image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Молодежное служение

ЧТО ТАКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Чем отличается?

Возрастная группа 18 – 30 — учитывать особенности возраста

1 кор. 9:22 «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых» — необходимо найти подходящую форму общения

Зачем оно нужно молодежи?

Особенности возраста

  1. Впервые встречается со многими явлениями – не готов + ищет опору и решение
  2. Время жизненных выборов —в т.ч. нравственных
  3. Подготовка ко взрослой полноценной жизни — через деятельное служение

— молодой человек проходит минное поле – стремится расти и познавать, и в то же время легко подвержен соблазнам

— вопрос: как безопасно пройти минное поле? – карта

Информационное общество

Мы живем в информационном обществе — каждый день молодой человек испытывает на себе могучий поток информации — воздействующий на психику и на состояние души

В информационном потоке «плавают» много ценностей, подчас противоположных — возникает борьба ценностей

— «раздробленное сознание» — отсутствие четких предпочтений и ориентаций поступках, неопределенность и потерянность в желаниях, неспособность отличить добро от зла; «у каждого своя правда», «все ценности равны» — т.е. если истина субъективна, то ее просто НЕТ…

Много разных карт — карты минного поля нет. У каждого свой путь по минному полю.

Необходимо выстраивать систему отсева информации, ее критического осмысления — необходим внутренний критерий, который поможет отличить то, что созидает душу, от того, что ее разрушает. А для возникновения критерия необходимо некая система ценностей, мировоззрение, которое помогает понять, что человек хочет, станет мотивацией его поступков, отличить что хорошо и что плохо.

Быть христианином – иметь критерий, который поможет обогатить себя информацией, для духовного роста, и защититься от разрушительной информации, которая ведет к деградации. Не надо создавать инкубаторов и гетто от «мира» – надо прививать иммунитет к его негативным воздействиям.

Где найти критерий? – в Евангелии. Но мало просто прочитать Евангелие – необходимо сделать его частью мыслей, чтобы оно влияло на поступки человека. Евангелие – это образ жизни, а не книга на полке. Карта минного поля.

Как это сделать? – в Церкви. Необходимо создать систему общения, в которой молодые люди изучали евангелие и учились практиковать его в жизни. Пояснения к карте минного поля.

Патриарх Кирилл: «Надо перевести Православие из среды фольклора и культуры в сферу размышлений и действий».

Образование человека

Главное дело молодого возраста – развитие (образование) молодого человека — приобретение образа, ум+сердце

Факторы, влияющие на развитие (образование) человека:

Семья –

Учебное заведение –

Круг общения —

СМИ –

—- ЦЕРКОВЬ?

Роль Православия

Православие способно дать молодому человеку то, что не может дать больше никто – наполнить все сферы его жизни непреходящим смыслом, т.е. Православие – это не хобби и не увлечение, это – мировоззрение и образ жизни

Т.е. Православие дает карту минного поля с пояснениями

Семья – нет

Учебное заведение – частично

Круг общения — да

СМИ – да

Т.е. Православие влияет на образование молодого человека, создавая среду обучения и общения

Уникальные ресурсы Православия — ? (Что у нас есть такого, чего нет у других)

Цели:

1. Рассказать — проповедь в среде молодежи

2. Практиковать веру в жизни – молодежное служение существует не для того, чтобы ребята прослушали лекции. Цель молодежного служения – познакомить с Верой, и начать практиковать ее в жизни

Задачи:

1. Подготовка кадров

2. Развитие методик

Формы:

Молодежное служение – не беседы с убедительной аргументацией и системой сложных академических построений.

Есть две стороны молодежного служения – миссия и катехизация.

1. Миссия — «привести к порогу Церкви»

Проблема: молодежь далека от Церкви

Решение: проповедь в молодежной среде – ГДЕ?

Ошибки:

Подмена веры обрядом: сначала осмысление Христа, потом вхождение в Церковь

Смещение акцентов на «запугивание»: — смерть, ад, бесы, а Христос не как цель, а как способ избежать; — отказ от лжеценностей, без объяснения почему и замены

Подмена Писания и Предания «бабьими баснями» (1 Тим. 4:7) — восприятие Церкви как «сказки»

Представление Церкви как системы запретов и долженствований, без уважения к личности и свободы. «Суббота для человека, а не человек для суботы» (Мк 2:27), Блж. Августин: «В главном…»

Подмена проповеди призывами исключительно к социальной деятельности

2. Катехизация — «перешагнуть порог Церкви»

Проблема: много крещеных, мало воцерковенных. Можем предложить только участие в богослужении и индивидуальную аскетическую жизнь

— формальное членство в Церкви, потребительское отношение

— Неразвитость внебогослуженбной жизни прихода и совместного досуга – потерянность в Церкви, нет своего места

Решение: христианство охватывает все стороны жизни человека – необходимо создавать формы внебогослужебной жизни, но: на основе литургической жизни, без подмены

Направления катехизации: знакомство с Евангелием; приобщение к литургической жизни; приобщение к православным ценностям и практика их в жизни

Ступени: Христо- и Церкве- центричность: осознанная церковная жизнь в служении, регулярное участие в литургической жизни, практика православия в жизни

Итог: Основы православной жизни: христос – центр; Св.Писание и предание – авторитет; Церковь как Тело христа и человек как часть; евхаристия как центр литургической жизни.

— создавать внутрицерковное пространство, содействующее воцерковлению

3. Итог:

— Воцерковление – возможность проводить время в церковной общине

— Служение – востребован потенциал

— изучение Православия – религиозное образование, связанное с практической деятельностью (познает, даже если не любит учиться)

— Диалог верующих – возможность общения с единоверцами

— Помощь священникам – не все готовы к молодежной работе

Принципы

+ личный пример – молодежь больше интересует общение, чем сами мероприятия. Они могут забыть то, что вы им рассказывали, но вас они не забудут. «Слово стало плотью, и жило среди нас».

+ Живое общение, а не назидание

+ поощрять выражать свое мнение. Не подавлять молодежь собой и не судить их высказывания.

+ Библия не авторитет, а часто вообще незнакома. Необходимо перед использованием цитаты делать вступление, а после – краткое пояснение. Необходимо научить пользоваться Библией и читать ее.

+ дискуссии лучше, чем лекции. Наилучшее усвоение и понимание происходит через дискуссию – дайте информацию, и разрешите поговорить и подумать.

+ образы лучше, чем богословские истины. Необходимо найти понятные иллюстрации для молодежи. Не использовать специфических терминов.

+ лучше задавать вопросы, а не учить. Не надо просить пересказать материал, лучше задать вопросы «на понимание». Они углубляют понимание, делают его частью мыслей человека, и отлично суммируют изложенный материал.

+ переводить материал в плоскость их личной жизни.

+ Тесная связь с Церковью

+ Системность