image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Слово о благоразумном разбойнике

1. О, какъ меня поразило это [2] восклицаніе разбойника и отвѣтъ на него Распятаго! Позволь, слушатель внимательный, не пройти молчаніемъ это таинство: въ немъ содержится чудодѣйственная нѣкая сила. Ибо и само евангельское повѣствованіе говоритъ, что Распятый находился на крестѣ, какъ простой какой-либо смертный, бывъ пригвожденъ къ нему, но бывъ распятъ во исполненіе предсказаній пророковъ, а окрестъ стояла великая толпа іудеевъ, приготовляющихъ смерть Господу. Ты видишь здѣсь [3] во всеоружіи самую смерть, — облеченнаго въ оружіе воина близъ креста, горькую желчь, приготовленную для питья, подвигшіяся основанія земли, измѣнившіеся законы природы, день, одѣтый мракомъ ночи, раздранную завѣсу храма, раздѣленныя одежды Распятаго и тунику Его, отданную по жребію, небесныя воинства ужасающіяся, потрясенную страхомъ природу вышнихъ и преисподнихъ, исполнившіяся предсказанія пророковъ.

2. Что же Распятый? Вся совершишася нынѣ (Іоан. 19, 30), говоритъ. Мудрый разбойникъ оказался здѣсь мудрѣйшимъ, слыша этотъ спасительный гласъ. Ибо хотя руками распростертыми и ногами пригвожденъ былъ ко кресту, но свободнымъ языкомъ своимъ произвелъ движеніе и произнесъ мольбу: вѣра, хранившаяся въ его сердцѣ, произнеся Его имя, возгласила: помяни мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ (Лук. 23, 42). На это Распятый отвѣтилъ: днесь со мною будеши въ раи (Лук. 23, 43).

3. По истинѣ дивное и ужасное таинство: ибо отселѣ висѣвшій на крестѣ мгновенно поемлется въ рай — разбойника избирая спутникомъ въ своемъ шествіи Христосъ; одного вводитъ въ рай, другого нѣтъ. Почему такъ сдѣлалось? Этотъ благоразумный разбойникъ не предвосхитилъ ли рай у Владыки рая отъ своего товарища (socio), то есть, распятый одесную отъ распятаго ошую? Отнюдь не такъ, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, — онъ скорѣе получилъ желаемое, чѣмъ попросилъ, ибо рекъ (ему Христосъ): днесь со Мною будеши въ раи.Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойниковъ, ибо руки хищниковъ не досягаютъ рая.

4. Нѣтъ, въ Распятомъ разбойникъ позналъ несомнѣнно Бога, и за свое воззваніе вѣры призванъ былъ въ рай, а не самъ восхитилъ его отъ Господа. Итакъ удались нынѣ, признающій Распятаго обыкновеннымъ человѣкомъ бѣднымъ, раздѣленнымъ (divisum) и грѣшнымъ. Ибо если чистый человѣкъ смертной природы другому человѣку смертному же по природѣ никоимъ образомъ не можетъ даровать безсмертія, вѣроятно ли и правдоподобно ли, чтобы тотъ, кто, по своему составу, рожденъ и сотворенъ съ природою поврежденной и испорченной, могъ дать неповрежденность другому существу, равно поврежденному и испорченному? Равнымъ образомъ могъ ли бы человѣкъ открыть рай, который Богъ закрылъ для самого первозданнаго изъ людей, повелѣвъ херувиму съ пламеннымъ мечемъ охранять входъ его (Быт. 3, 24).

5. Итакъ: какъ вѣруешь о Іисусѣ Христѣ, отверзающемъ рай, ты, слѣпотствующій, очами іудеевъ смотрящій на воплощеніе Еммануила? Если Христосъ кажется тебѣ лишь превосходнѣйшимъ изъ людей, то вотъ этотъ самый Христосъ, по твоему мнѣнію только человѣкъ и притомъ распятый, отверзаетъ рай, становится выше самого Бога, рай затворяющаго, — одинъ и тотъ же, но въ то же время самъ себѣ противоположный. Не глупая ли это басня и не ложное ли ученіе, достойное смѣха и комическихъ пѣсенокъ, — или лучше плача! Мы же исповѣдуемъ, что Распятый есть истинный Богъ во плоти, покланяемся Ему, Господу, отверзшему рай.

6. Въ восклицаніи Распятаго содержатся и другія достойныя вѣры истины и ясныя доказательства. Этотъ гласъ, присно животворящій, который услышалъ самый разбойникъ, нѣкоему Лазарю отъ того же Распятаго, прежде его распятія, возглашенъ былъ въ сопровожденіи великаго чуда, въ присутствіи самихъ іудеевъ, убійцъ Христа, которые скрежетали зубами, (говоря): ты простой человѣкъ, а творишь изъ себя Бога (Іоан. 10, 33). Но является вѣра, и божественный гласъ тебя убѣждаетъ, къ сестрѣ мертваго говоря: аще вѣруеши, узриши славу Божію (Іоан. 11, 40). Подобнымъ образомъ и къ слѣпорожденному говоритъ: вѣруеши ли въ Сына Божія? Сей есть иже глаголяй съ тобою (Іоан. 9, 35, 37). Слѣпой какъ и нашъ разбойникъ поклонился ему, восклицая: вѣрую, Господи. Въ этомъ исповѣданіи слѣпой не одинъ свѣтъ тѣлесный нашелъ, ио и позналъ самого Виновника свѣта, то есть Бога отъ Бога и Слово. Такую награду получаетъ восклицаніе, которое исповѣдуетъ нашу истинную вѣру въ Господа нашего Іисуса Христа.

7. Итакъ прошу и молю всѣхъ васъ, вѣрные Христа возлюбленнѣйшіе, да подражаете вѣрѣ одесную (Христа) распятаго разбойника, къ его гласу присоедините свой гласъ, бывшаго же ошуюю разбойника осудивши, его невѣріе оплакавши. Ибо этотъ, поелику отступилъ отъ гласа Христа, первобытнаго блаженнѣйшаго пребыванія одесную съ сими двумя не имѣетъ, но помѣщенный ошуюю, тамъ и остался. И теперь видишь, какъ жалокъ грѣхъ невѣрія! Предъ твоими очами дѣла обоихъ разбойниковъ предлежатъ, постоянно повторяемыя и прочитываемыя изъ священныхъ книгъ, которыя этими очевиднѣйшими доказательствами внушаютъ тебѣ твердую и несомнѣнную вѣру, что Распятый есть Богъ и Сынъ Божій. Ему слава.

Примѣчанiя:
[1] Въ латинскомъ переводѣ съ армянскаго, какъ въ изданіи Мхитаристовъ, такъ и у Питры, слово озаглавливается: de latronis clamore et Crucifixi responsione sermo.
[2] Здѣсь предполагается предварительное прочтеніе на богослуженіи словъ евангелиста Луки 23, 42 и слѣд.; или параллельнаго мѣста изъ котораго-либо другого евангелиста.
[3] Т. е. у креста Христова.