Святые жены Православной Церкви и ислам
- Главная
- Традиционные религии
- Ислам
- Святые жены Православной Церкви и ислам
В последние годы усиленная миграция и не менее сильный прозелитизм привел к тому, что многие из нас очутились если не в мусульманском окружении, то по крайней мере с многочисленными соседями-мусульманами. Соседи эти, как и все люди, разные, но, как правило, своей веры не скрывают, не скрывают своего убеждения в ее превосходстве и нередко предпринимают попытки познакомить окружающих с нею.
Не редкостью, увы, стало такое печальное явление, когда крещеные в Православии девушки и женщины выходят замуж за мусульман и некоторые даже принимают ислам! Те же, кто лично не принимает, вынуждены считаться с тем, что дети их станут мусульманами, — таковы законы ислама. И опыт показывает, что очень часто это приводит к семейному несчастью, страданиям и горю этих женщин.
И если подумать, то удивляться не приходится. Церковь ведь не случайно запрещает своим чадам жениться или выходить замуж за иноверцев. Кроме того, что брак такой не будет освящен таинством и, соответственно, иметь благословения Божьего, дело заключается в том, что супруги по определению должны быть едины во всем. Это естественный закон вещей и стремление человеческих душ. Но если такого единства нет в самом главном — вере, то его не будет и во всем остальном. Поначалу это легко маскировать взаимной привязанностью, но, не имея основания в подлинном единстве, привязанность скоро угасает и внутренний разлад неизбежно всплывает наружу и под тем или иным предлогом будет омрачать отношения со временем все больше и больше.
Некоторые несчастные, интуитивно понимая это, принимают в таком случае ислам. Но, как показывает опыт, и этот шаг не приносит счастья совращенным, ибо отступничество от Христа — это тяжкий грех, который, если не будет в нем покаяния, вызывает суровое воздаяние еще в этой жизни. Известна масса жутких примеров из жизни таких «русских мусульманок», которых их суженые выбрасывали на улицу, забирали детей, избивали, обращались как со скотиной… Бог поругаем не бывает: что посеет человек, то и пожнет…
И напротив, известны случаи, хотя и немногочисленные, когда православным девушкам удавалось убедить своих женихов-мусульман принять истинную веру. И после крещения и венчания такие браки были очень крепкими и счастливыми. В связи с этим вспомним несколько случаев, когда православные женщины, крепкие в вере и любви ко Христу, войдя в конфликтное соприкосновение с миром ислама, смогли принести великий плод святости, доказавший превосходство истинной веры.
В начале XVIII века в Османской империи в провинциальном г. Пруссе жила красивая девушка-гречанка по имени Аргира. Она воспитывалась у благочестивых родителей и в юном возрасте встретила свою любовь — доброго юношу-грека. Они повенчались и счастливо протекал их медовый месяц. Но вот, сосед-турок воспылал похотью к Аргире и пытался в отсутствие мужа уговорами и посулами склонить ее к прелюбодеянию. Благочестивая жена резко отвергла эти посягательства. Тогда озлобленный турок оклеветал ее перед судьей Пруссы в том, что она обещала стать мусульманкой. По шариату, человек изъявивший желание стать мусульманином, должен принять ислам; если он от этого отрекается, то ему грозит: мужчине — смертная казнь, а женщине — пожизненное заключение. Судья, поверив обвинителю, сразу же посадил Аргиру в тюрьму. Муж, желая избежать пристрастного суда, потребовал перенесения его в Стамбул.
Но это не помогло. И Аргира, и турок-обвинитель явились в столичный суд, где этот мусульманин судился с ней, лжесвидетельствуя о ней перед судьей. Аргира же отвечала, что никогда не говорила ничего подобного и не собирается отрекаться от своей веры, что она христианка и христианкой хочет умереть. По приказу судьи святую избили и бросили в тюрьму, приговорив к пожизненному заключению.
Страх, мучительная разлука с любимым мужем, тяготы тюремного заключения, а ко всему этому постоянные издевательства со стороны сокамерниц — преступниц-мусульманок. Мука телесная, мука душевная, мука сердечная — не прекращая, изо дня в день. И в любой час она могла прекратить все это — стоило лишь принять ислам…
Но радость духовная помогла ей превозмочь страдания и одолеть соблазны. Мученица сама изнуряла тело свое постом и другими видами воздержания, как о том свидетельствовали христианские женщины, которые были заключены вместе со святой и затем получили свободу.
Так она подвизалась в заключении семнадцать лет. И такой радости и веселья наполнилось сердце святой из-за того, что она сидела в тюрьме за Христа, и таким утешением она считала для себя это заключение, что когда один христианин по имени Мануил Кюрцибасис предложил ее освободить, она отказалась, вменяя темницу вместо царских палат. И так она, заключенная Христа ради, окончила свою жизнь 30 апреля 1725 года. Ее святые мощи христиане похоронили в Хаскиои, и после трех лет, во время перенесения ее мощей, тело было обнаружено нетленным и благоухающим. Мощи были положены в церкви святой Параскевы по благословению патриарха Паисия, так что и доныне им поклоняются патриархи, архиереи, иереи и правители.
Среди болгарских новомучеников особенное место имеет родопская мученица Хадиджа-Мария, жившая в XIX веке. Родившись в исламизированой болгарской семье, Хадиджа вернулась в лоно Православной Церкви. Крещение Хадиджи произошло в старой часовне в Вылкушинском сеновале, чтобы остаться в тайне. Там была большая бочка и в ней священник Константин (будущий епископ и Ксанфийский митрополит Иларион), который жил в Мемкином доме у семьи Радковых, крестил девушку. Новая христианка скрывала это целый год, так что никто бы не различил, и через других людей передавала она в церковь свечи и просфоры, а дома молилась и клала поклоны.
Но из уст в уста молва разнеслась по всему селу. Женщины тайно называли ее Тижа-Мария (Тижа, это болгарский вариант турецкого имени девушки), поскольку христианское ее имя было Мария. Узнали об этом и фанатичные братья ее, приходили в Дерекьой, допытывались у нее, правда ли это, но она отрицала, что покрестилась. На следующий год Тижа-Мария готовилась встретить Пасху: покрасила яйца, испекла куличи, сделала свечи и месила просфоры, в ожидании праздника. Братья ее, которые жили в другом селе, пришли тайно, чтобы проверить слухи. В Великий Четверг она вернулась из церкви и отошла к соседам своим, а братья ее вошли в ее дом. Тут они обнаружили яйца, куличи, зажженую лампаду и пришли в уверенность, что она стала «гяуркой». Братья ее скрылись в сеновале. Вечером Тижа-Мария пришла и, после долгих молитв, легла и заснула. Во сне ее озлобленные братья-мусульмане начали душить, затем, полуудушенной, натыкали ее рот тряпками, вывели ее перед домом под большей цветущей сливой и там двумя выстрелами ночью добили ее. На следующий день с утра женщины послали детей посмотреть, что произошло в Тижином доме. Те увидели, что она лежит убитая под цветущей сливой. Так она оставалась три дня, — все боялись придти и увидеть, что она умерла. Над могилой ее посадили розу, на Георгиев день женщины посылали за цветами от Тижинова гроба, которые сохраняли на целый год для «цельбы».
В том же XIX веке в России жила в одной татарской семье другая девушка. Узнав от миссионеров о Православии и всем сердцем полюбив Христа, она решила принять крещение. Родители же задумали выдать ее замуж за татарина-односельчанина, не спрашивая ее мнения и согласия. Но любовь ее ко Христу оказалась выше любви к родителям и накануне свадьбы она сбежала из дома.
Приют она нашла в женском монастыре. Здесь она крестилась, здесь воцерковилась, здесь, со временем, приняла она постриг с именем Платониды. Через несколько лет она получила благословение на отшельническую жизнь, и уйдя в безлюдные места Екатеринбургской губернии, в глухих лесах близ городка Ревда поставила матушка Платонида себе келейку и рядом, по молитвам ее, открылся источник. Тут и подвизалась она, проводя жизнь в духовных подвигах.
Фанатичные родственники Платониды искали случая убить ее, но, ради святости жизни подвижницы, ее охранял медведь. Потом медведь был застрелен, и им удалось ее убить из ружья, поскольку близко они подходить боялись. Так подвижница приняла мученический венец за исповедание Христа.
Погребена она была на месте своих подвигов. Почитатели ее соорудили над могилкой матушки часовню, которая сохранялась до революции. Источник ее, названный именем Платониды, прославился как чудотворный, и многие паломники и до революции и в советское время приходили почтить мученицу. И даже до наших дней известны случаи удивительных чудес от него. Например, в прошлом году местная газета сообщала, как заблудившийся в лесу маленький мальчик был найден две недели спустя живым и здоровым у источника Платонида. Так прославил Господь свою ученицу.
И в наше время многие девушки и женщины-мусульманки обращаются ко Христу и получают ту же радость, покрывающую все возникающие тяготы, как и перечисленные святые. Так, например, в Перми родители-татары выгнали из дома родную дочь за то, что та приняла крещение. Перешла в Православие казахская деятельница культуры, кинорежиссер-документалист Эльза Дильмухаммедова. Недавно обратилась в Православие Назима Ханафи Мухаммед — прямая правнучка легендарного имама Шамиля — вождя чеченского народа в войне с Россией в XIX веке… Так сила Божия превозмогает человеческую немощь и побеждает все невзгоды.
Источник: Православие.RU