image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Некоторые подробности об адвентистах. Иоанн де Геер

Некоторые подробности об адвентистах. Иоанн де Геер

Название «адвентист» происходит от слова «адвент», что по латыни означает «пришествие». Адвентисты, следовательно, — люди, ожидающие пришествия Господа. Но в отличие от прочих христиан, живущих также в этом блаженном чаянии, эти «адвентисты» зовут себя точнее «адвентистами седьмого дня», так как празднуют субботу, как седьмой день недели. Ограниченные размеры этой брошюры лишат меня возможности подробнее изложить историю этой секты. Скажу лишь, что «адвентисты седьмого дня» мало чем отличаются от современных субботников. Кроме адвентистов, мы знаем еще и баптистов «седьмого дня», но особо деятельной пропагандой субботнего покоя отличаются вышеназванные адвентисты.

Назовем выдающихся руководителей этой секты.

1. В. Миллер, родившийся 15 февраля 1782 года в Питсфильде, является основателем секты. Обратившись на 34 году, он посвятил себя ревностному изучению Св. Писания, в особенности книг пророческих. Он не избег ошибки, в которую впадали многие до и после него, а именно занялся исчислением дня пришествия Господа на основании имеющихся в Библии цифровых данных. Так, по данным из Дан.8:14 и 9:24 он вычислил, что страшный суд и пришествие Господа состоится в 1843 году. В то время он не принадлежал к какой-либо церкви и свободно проповедовал с 1831 года, а с 1833 посвятил себя евангелизации среди широких кругов населения. Все церкви, кроме римско-католической (о православии автор не знал- прим.), предоставили ему свободу слова, и число обращенных им было значительно. Движение росло. Упоминаемые у Даниила 2300 вечеров и утр (8:14) В. Миллер счел за годы и повел их счисление от 457 года до Р.Х. (Дан.9:24).

Согласно этому счислению Миллера, пришествие Господа должно было состояться между 21 марта 1843 и 21 марта 1844 года, вероятнее всего, в октябре. Когда же прошли эти сроки и пришествие Христово не состоялось, адвентисты внесли поправки в свое счисление, пользуясь еврейскими данными, и определили срок на 22 октября 1844 года. Многие субботники ликвидировали свои дела и обратили свои средства на распространение листовок и брошюр о приближении страшного суда. Но миновал и новый срок. Тогда возникли сомнения в правильности этих расчетов, и многие ушли из секты.

Последователи Миллера, оставшиеся ему верными, раскололись на несколько толков; баптисты с ним окончательно порвали и не принимали его сторонников в свою среду. Миллер умер в 1849 году; проповедь его, нетерпимая, узкая и противная смыслу Матф.24:36 не принесла положительных плодов, а жизнь его угасла без проблеска духовного возрождения. Он был лжепророком (Втор.18:22). Однако, хочется верить, что заблуждения его были искренни, что вытекает из следующей выдержки его писем: «[b]После того, как предсказание о пришествии не оправдалось, я открыто сознал ошибочность моих исчислений; и был бы неискренен, если бы не признался в этом. Я не верю более в правильность пути, по которому пошло наше движение (адвентизм) и в его толкования Слова Божия[/b]».

2. Г-жа Елена Уайт. После несбывшихся ожиданий 1844 года в Вашингтоне появилась некая мисс Престон, баптистка, и вскоре перешла в секту адвентистов. Она и еще Г. Батес много усердствовали, привлекая сторонников в секту субботников. Последний убедил сделаться исповедницею этого учения некую г-жу Уайт — обстоятельство, имевшее для судьбы адвентизма большое значение.

Можно смело сказать, что именно в то время родился современный адвентизм, и что г-жа Уайт была его духовной матерью.

Родившаяся в 1827 году Мисс Элен Гармон в 1844 году была слабой, малоразвитой и с признаками чахотки 17 летней девочкой.

В 1846 г. она вышла замуж за мистера Уайта, одного из учеников Миллера; года за два до замужества ей было видение, с которого начались ее предсказания и свидетельства, имевшие большой вес и значение для ее единомышленников — адвентистов. Она умерла в 1917 году. Свои свидетельства и писания она считала продиктованными ей Самим Богом, называя их лучами света, исходящими от престола Божия. И, действительно, многие ее сторонники приравнивают свидетельство ее словами Св. Писания, даже ставя их выше, благодаря их, якобы, современности.

В уставе «Международного Миссионерского Общества», являющегося лишь ветвью адвентизма седьмого дня, параграф 2-ой гласит: «Цель М.М.О. является распространение благовестия в духе Св. Писания и свидетельств г-жи Е. Уайт».

А в параграфе 4-ом сказано: «От вновь поступающих членов требуется: вера в Св. Писание, как слово Божие, и в дух пророчеств, изложенных в свидетельствах и писаниях г-жи Уайт». Из этого видно, что для ревностных адвентистов слова г-жи Уайт равнозначащие со словами Св. Писания. Видения ее сопровождались припадками, короткими обмороками, от которых она оправлялась, произносила непонятные слова, находясь в состоянии экзальтации.

В таком состоянии она проявляла необычную физическую силу; вообще слабая и тщедушная, она могла держать в одной руке тяжелую 16 фунтовую Библию, другой рукой перелистывать страницы и с закрытыми глазами читать места, по которым водила пальцем. Часто в таком состоянии она рассказывала о разных чудесах, которые она видела в небесах.
Вместо того, чтобы присоединиться к признанию Миллера о том, что исчисление срока пришествия Господа было ошибочно, г-жа Уайт утверждала, что ей было видение от Бога, открывшего ей Свое предопределение, касающееся 1843 года: рука Божия скрывает до времени ошибку в цифрах этого исчисления. Таким образом, гжа Уайт содействовала утверждению заблуждения; уверяя, что исчисление срока 22 октября 1844 года было верно, ошибка же была в приурочении к нему иного события нежели то, какое должно было совершиться.

А именно: Иисус Христос в этот день имел не на землю сойти, а вступить в небесное святилище. Позднее появилось еще толкование, что Иисус Христос в 1844 году не мог придти потому, что христиане нарушили четвертую заповедь (по еврейскому исчислению Исх.20:8-11 это заповедь о субботнем покое). В видениях своих гжа Уайт обнаружила, что будто бы святилище, которое согласно пророка Даниила будет поругано, обретается не на земле, но на небе, и что очищение, имеющее наступить в конце 2300 дней (годов), относится к святилищу небесному. Очищение преследует цель окончательно вычеркнуть из книги жизни грехи, хотя и искупленные, но в ней значащиеся. Отражением этого очищения является примирение на Израиле.

Иначе говоря, г-жа Уайт перенесла решающий момент искупления рода человеческого с Голгофы на 1844 год Р.Х. и чрез это умалила значение последних слов Господа Иисуса Христа «Свершилось».
В отношении исчисления срока сам изобретатель его, Миллер, признал свое заблуждение, а что касается до исправлений, предпринятых г-жой Уайт, то всякий, кто без предубеждения прочтет Евр.9:24-28, не может не признать их ошибочными. Христос воссел одесную Отца, дело Свое Он совершил (Евр.1:3; 8:1; 10:12, 2). И вот, на этом исчислении, которое сам его изобретатель признал ошибочным; на ложном толковании дня очищения основывается весь адвентизм и субботники.

Священник Канрайт, бывший в течении 28 лет проповедником у адвентистов, написал немало опровержений их учения, которые, конечно, ими признаются беспочвенными и ошибочными.
Ради полного беспристрастия примем его опровержения с известными ограничениями. Так, он, отдавая должное нравственным качествам г-жи Уайт, находит, что видения ее часто сопровождались самообманом и преувеличениями; врачи, ее пользовавшие, находили у нее признаки истерии и неполной вменяемости. Очень многое из предсказанного ею не сбылось, так, например, относительно гражданской войны в Америке. Она, как и Миллер, несомненно, принадлежит к разряду лжепророков, о которых говорит Втор.18:22.

Будучи весьма мало образованной, она пользовалась для записи своих видений помощью мужа, который был учителем. Она диктовала ему, а он редактировал и, если нужно, переделывал. По словам того же Канрайта, она целые строчки вычищала резинкой или зачеркивала. В этом не было бы беды, если бы она не выдавала свои писания за слова Самого Господа, а непринятие их считала восстанием против Бога. Эти переделки или вставки в ее писаниях вызывали у многих сомнения в подлинности и божественности ее откровений и видений.

Большинство писаний г-жи Уайт являются выдержками из чужих сочинений. Проповедник Циммерман, ушедший из секты, пишет про нее так: «Эта пророчица утверждает, что всякое слово свое она произносит по вдохновению свыше; но мне лично известно, что от многого ею сказанного или написанного она отказалась». В оправдание ее защитники говорят, будто ее писания не являются непосредственным вдохновением, но что она получает откровения в видениях, чтобы предупреждать и охранять секту. Сын ее, спрошенный на одной конференции в Вашингтоне, знает ли он, что свидетельства, произносимые его матерью, действительно являются вдохновениями свыше, пожал плечами и сказал, что не может дать положительного ответа. Может быть, последователи г-жи Уайт еще преувеличили ее утверждения, но несомненно, что от членов секты буквально требуется верить как в Библию, истинное Слово Божие, так и в дух пророчеств, изложенных в свидетельствах г-жи Уайт.

Источник: http://anti-adventism.ru