image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Успение Пресвятой Богородицы. Священник Даниил Сысоев

Этот праздник на Руси всегда называли Богородичной Пасхой. И это не случайно, это действительно удивительный праздник радости о смерти. Праздник когда смерть переплавляется и превращается в прекрасный сон


usУспение Пресвятой Богородицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной Церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых.

Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные Церкви и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас всех с великим праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Этот праздник на Руси всегда называли Богородичной Пасхой. И это не случайно, это действительно удивительный праздник радости о смерти. Праздник когда смерть переплавляется и превращается в прекрасный сон. В Иерусалимских тропарях поется: «Ты Богородица заснула на земле плотью, а проснулась Ты на Небесах с телом». Праздник Успения – это праздник и Преображения нашей смерти, переход в бесконечную жизнь всего человека, а не только его духа, разума, сознания, но даже и этого тела.

Праздник Успения является для нас подтверждением, что дело Иисуса Христа не осталось даром. Господь действительно победил смерть, и Он дал нашим телам вечную жизнь. Успение подтверждает, что мы с вами будем восстановлены в этих телах, и вечно будем жить в Небесных чертогах, наслаждаясь созерцанием Бога. Мы будем носится вокруг трона Бога, как Богоматерь Мария, Она как Ласточка летает вокруг престола Божьего, забывшая гнездо, которая она покинула на земле. Ее охватила удивительная, уязвляющая любовь к Богу, которую Она пронесла сквозь всю свою жизнь, и которая преобразила всю Ее.

Был один древний философ Гераклит Эфесский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος), который говорил, что после смерти будет, то чего никто из нас не знает, и что никто из нас не ожидает. Люди обычно боятся смерти, стараются о ней не думать, вытеснять из сознания всякое воспоминание связанное с ней. Сейчас даже по улицам умерших не носят. Если раньше, в деревнях, покойника проносили через всю деревню, заносили в храм, вся деревня с ним прощалась. То сейчас гроб кладут в автобус с занавесками, чтобы никто ничего не заметил.

Паисий Святогорец писал, что сейчас даже слово смерть избегают, а пишут, например: «Ритуальные услуги». Это делается для того, чтобы человек не замечал смерти, будто ее таким образом можно избежать. Но Церковь говорит не об этом, Она говорит, что есть смерть, а есть и Успение. Есть смерть – уход в неизвестность, для человека, который не приучил себя к будущий жизни, который не жил жизнью духовной, а жил жизнью плотской. Такой человек весь привязан к условиям тленного, и для такого человека смерть страшна: «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22).

Смерть для грешников люта потому, что они с большим трудом и болью отрезаются от этой земли. Не случайно смерть изображают с косой, так как человека нужно отрезать, он приклеен к земному. Как муха залипшая в паутине, так и человек плотской прилип к этой жизни и не может вырваться. И сама мысль о смерти для такого человека страшна, потому что он знает, что его будут вырывать неизвестно куда, а у него там нет никаких знакомых, нет связей, нет ничего, а ему туда приходиться идти. Такой человек использует все силы, чтобы подольше этот мир не покидать.

Но есть и другая смерть, есть Успение. И прекраснейшим примером Успения – является Успение Пречистой Девы. Что нового узнала Мария выйди из тела? Ничего! Она знала лично Бога, Она по плоти родила Сына Божия, Она знала ангелов Божиих, начиная с самого раннего детства, с трех лет Ее ангелы Божии воспитывали во Святая Святых Иерусалимского Храма. Она знала своего ангела-хранителя (Архангела Гавриила), который принес Ей весть о рождении от Нее по плоти Христа нашего. Перед Успением ангел принес Ей прекраснейшую лилию, как знак того, что Ей предстоит покинуть землю смерти, долину плача, для того, чтобы найти гору радости, гору Бога, где вечное царит веселие и ликование.

Богородица знала все это, Она знала и темных князей, и молила Бога, перед смертью освободить Ее от мытарств. Она также знала безмерную силу Бога, и стремилась к Нему всей душой. По-мирски мы бы сказали, что Она умерла еще достаточно не старой, Ей еще и семидесяти лет не было. Но Богоматерь молилась о приближении этого дня, Она молилась, чтобы Господь забрал Ее к себе. На земле у Ней, кроме христиан ничего ценного не было. Она не была привязана ни к каким земным благам, ни к квартирам, ни к колесницам, ни к одежде. Богородица заботилась, чтобы все христиане были озарены светом Бога высочайшего.

Она учила их любви, смиренномудрию, духовной красоте и целомудрию, чистоте, но заботясь о христианах, она все же больше стремилась к Небесам. Есть люди, которые считают, что сначала нужно полюбить ближних, а потом Бога. Но Богоматерь сначала любила Бога, а в Нем уже любила всех ближних, такой любовью, которая несравнима, ни с чем. Наверное, каждый из нас экспериментально знает, какова любовь Богоматери. Каждого Богоматерь утешала, каждому помогала, и это все потому что, Она любила Бога больше всего, и любит Его доныне. Эта любовь Ее окрылила, и сделала Ее смерть величайшим торжеством.

Многие люди боятся, что их встретят темные владыки после смерти, но еще при жизни к Ней явился Сам Сын Ее возлюбленный – Господь Христос. Он сходит вновь к Ней, и собирает по Ее просьбе всех апостолов, чтобы в день Успения, явился малый прообраз будущего собрания христиан в день Второго Пришествия. Сам Господь во плоти, вместе со всеми ангельскими силами сходит с Небес, и со всех концов земли на облаках небесных слетаются святые апостолы. Точно также перед Страшным Судом все христиане будут собраны ангелами на облаках небесных на встречу Иисусу Грядущему.

Апостолы собираются с плачем и с радостью, с плачем потому что они на земле расстаются на некоторое время с Богоматерью, потому что им еще предстоит в области тьмы нести Свет Евангелия, освобождать порабощенных диаволом людей, им еще предстоит сражаться, а Богоматерь, они видят, уже достигает триумфа. С радостью, потому что они видят – Мария достигла своей цели, она победила смерть и восходит к Победителю смерти. Они воспевают Ей удивительные гимны радости, несравнимые ни с чем.

Святой Дионисий Ареопагит, говорит: «Какие бы уста могли воспроизвести те богословские гимны, которые воспели тогда, святые апостолы». Апостолы собираются вокруг Богоматери, и богословствуют. Богословская догма – это точнейшее описание небесной реальности. И вот Богоматерь с земли провожает Земная Церковь песнью о Ее любимом об Отце, о Сыне и Святом Духе – о Троице Единосущной и Нераздельной. И с этой любовью, с этими слова славы Троицы, Богоматерь покидает мир, и душа Ее, как новорожденный младенец рождается в вечности. А тело Ее окруженное ангелами погребается в семейной усыпальнице в Гефсимании, которая до сих пор хранит некое сияние этой Божественной славы, невидимый свет постоянно светится над этой гробницей, наполняя каждого входящего в нее, неземным покоем.

Затем происходит нечто удивительное. Смерть Господа Животворящего – породила Жизнь. Смерть и Матери Его не смогла удержать и Ее тело. На третий день апостол Фома был доставлен ангелами из Индии (вечно с опозданием), как он и в первый раз опоздал, когда Христос Воскрес, так и на Успение Богородицы снова опоздал. Он расстроился, и попросил дать ему возможность поклониться телу Богоматери. И когда он приходит к Гефсиманской гробнице, он опять убеждается, что неслучайно опоздал, а промыслительно.

Апостол Фома видит, что гробница пуста, а то Живоносное Тело, которое породило Жизнь, было похищено из этого мира, из кругов этого времени, чтобы Мария стала первой обоженной, чтобы Она стала первой достигшей полноты славы, после Сына Своего Иисуса Христа. Процесс воскресения мертвых продолжился. Если мы знаем первенец из умерших – Иисус Сын Божий – Христос воскресший во плоти, то Матерь Его, она вторая из воскресших, так чтобы больше никогда не умирать. Она воскресла во плоти, чтобы уже царствовать с Богом и Сыном Ее и восседать на престоле Бога-Отца.

Как и обещал Господь: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

И Фома убежден был в искренности воскресенья, тогда, когда плакал о неудавшейся встречи Богоматери, и Она сама явилась Ему в Гефсиманском саду. Это произошло немного выше того места, где плакал Господь перед смертью, в этом месте сейчас находится храм Марии Магдалины, принадлежавшей Русской Православной Церкви. И там Она бросила ему на камень свой пояс, который отпечатался на нем (этот отпечаток сохранился до сих пор). И Она дала ему весть, что Она воскрешена Богом, чтобы царствовать и побеждать. И сегодня в день торжества Богоматери, в день Ее коронации, в день Ее воцарения, давайте посмотрим какую смерть мы себе хотим?

Смерть или Успение? Если мы хотим Успение, если мы хотим покинуть круги этого мира, чтобы найти за пределами мира живое царство Бога. Если мы хотим себе свить гнездо у подножья трона Бога-Отца, мы должны настраивать свое сердце, так же как и настраивала Богоматерь. Настаивать Его целомудрием и чистотою, настраивать его любовью и милосердием, настраивать его кротостью и незлобием.

Тогда и для нас смерть не станет чем-то страшным и ужасным, а это будет днем радости, днем торжества и веселья, днем шума голосов празднующих, как говорит Давид, днем трубного звука, когда ангелы Божии подхватят нашу душу, и принесут ее туда, где мы увидим Пречистую Богоматерь, где мы увидим Сына Ее, Отца через Сына в Святом Духе, и где мы будем вечно жить до того времени, когда и наше тело поучаствует в этой славе. Чтобы мы во плоти жили вечно, перед лицом Святой Троицы.

Давайте к этому стремиться и просить Богоматерь, которая редко бывает на Небесах, а слишком часто бывает на земле. Чтобы Богородица в своих молитвах умолила Сына Своего Господа нашего, чтобы мы с вами не умирали, а заснули таким сном, когда очнувшись оказались бы в тех краях, откуда сбежала болезнь, печаль воздыхания, чтобы нас настигла вечная жизнь и радость.

Пусть Господь даст нам это молитвами Богоматери! Храни вас Господь!

Тропарь, глас 1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша (При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши).

Кондак, глас 2. В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную (Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Ее как Мать Жизни привел к жизни [Христос], Поселившийся в Ее вечно девственной утробе).

Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.