image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Проповедуй Евангелие!

Проповедуй Евангелие!

Выражение «проповедуй Евангелие» встречается в Новом Завете пятьдесят раз; «проповедуй Христа» — двадцать три раза; «проповедуй слово» — семнадцать раз; «проповедуй царство» — восемь раз; но повеления «проповедуй закон» мы не находим ни разу.

Но адвентисты поступают иначе. Закон является главным содержанием их проповеди и сущностью их богослужений. Если бы адвентисты научились правильно понимать и толковать закон, то они увидели бы, что для оправдания их учения о субботе в Новом Завете нет ни малейшего основания. Их одностороннее и ошибочное распространение понятия закона на десять заповедей ведет их к дальнейшим многим заблуждениям. Точное понимание слова закона покажет нам, что в девяти из десяти случаев под ним разумеется Пятикнижие Моисея. А в этих книгах заключается многое, — с чем согласятся и адвентисты — что непримиримо и не годно для новозаветного периода. Если они, действительно, уверены в том, что призваны проповедовать закон, то пусть проповедуют его полностью вместе со всеми дополнениями и уставами, в свое время обязательными для Израиля, не исключая обрезания и жертвоприношений. Евреи, которые в этом вопросе несомненно компетентны, скажут нам, что закон есть все Пятикнижие Моисея. В этом вопросе адвентисты проявляют полную несостоятельность.

Один из их проповедников, Бутлер, в своем разборе Послания к Галатам говорит так: «Под законом евреи обычно понимают пять книг Моисея, присоединяя к ним и все установления нравственного и общественного порядка, коими определялась жизнь еврейства». Читая Новый Завет, мы приходим к тому же мнению. Например, в 1Кор.14:34 женщинам повелевается подчинение согласно «закону». А закон этот мы находим в книге Бытие 3:16. В Рим.7:7 написано: «Если бы закон не говорил: не пожелай». Опять, этот закон мы найдем в книге Исх.20:17. В Матф.22:36 законник спрашивает, какая важнейшая заповедь в законе? Господь Иисус в виде ответа приводит постановления книг Втор.6:5 и Лев.19:18. В Матф.12:5 Иисус спрашивает Своих обвинителей, не читали ли они в законе, что священники в нарушении Субботы невиновны. А этот закон находится в Числ. 28:9.
Можно бы привести еще целый ряд доказательств, но думается мне, изложенного достаточно, чтобы показать, что закон не ограничен десятью заповедями, но охватывает собою все пять книг Моисея. Если адвентисты, уклоняясь от проповеди Евангелия, или Христа, или вообще Слова Божия, хотят проповедовать закон, то пусть будут последовательны и проповедуют его полностью. Тем более, что, как мы выше сказали, важнейшая и величайшая заповедь закона (Матф.22:36-40) не находится в числе десяти заповедей.

Напротив, эти последние поставлены в зависимость от двух главнейших: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя».
Весь закон со всеми его предписаниями нравственного, общественного и национального характера дан Моисеем, но благодать и истина явились в Иисусе Христе (Иоан.1:17).
Необходимо принять то или иное решение. Нежелающий признавать, что Христос есть конец закона (Рим.10:4), и что Он исполнил весь закон (Кол.2:14-6), чрез это свое непризнание считает себя пребывающим в детском возрасте и нуждается в детоводителе (Гал.3:24).

Закон дан Моисеем, и никто не имеет права от этого закона что-либо отнимать, или к нему прибавлять, или выбирать в нем для себя то, что нравится. Кто хочет проповедовать закон — пусть поступает, как евреи: проповедуй его полностью и живи по нему; храни субботу, согласно Священному Писанию, обрезывайся, приноси жертвы, справляй седмицы и юбилейные годы и пр.
Но, поступая так, не принуждай других следовать твоему примеру, и помни, что мы, христиане, не нуждаемся более в детоводителе (Гал.3:25). Мы — дети Нового Завета — не находимся под законом, но пребываем под благодатью (Рим.6:14). Мы живем под новым законом свободы, т.е. законом, Христа. Поэтому мы проповедуем не закон, но Евангелие, и к этому же приглашаем адвентистов.

Градусник определяет температуру, но не излечивает болезнь

Адвентисты любят пользоваться также и текстом Рим.7:12.
Взятый без соотношения с предыдущим и последующим, текст этот, как будто удобен для проповеди закона. Он гласит: «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Также подходит и Рим.3:32, где сказано: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем». Но нельзя из той, или иной главы выхватить какой-либо текст и приписывать ему самодовлеющий смысл, ибо такое обращение со словом Божиим не только преступно, но и приводит к большим заблуждениям. Читая послание к Римлянам добросовестно и последовательно, только и можно понять содержание, например, 3-ей главы. Евреи, ревниво стремящиеся к точному соблюдению закона (Рим.2:17) на самом деле со всей их ревностью недалеко ушли (Рим.2:28-29).
Но знание закона и дела по закону никаких преимуществ пред язычниками не дают (Рим.3:12-20), и апостол хочет им доказать, что есть нечто лучшее, а именно праведность по вере в Иисуса Христа (ст.22), праведность, приобретаемая даром по благодати Его (ст.24) без помощи закона, но законом свидетельствуемая (ст.21). Поэтому для достигших благодати исключена всякая похвальба (ст.27).

Человек оправдывается одной верою, а не делами закона (ст.28).
Однако, в этих стихах, столь определенно отстраняющих закон, нет никакого неуважения к закону; напротив, закон приводит к познанию греха (ст.20). Из всего, что ап. Павел говорит в последующих главах, а особенно в главе 7-ой (о чем раньше подробно сказано) поверхностный читатель мог бы сделать заключение, что закон не только не совершен, но что он даже греховен. Таково, например, сильное выражение стиха 5-го: «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти». Подобно и стих 6-ой: «Но ныне, умерши для закона, которым мы были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве». Равным образом и стихи 8-11 свидетельствуют о связи закона с грехом и смертью, давая повод к различного рода заключениям. Во избежание возможных заблуждений апостол тут же и добавляет: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Не закон греховен, но грех обнаруживается благодаря закону и делается явным для сердца. Через закон познается грех. Он подобен медицинскому градуснику, показывающему лихорадочное состояние больного. Закон есть также зеркало, в котором евреи должны были видеть свои грехи. Если бы евреи поняли тогда благие цели закона, то в смирении склонились бы пред Христом и молили бы о милости, сознавая бессилие свое исполнить закон во всей его точности. Но еще у Синайской горы они дали определенный ответ: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх.19:8).

Нынешние еврействующие христиане вторят этим словам. Безумно полагать, что градусник, поставленный больному, может излечить его. Неразумные люди, увидев себя в зеркале и найдя свои лица недостаточно красивыми, разбивают это зеркало и ломают градусник, если он показывает высокую температуру. Закон, содержавший десять заповедей, служил евреям для познания греха и имел целью побудить их искать спасения в жертвенной крови.
Закон сам по себе ни в чем не мог им быть полезен. «Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3).
Но чада благодати имеют иной закон, закон духа жизни во Христе Иисусе, который был неизвестен в древние времена, но, явившись в Пятидесятницу, открыл миру сущность греха. Закон тот не только обнаруживает грех; он указывает на Спасающего от греха, и свидетельствует миру о праведности (Иоан.16:8).

И этот закон духа, хотя и неизмеримо превосходнейшего закона Синайского, не может нас оправдать, ибо: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1). Кровь Его очищает нас от всякого греха. Как бы свят, праведен и добр ни был закон, он не может иначе, как только осуждать грешного человека.
Всякая попытка чрез исполнение буквы избежать этого осуждения, лишь глубже погружает человека в болото греха. Лишь спасающая рука Единого Избавителя, Иисуса Христа, извлекает нас из глубины и переносит на твердую скалу Нового Завета, где мы, освободившись от Синайского закона, вступаем в новую жизнь. Этот закон, имеющий в основе любовь к Богу и ближнему, ничего не говорит о несовершенных и специально еврейских предписаниях.

Жизнь христианина основана на факте воскресения Иисуса Христа

Если после всего сказанного кто-либо еще спросит, где в Новом Завете изложено повеление о праздновании воскресенья, то этим он покажет, что не понял всего изложенного. Мы можем вопрошающему лишь посоветовать читать и перечитывать Библию, пока не поймет сущности заповедей Божиих и что означает благодать Божия, явленная в Новом Завете, где нет места ни еврейскому, ни христианскому субботничеству.
Против самого названия Субботы нет оснований возражать, если только христианский день покоя не обременяем установлениями еврейской Субботы. Иначе спадем в ошибку горшую, нежели заблуждение адвентистов. Первый день недели не имеет отношения к закону, но находится под действием благодати. Это день, неразрывно связанный с воскресением Христа, освободивший нас от подчинения закону (Гал.3:13).

Христиане очень часто имеют путанное представление о пределах действия закона, который толкователи Библии делят на три части:
1. Нравственный закон десяти заповедей.
2. Закон о жертвоприношениях, преимущественно обрядовый.
3. Законы гражданские.
Адвентисты делают ошибку, считая законы 2-й и 3-й категории недействительными, первые же еще обязательными и для нашего времени. К этому прибавляется еще неясное представление о взаимоотношениях Израиля и Церкви. В древние времена человечество делилось на евреев и прочие народы (язычники); со времени излияния Духа Святого Бог делит людей на евреев, эллинов (народы) и Церковь (1Кор.10:32). Евреи, — древний проводник воли Божией и носитель Слова Его; по возвращении своем из рассеяния они будут исполнителями особой на них возложенной задачи (Рим.11:25); необращенные народы, которым Бог до времени предоставил мир в распоряжение (Лук.21:24), и наконец, Церковь, Тело Христово, источник спасения для современного мира.
Нашему времени возвещается любовь Божия не иная, чем в свое время открытая Израилю, но в ином, более совершенном виде, так как не предшествует Голгофскому подвигу, как прежде, но имеет его позади себя, в прошлом. Церковь более не имеет рукотворного храма, ибо храм ее — Христос, чрез что она сама есть храм Духа Святого (1Кор.3:16). Ей не нужен более седьмой день для празднования Субботы, ибо имеет истинное субботство во Христе, и потому пользуется покоем во все дни. Отличая один из семи дней, она делает это с целью собирать во едино членов своих.
Первый день недели избран ею потому, что она строит жизнь свою на почве Воскресения, и что первый день недели неразрывно соединен с фактом Воскресения Иисуса Христа из мертвых.

Многим христианам еще недостает верного понимания разницы между домостроительствами: древнееврейским и христианским.
Церковь христианскую принято считать продолжением древнего еврейского культа. Если такое понимание применимо к задачам духовного порядка, то совершенно ошибочно в отношении выполнения. Забывают также, что Израиль будет играть роль в будущем.
Бог не совсем отверг народ Свой. О семени Авраама по плоти имеется еще немало обетований, которые обычно относят в духовном смысле к Церкви Христовой.

Поэтому не лишним будет еще раз повторить, что ко кресту пригвожденные не только законы о жертвоприношениях и гражданские потеряли свою силу, но и закон, начертанный на каменных скрижалях, заключавшийся в десяти заповедях. Желающий исполнять закон пусть исполняет не только часть его, но весь, во всей полноте (Гал.5:3). А для пребывающего во Христе уже нет внешнего закона (Гал.5:18, 23). Христос для него стал внутренним законом жизни.
Празднование Субботы относится к Ветхому Закону. Церковь же есть новое Тело (1Кор.12:12-13), ни еврейское, ни языческое; она есть новое творение, на новых началах, в котором не существует ни национальных, ни социальных различий (Кол.3:10-13). Суббота же имеет ярко национальную окраску. Новый Завет охватывает собой новый народ с новой Главою, новыми заповедями и иным днем отдыха и поклонения; день этот есть день Воскресения, в который Христос неразрывно соединился с Церковью (Еф.2:1; Кол.3:1-4). Перед воскресением Христа последователи Его назывались учениками, после же оного — братьями (Иоан.20:17). Израилю дана заповедь о субботе лишь после его освобождения из рабства египетского кровью пасхального агнца и перехода чрез Чермное море к новой жизни. Церковь вступила в первый день своего бытия после того, как обрела спасение чрез совершенный Христом подвиг и сама восстала к жизни чрез Его Воскресение из гроба.

Мы благодарим Бога за данный людям Ветхий Завет и с ним связанную субботу, но еще сильнее наша благодарность за Новый Завет и с ним установленный новый день Воскресения. Суббота была тенью и образом подвига Христова, отражением Его. В этом отражении мы узнаем Его черты. Но личность выше и значительнее ее изображения. Кто, имея у себя портрет своего друга, на этом основании откажется от свидания с ним самим? Церковь построена на основе Воскресения Христа, который в ней обитает. Когда же явился Он Сам, то изображение должно было уступить Ему место и стало ненужным.

Источник: http://anti-adventism.ru