image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Формы и методы организации миссионерства на приходе

Для успешной внутренней миссии первым делом, необходима организация миссионерских школ на приходах. Школа создается из прихожан прихода и всех желающих обучаться миссионерскому деланию. Пройдя собеседование, которое проводит преподавательский состав из 3-5 человек, желающие обучаться делятся на две группы


Формы и методы организации миссионерства на приходе

Для успешной внутренней миссии первым делом, необходима организация миссионерских школ на приходах. Школа создается из прихожан прихода и всех желающих обучаться миссионерскому деланию. Пройдя собеседование, которое проводит преподавательский состав из 3-5 человек, желающие обучаться делятся на две группы.

Первая группа – это новоначальные, которым предстоит в течение года, а для некоторых, возможно, больше, подготовиться к делу служения на миссионерском поле. Преп. Макарий Великий так и пишет «Каждый человек имеет предначинание и его взыскует Бог…», поэтому необходимо, чтобы человек сначала «…понял, поняв возлюбил и предначал волею». Надо понять в чем смысл жизни и предназначение человека на земле, каков промысел Божий о человеке, то есть то, что сегодня принято называть воцерковлением. Когда это понимание будет, то начинается и постепенное делание. То, что преп. Макарий называет – «предначать волею». Предначинание — имеет каждый человек для доброделания, в том числе и миссионерского служения, — но необходимо понимание и знание Св.Писания, Святоотеческого наследия и опыта миссионеров прошлых лет.

И потом, только полюбив, (не путать любовь и лишь влюбленность) действительно полюбив, а эта любовь выражается в стремлении к исполнению заповедей Христовых, тогда только возможно приступить к миссионерскому служению. «Если любите меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14.15). Исполнение заповедей помогает человеку увидеть себя и приводит к покаянию, от которого рождается смирение. Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе.

Миссионер стемящийся стяжать смирение, по определению Тоцов Церкви – матерь добрых дел, действительно, будет миссионер, надеющийся на Бога, а не на свои силы. Не агитатор, не кликуша бегающий и кричащий, набрасывающийся на каждого и перессорившийся со всеми домашними, а миссионер, борющийся со своими грехами, призывающий Бога и уповающий на Него. Это — одно из главных условий. Тогда, быть может, удастся избежать периода, который был у каждого неофита-миссионера, «орущего как оглашенный», и часто этот период жизни многими вспоминается как печальный опыт миссионерства.

Вторая группа — это те миссионеры, которые имеют некий опыт проповеди Евангелия. Для них проводится специальное собеседовании преподавателями школы, выявляется определённый уровень знания. Этой группе предлагается программа обучения с более углублённым изучением богословских дисциплин.
Итак, школа есть, обучение проводится, и в процессе обучения надо постепенно переходить к практическому миссионерству.

Важно отметить, что в деле миссионерства, например, в учебных заведениях, в полемике с сектантами и людьми не православными или почти ничего не знающими о Христе, хорошо посылать миссионерствовать вдвоём или втроём. При этом назначается старший миссионер (из второй группы), имеющий опыт, а один или двое с ним вместе — это новоначальные (из первой группы) – помощники. Такой метод обучения достаточно эффективен, как показывает практика. Это — передача не просто теоретического знания, а преемственность практического опыта.

Что касается методической формы деления на две группы при обучении — новоначальных и готовых к практическому миссионерству — то он был в школе свт. Николая (Японского), и излагается в одном из 15-ти правил основанной им миссионерской школы.

Есть, конечно, вопрос: где взять преподавателей? Да, мы знаем, что существует практика приглашать в епархии миссионеров из Москвы, Петербурга, но не каждой епархии, тем более миссионерской школе при приходе, это бывает под силу. Для таких ситуаций есть программа дистанционного обучения миссионеров посредством «он-лайн» и «интернет» курсов, где изучаемые материалы выкладываются с определенной периодичностью.

При храме Преображения Господня в Старом Беляеве, Миссионерском Центре имени иерея Даниила Сысоева г. Москвы организованы миссионерские курсы, на которых осуществляется этот проект. Обучающиеся в режиме «он-лайн» или «интернет лекциях» — уже практикующие миссионеры на приходах, но так же и те, кто по какой-то причине пропустили лекцию, но не хотят выпадать из учебного процесса — всегда могут прослушать ту или иную лекцию в записи. Можно задавать вопросы через скайп или письменно. А также всем миссионерам высылаются по интернет методики диспутов с сектантами, рекомендуются пособия по изучению Св. Писания и другим предметам. Три года назад это были приходские миссионерские курсы, теперь — Миссионерский Центр во имя преподобного Иосифа Волоцкого Юго-Западного Викариатства, где изучаются 8-мь богословских дисциплин: Новый Завет, Ветхий Завет, догматическое богословие, религоведение, сектоведение, миссиология, история Церкви, Патрология, два раза в неделю – вторник, четверг с 19.00 до 21.00. Предметы преподаются действующими миссионерами и преподавателями Православных учебных заведений.

Что касается методологии обучения миссионерства, она может быть только православной. Что это значит? Это значит исследование Св.Писания в Православном понимании с изучением и перениманием опыта православных миссионеров прошлых времен. И когда слышишь заявления, что эти миссионеры жили в другое время и их методы не работают, то сразу понимаешь — подобное может сказать только тот, кто не вникал в святоотеческую литературу, дневники миссионеров. Надо напомнить такому человеку, что мы проповедуем Христа, а о нём у апостола Павла сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр13.8). Никакие инославные методы и формы неприемлемы в православном миссионерстве. Там другой дух, другой «Христос». Надо понимать и помнить, что дух рождает формы. Сначала мысль, потом слово и затем действие. Если наоборот — это заболевание. Нельзя применять чьи-то методы и формы общения с людьми, в том числе и приёмы современного менеджмента или сетевого маркетинга, для миссионерства, т.к. — это плод чьей-то мысли и духа, который чужд Духу Церкви. В вопросе методологии тот же апостол нас предупреждает: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр.13.9). Свт. Николай Японский писал: «…должно быть проповедано Евангелие всем народам…», и делает следующее замечание: «…должно быть проповедано в православном понимании». В этом смысле миссионерская школа, ее методика преподавания не могут быть построены на отвлеченных знаниях и разговорах ни о чём, что можно назвать не иначе как пустословие. Говорит ли кто, говори, как Слово Божие. Знание Библии в свете Отцов Церкви — основа методологии миссионерской школы. Конечно, можно и нужно прибегать и к другой литературе, но лишь для пользы укрепления веры.

Есть, конечно, в миссионерстве и в школе другие формы, это касается миссионерства-милосердия. Руководитель школы со временем начинает видеть, кто к чему способен более, и у кого какой дар и талант. Согласно наставлению апостола Павла: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». (1 Кор. 12.6-15).
Формы миссионерства могут быть различны, но метод всегда один – Православное обучение.

Где может трудиться миссионер, а где нет? Такого вопроса и не должно быть. Но если он все же есть, Христос дает на него ответ: «…научите все народы…» (Мф.28.19). Учебные заведения, дома престарелых, интернаты, спортивные и военно-патриотические клубы. Приведу пример касательно военно-патриотической, спортивной организации. В этом году, вот уже семь лет подряд, по благословению священноначалия и приглашению юношеской международной организации «Ассоциация Витязей» , проводятся беседы о Церкви и вере Православной. Такой сбор проходит один раз в год в августе в течение 21 дня. Это дети от 12-ти и до 16-ти лет. Дети из Сербии, Черногории, Болгарии, Македонии, Белоруссии, с полуостров Крым, из Южной Осетии, Курска, Орла, Воронежа, Москвы, Республики Коми — всего 180 человек. Для меня, как для миссионера, счастье в том, что этих детей собирать не надо. Они приходят на занятия ежедневно с 10 до 11ч. Утром на линейке — утренняя молитва, вечером – вечерняя, по отрядам. Причем, в каждом отряде есть икона отряда. И отряды не под номером 1, 2, 3, а св. бл. кн. Александра Невского, свт. Николая, св. бл. кн. Дмитрия Донского. По окончании курса дети пишут рефераты. Завершаются сборы таинством исповеди и крещением, если есть некрещеные. В дальнейшем по окончании сборов, в течение года, два раза в месяц проходит семинар, на котором есть образовательный час. За этот период времени из числа слушателей есть поступившие в православные учебные заведения, так же есть активно помогающие в разных формах делу миссионерства.

Нет пространства закрытого для миссионера, но снова повторюсь — очень важна хорошая подготовка, и для этого недостаточно только посещать миссионерские курсы. Самоподготовка по принципу – «Уча, учусь» — одно из главных правил миссионера. И самое важное в миссионерстве – молитва. Миссионер без молитвы – агитатор. Молитвой миссионерство начинается, с молитвой осуществляется и молитвой заканчивается. Молитва — основа миссионерства, потому как миссионер никого не приводит ко Христу. Это делает Сам Бог. «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лк.17.10).

В связи с активной деятельностью различных сектантских групп, при приходе целесообразна программа реабилитации лиц пострадавших от сектантского заблуждения. Такая программа есть и в Центре реабилитации преп. Иосифа Волоцкого. Как организовать прием? Один раз в неделю, например, как это проходит в Миссионерском Центре во имя преподобного Иосифа Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом Беляеве Юго-Западного Викариатсва. Каждый вторник с 14-ти до 17-ти — часы приема. Для приёма лучше выбрать день среди недели, когда немного людей в доме причта и ничто и никто не мешает и не отвлекает. И время, не связанное с Богослужением. Необходимо разместить объявление о работе Центра при храме (на доске объявлений), дать информацию в СМИ. Не надо думать, что сразу будет стоять очередь заблудших сектантов, нет. Сначала обычно приходят родители детей, попавших в секту. С ними начинается работа. Есть определенная методика, наработанная еще при служении в храме Преображения Господня иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, 20. За десять лет с 1995 по 2005, согласно исследованию, проведенному Миссионерским Отделом РПЦ, через чин присоединения к Православной Церкви были присоединены около 2000 человек: баптисты, адвентисты, св. Иеговы, пятидесятники, кришнаиты.

Из выше кратко изложенных некоторых форм и методов в миссионерском делании будем помнить главное — метод обучения – Священное Писание в согласие отцов Церкви. Если неуклонно держаться этого метода, тогда и формы Благовестия будут здравыми и успешными, приводящими ко Христу в Его Церковь, Которая есть Ковчег спасения.

Специалист в области Православного Богословия
Преподаватель Перервинской Духовной Семинарии
Российского Православного Университета
Андрей Иванович Солодков.

12 февраля 2013 г.
Источник: БФ «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева»