41); и «один возьмется, а другой оставится» (Лук 17:36). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!»

3) О воскресении одних праведных читай: «воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук 14:14).

Из упоминания в приведенном тексте об одном воскресении праведных, — что требовалось ходом речи (блажен будешь, потому что воздастся тебе в воскресении праведных), — нет никаких оснований заключать о различии моментов или периодов воскресения умерших. Господь ясно сказал (Ин. 5:28-29), что воскресение праведников и грешников произойдет одновременно.

4) О воскресении праведных упоминает апостол: «иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр 11:35).

Апостол, свидетельствуя о праведниках, претерпевших мученическую кончину в надежде получить лучшее воскресение («воскресение жизни,» а не воскресение осуждения — Ин. 5:29), не говорит, что оно по времени произойдет отдельно от воскресения грешников. Следовательно, апостол в приведенном месте упоминает о различии в состояниях воскресших, но не о различии моментов воскресения умерших.

5) О воскресении праведных — первом воскресении, отличном по времени от воскресения грешников, второго воскресения, — и о тысячелетнем Царстве Христовом с праведными в промежутке между воскресениями ясно говорится в Откровении (20:1-7).

Стих 1-3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.» Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1-3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа (14:14; 19:11-16) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии (10:1-2), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца — 12:10-11). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2 Пет. 2:4) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мт 27:66; Дан. 6:17) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира (Ин. 12:31) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол. 2:15; Евр 2:14; 1 Ин 3:8). Связав сильного (Мт 12:29), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа (1 Пет. 5:9; Еф 6:16), Его святейшее имя (Μр. 16:17), крестное знамение (ср. Кол. 2:15), пост и молитва (Мт 17:21), слово Божие (Еф 6:17) и благодать Христова (2 Кор 12:9), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют (1 Пет. 5:8); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления (Еф 2:2).

Тысяча лет, на кои связан сатана, обозначает не тысячу обыкновенных лет, а точно определенный Богом период времени. По примеру других мест Священного Писания (Втор 5:10; Иер 32:18; Пс 89:5; 2 Пет. 3:8) в стих 3-7 число тысяча употреблено для обозначения многочисленности и полноты.

«Тысячу лет благоразумно понимать, — говорит святой Андрей Кесарийский, не как таковое именно число лет, но, вообще, или многие годы, или число совершенное. Ибо может сие означать многие годы, дабы Евангелие проповедано было повсюду во всем мире и укоренились в нем семена благочестия. Итак, тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста.»

Тысяча лет, в продолжение которых ограничена деятельность диавола, не может обозначать времени от пришествия (второго) Христова, когда будто откроется тысячелетнее Царство Его, до появления антихриста, как говорят сектанты. Сам Господь Иисус Христос, предрекая о Своем втором пришествии, как на его признак, указывал на кончину мира (Мт 13:37-41; 24:27-31) и поставлял его в непосредственную связь, без всяких промежутков, со всеобщим судом (Мт 25:31-46), а апостол Павел соединял его (паки — пришествие Христа) с окончанием господства антихриста, имеющего быть истребленным явлением пришествия Христова (2 Фес 2:8), и с общим воскресением (1 Фес. 4:16; ср. 1 Кор 15:52). Тот же апостол говорит только о двух пришествиях Христа: Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи, многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр 9:28; ср. Тит. 2:11-13).

«Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, — объясняет блаженный Феофилакт, — чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил в грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. Во второй раз явится, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но придет, как Судия во спасение ожидающим Его, т.е. верующим в Него и ожидающим пришествия Его, очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только а радостном.»

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда (1 Кор 15:23-26), и будущее вечное Царство славы (Лук 1:33; 2 Пет. 1:11; От. 3:21), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное (Мт 5:3, 19; 6:20; Лук 12:33; 18:22), исполненное не земных. а небесных благ.

Стих 4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.» Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мт 19:28) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы.

«Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст, — не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь.»

Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу (Ин. 5:22; Мт 25:31), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14-15; Μф. 12:41-42).

Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. От. 13:14-16). Они ожили (έζησαν от ζάω — жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мт 10:28). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

Святые праведники и мученики царствовали со Христом тысячу лет, т.е. пребывали с Ним, блаженствовали, но это блаженство не окончательное, не то, которое наследуют праведные после страшного суда, когда будет новое небо и новая земля, оно будет продолжаться тысячу лет, т.е. Богом назначенный определенный период времени.

В этом (4) стихе содержится утешение всем умирающим за свидетельство об Иисусе Христе, всем тем, которым придется пострадать в будущем от зверя-антихриста и его лжепророка, — все они не потеряют своей награды: души их будут живы и будут царствовать со Христом тысячу лет.

Стих 5. «Прочие же из умерших не ожили, доколь не окончится тысяча лет. Это первое воскресение.» Прочие из умерших, т.е. не вошедшие в состав поименованных в 4-м стихе, не удостоятся первого воскресения, вследствие своего греховного состояния. Души их, разлучившись с телом, пребывают вдали от престола Божия, вдали от Христа и блаженства, почему их апостол не видит ожившими (живыми) вблизи сидящих на престолах; они соответственно своему греховному состоянию испытывают не блаженство, но мучение и предчувствие вечного осуждения. Такое состояние праведников и грешников продолжится тысячу лет, т.е. до времени общего воскресения, когда все воскреснут в своих телах для окончательного приговора или о вечном блаженстве, или о вечных мучениях.

Под воскресением (стих 5) разумеется не воссоединение душ умерших людей с их телами, а предварительное блаженное состояние душ умерших праведников, переход их от земной жизни к жизни на небе, от гонений и страданий — к причастию Божественной славы. Хотя апостол и говорит: это воскресение первое, — но, очевидно, не в смысле более раннего, первого по порядку, за которым должно последовать такое же второе, а в смысле предварительного, особенного, так как оно предваряет и предуказывает на славную блаженную жизнь праведников с телами по их воскресении. То, что он не имеет в виду двух однородных событий воскресения, — это видно из того, что он умалчивает о втором воскресении. Воскресение в собственном смысле, как восстание умерших в их прежних измененных телах, будет только одно при последней трубе (1 Кор 15:52; 1 Фес. 4:16; Ин. 6:39-40); о нем тайнозритель говорит ниже, в стих 12-13, и в своем Евангелии записал (5:28-29) учение Господа об общем и единственном воскресении всех умерших.

Под первым воскресением нельзя также разуметь обращение человека ко Христу (ср. Кол. 3:1), нравственное обновление, переход от греховной жизни к добродетельной (ср. Еф 5:14). Это обращение происходит во время земной жизни, а святой Иоанн видит на небе души праведных, течение совершивших, подвигом добрым подвизавшихся на земле (2 Тим 4:7) и засвидетельствовавших свою веру во Христа мученическою кончиною.

Стих 6. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.» Праведников, удостоившихся состояния предварительного прославления и блаженства (первого воскресения), апостол называет блаженными и святыми. Они, хотя и подверглись телесной смерти, общему человеческому уделу (Евр 9:27), смерти первой, избежат смерти второй, т.е. вечных мучений (От 2:11; 20:14). После телесной смерти праведники, вследствие своей святости и чистоты, становятся священниками Бога и Христа, т.е. лицами весьма близкими к Богу, возносят к Нему, подобно священникам, молитвы своих земных собратий, ходатайствуют за них и будут царствовать со Христом тысячу лет, т.е. до всеобщего воскресения, после которого вместе с воскресшими телами сподобятся жизни вечной.

Из всего сказанного нами открывается, что ссылка сектантов на Откровение (20:1-7) в оправдание своего лжеучения о тысячелетнем земном Царстве Христовом и о двух различных по времени воскресениях не имеет никакого смысла.

Источник: http://anti-adventism.ru