image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Екатерина Самойлик. Православие, глобализация и социально-нравственные ориентиры общества

Екатерина Самойлик. Православие, глобализация и социально-нравственные ориентиры общества

Доклад САМОЙЛИК Екатерины Семеновны, Председателя Украинского отделения МОФЕПН, народного депутата Украины, Члена Секретариата Межпарламентской Ассамблеи Православия, Председателя Комитета Верховной Рады Украины на 3 Международном Соборе православной молодежи

Проблема глобализации, несомненно, является одной из наиболее актуальных проблем современности, которая нуждается в осмыслении с позиции Истины Вселенского Православия. Как и при анализе любой другой проблемы, нам необходимо выделить 2 аспекта глобализации: объективный и субъективный.
Объективно, глобализация является следствием Научно-технической революции (НТР), произошедшей во второй половине XX столетия.

В субъективном отношении, глобализация характеризуется стремлением промышленно-развитых стран Запада навязать всему человечеству собственную цивилизационную модель, в качестве универсальной доминанты общественного развития. Проводниками такой идеологии являются страны так называемого “золотого миллиарда”.

При таком концептуальном подходе, целые народы попадают в ранг “нецивилизованных”, поскольку исторически сложившиеся религиозно-этические, социально-экономические и политико-правовые формы бытия этих народов не вписываются в рамки евро-атлантической цивилизационной парадигмы.
Поэтому идеологи стран, составляющих “золотой миллиард человечества”, утверждают, что страны не западного типа цивилизации могут достичь высокого уровня развития только в случае принятия западной системы ценностей и созданной на их основе модели экономического развития. Но обещанный ”потребительский рай” может наступить только в случае прохождения другими странами того же исторического отрезка времени, который, в свое время, прошли страны “золотого миллиарда”.

Поэтому покорное следование по западному пути исторического развития, отнюдь не повлечет за собою молниеносного достижения уровня жизни западного потребительского общества. На это потребуются многие десятилетия, а то и столетия. Если же и после этого народ не достигнет обетованного уровня экономического развития, то тогда все можно будет списать на “прирожденное варварство” этого народа, и его не способность к “цивилизованным нормам рыночной демократии”.
И в этом случае все будет списано на «некомпетентность» целого народа. В этом отношении, наиболее показательной является политика таких наднациональных финансовых структур как Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (МБ).

Эти структуры работают по следующей концептуальной схеме: требуют от страны-члена МВФ беспрепятственного проникновения на ее территорию Транснациональных корпораций (ТНК), а в ответ — проводят массированную пропагандистскую кампанию, изображая это государство, как страну “победившей демократии”. На самом же деле под видом “демократизации” общества и либерализации рынка, происходит встраивание хозяйственных структур целых государств в мировую систему капитализма в качестве дополняющей экономики. При этом получают развитие только те отрасли, которые интересуют западный капитал. Другие же отрасли подлежат искоренению, поскольку потенциально они могут составить конкуренцию западному капиталу на мировых рынках.

Таким образом, МВФ и МБ являются тараном для последующего проникновения в страну западного капитала. Слепое следование на поводу у этих организаций, ввергло многие страны мира в тяжелейший финансово-экономический кризис. Наиболее пострадали от их деятельности Украина и Россия.

Это говорит лишь о том, что указанные нами финансовые структуры были созданы США для экономического проникновения в недоступные западному капиталу регионы планеты. Из этого следует, что эти структуры на самом деле лишь преследуют свои узкокорпоративные цели.

Лишним тому свидетельством является ситуация в связи с закрытием Чернобыльской АЭС. Страны “большой семерки” и Мировой банк пообещали Украине предоставить кредиты под завершение строительства компенсирующих мощностей – двух блоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС. Но кредиты так и не были предоставлены.
Если МВФ и МБ являются орудиями финансово-экономического закабаления развивающихся стран, и так называемых стран “переходной экономики”, то военно-политический блок НАТО выступает в качестве инструмента силового давления на политические режимы, отвергающие диктатуру США и их сателлитов.

Человеконенавистническая сущность этого блока выявилась в 1999 году в ходе военной агрессии против суверенной республики Югославии.

Таким образом, глобализация в своей эмпирической данности, свидетельствует о возникновении и становлении новой формы планетарной диктатуры. В фарватере этого движения стоят Соединенные Штаты Америки. И не случайно на однодолларовой американской банкноте стоит надпись: “Новый порядок на века”. В этом плане, глобализацию следует классифицировать как “американизацию”, либо как “вестернизацию”. Как мы видим, объективный, по сути, процесс глобализации, оказался подчинен субъективным интересам наднациональных финансово-олигархических структур Запада.

На этот аспект глобализации было указано в Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви, принятой в 2000 году. Так в разделе XVI, под названием “Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма”, сказано: “Лица, стоящие во главе международных экономических и финансовых структур, сосредотачивают в своих руках огромную власть, неподконтрольную народам и даже правительствам и не признающую никаких пределов – будь то государственные границы, этническо-культурная идентичность или необходимость сохранения экологической и демографической устойчивости. Подчас они не желают считаться с традициями и религиозными устоями народов, вовлекаемых в осуществление их планов.…

В целом подобные изменения в экономике приводят к утрате приоритета труда и человека над капиталом и средствами производства”.

И далее: “Однако данный процесс сопровождается попыткой установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере”.

К сожалению, даже такая структура международной системы безопасности как ООН, оказалась неспособной адекватно реагировать на глобальные вызовы мировой цивилизации. В результате, военные агрессии США против Югославии и Ирака были произведены без санкции Совета безопасности ООН. Фактически ООН превратилась в аналог Лиги наций, исчезнувшей с исторической сцены накануне Второй мировой войны.

Объективно, процесс глобализации совпал с крушением Советского Союза и распадом Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Варшавского договора. Человечество оказалось вовлеченным в орбиту монополярного мира. События в Югославии, Афганистане и Ираке – это лишь звенья в цепи становления “Нового мирового порядка”.

Еще задолго до начала активной стадии военной операции в Ираке, всему человечеству было доподлинно известным, что настоящей целью военной операции США было не уничтожение оружия массового поражения, которым якобы обладал Садам Хусейн, а установление американскими нефтяными гигантами контроля над иракской нефтью. Оружие массового поражения до сих пор так и не найдено. Это говорит лишь о том, что заявления администрации Белого Дома об опасности для всего человечества, исходящей от Ирака, было, не более чем, пропагандистской акцией.

В этой связи, военная операция США против Ирака, противоречит как нормам международного, так и церковного права. Так, в вышеупомянутом нами разделе XVI, “Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма”, изложенном в Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви, сказано:

“Конфликтные ситуации и споры надлежит разрешать только при участии и согласии всех сторон, жизненные интересы которых затрагиваются в каждом конкретном случае. Принятие обязывающих решений без согласия государства, на которое эти решения оказывают прямое влияние, представляется возможным лишь в случае агрессии или массового человекоубийства внутри страны”.

Как мы видим, не одно из этих условий не было выдержано Соединенными Штатами Америки. Поэтому, военная интервенция США на территорию Ирака, является необоснованной, незаконной, и подлежит безоговорочному осуждению со стороны всего православного сообщества

Итак, становление монополярного мира под эгидой стран “золотого миллиарда” во главе из США, является исторической реальностью. Но значит ли это, что мы должны отказаться от собственной цивилизационной модели, основанной на базовых ценностях Православия, и встраивать наши православные государства в систему однополюсного мира? Конечно же, нет.

Несомненно, мы должны с уважением относиться к историческому выбору православных славянских народов Европы в пользу евро-атлантической интеграции. Но, вместе с тем, мы считаем необходимым предупредить наши братские народы о том, что вовлечение стран поствизантийского социокультурного пространства в структуры романо-германского и англосаксонского мира, чревато возможной утерей религиозно-культурной самоидентификации православных европейских народов. Это обусловлено исторически сложившимся противостоянием между Православным миром, с одной стороны, и католически-протестантским миром – с другой.

Поэтому, православным восточно-европейским народам, необходимо добиваться признания евро-атлантическими наднациональными структурами, Православной Традиции равновеликой, наряду с традицией западного христианства. В противном случае, Восточно-христианская, Православная Традиция будет восприниматься как нечто духовно чуждое западному миру, воспитанному на началах католичества и протестантизма. А это, в свою очередь, затруднит, а то и вовсе сделает невозможным полноценное приобщение западных людей к миру древне-апостольского христианства. И это в то время, когда чистая евангельская проповедь, крайне необходима самому западному миру.

Добившись действительно великих достижений в сфере материальной культуры, западный мир радикально оторвался от своих духовных, христианских корней. Это, в свою очередь, и повлекло за собою утерю подлинных социально-нравственных ориентиров. Свидельство тому — господство сугубо потребительских норм и ценностей, крайний хозяйственный эгоизм, и, как результат, — идеал сытого и самодостаточного мещанства, над которым совершенно невластные никакие социальные и религиозные институты.

Этим и можно объяснить тот факт, что подавляющее большинство европейцев с равнодушием смотрели на агрессию США и войск НАТО против Сербии. И это притом, что США и их союзники устроили полигон фактически в самом сердце Европы!

Поэтому нынешнее состояние народов Европы, традиционно исповедующих католичество и протестантизм, позволяет нам утверждать, что сама Европа нуждается в духовном возрождении. И нам видится возможным подлинное возрождение Европы, только на началах истинного христианства, то есть Святого Православия. Полноценное же осуществление православной миссии в странах романо-германского и англосаксонского мира, возможно только в случае признания культурообразующей и государственно-образующей роли Святого Православия в судьбах европейских народов.

В этой связи, особенно следует отметить деятельность Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП). МАП – это движение православных депутатов из двадцати двух государств Европы, СНГ, Балкан и стран Балтии. Целью этого объединения является поддержка Поместных Православных Церквей в условиях глобализации, прозелитической деятельности инославных конфессий, в том числе деструктивных культов, и всевозрастающего процесса секуляризации общественной жизни.
Тем не менее, следует отметить тот факт, что политическая элита стран евро-атлантического сообщества, по всей видимости, еще не готова к признанию особенной роли Православия в жизни европейских народов. И, особенно остро, эта проблема стоит у нас в Украине.

Как известно, руководство нашего государства взяло курс на евро-атлантическую интеграцию, фактически с момента провозглашения нашей страной независимости. Но, даже еще не став полноправным членом евро-атлантического сообщества, мы постоянно сталкиваемся с прямым давлением на каноническую Православную Церковь со стороны правящей власти и прозападных политических сил. Особенно ярко это проявилось 2 года назад во время визита Римского папы Иоанна Павла II на Украину.

Фактически, папская пропагандистская машина раскручивала тезис о том, что Русь совершила роковую историческую ошибку, приняв крещение от Константинополя, а не от Рима. При этом Вселенское Православие было даже названо не иначе как “греко-константинопольской ересью”! События, связанные с папским визитом в нашу страну, со всей наглядной очевидности продемонстрировали всем нам, что каноническая Православная Церковь не устраивает архитекторов “объединенной Европы”.

Именно этим можно объяснить тот факт, что работающие на территории Украины западные фонды, тайно или явно поддерживают псевдоцерковные раскольнические структуры – Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ — КП) и Украинскую Автокефальную Православную Церковь (УАПЦ). А те, в свою очередь, поддерживают евро-атлантистские потуги прозападных политических сил на Украине.

Более того, западнические политические силы и СМИ, пытаются навязать нашему народу новую форму религиозно-культурной самоидентификации.

Националистические масс-медиа стремятся привить общественному мнению мысль о том, что подлинным или “щирим” украинцем может быть только католик восточного обряда, то есть униат. Все мы знаем, что ранее ось межконфессионального противостояния, между прокатолическим Западом и православным Востоком, проходила в Украине в области Галиции.

Сегодня же, эта ось искусственно перемещается в центральные и восточные регионы Украины, населенные гражданами, традиционно исповедующих Православие. Об этом свидетельствует перенос резиденции Главы Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) Любомира (Гузара) из Львова в Киев.

Все эти факторы говорят лишь о том, что по мере продвижения Украины по пути евро-атлантической интеграции, будет усиливаться административное давление на каноническое Православие. В конечном итоге, речь идет о создании Автокефальной Церкви, с целью ее дальнейшего совращение в унию с Ватиканом. Это требует от всей Полноты Вселенского Православия всемерной поддержки канонической Украинской Православной Церкви. В противном случае, это повлечет за собою постепенное вытеснение нашей Матери-Церкви со всех сфер общественной жизни. В условиях же глобализации, искусственная маргинализация нашей Святой Церкви, приведет к вытравливанию исторической памяти нашего народа, постепенному угасанию его национального самосознания, и, в конечном итоге, — к исчезновению с религиозно-конфессиональной карты мира целого народа, веками мужественно стоявшего на страже Святого Православия.

Именно поэтому, мы можем утверждать, что сегодня нам просто необходимо разработать альтернативную модель развития, оптимальную, прежде всего, для стран поствизантийского пространства, и основанную на социально-нравственных идеалах Православия.

Во-первых, мы должны определиться, выработать критерии и поставить под всесторонний общественный контроль деятельность транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), а также те процессы, которые проходят в финансовом и прочих секторах национальных экономик наших стран.

Во-вторых, необходимо осудить агрессивную политику США против любого суверенного государства. Мы вынуждены признать, что внешнеполитическая линия Соединенных Штатов объективно направлена на попрание всех норм международного права. Политика “большой дубинки”, которой руководствуется нынешняя администрация Вашингтона, способна лишь породить иллюзию, что право находится на стороне лишь тех, у кого есть сила.

А это, в свою очередь, может повлечь за собою активизацию деятельности структур международного терроризма. В условиях же глобализации, это может привести к возникновению новых очагов противостояния, как на международном, так и на региональных уровнях.

В третьих, православным государствам Европы, сделавших свой исторический выбор в пользу евро-атлантической интеграции, необходимо добиваться от политической элиты стран евро-атлантического сообщества, признания фундаментальной исторической роли Восточного Православия в судьбах европейских народов. Помимо этого, необходимо максимально усилить деятельность Православной миссии в объединенной Европе. Также православные славянские народы Европы не должны позволить подчинить свои национальные интересы геополитическим амбициям стран Запада. В этом случае, существует опасность их вовлечение в противостояние с братскими православными народами.

Самый последний пример такой политики – это события 1999 года в Югославии. В то время правительства некоторых православных славянских народов предоставляли воздушные коридоры, и даже аэродромы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по территории суверенной Республики Югославии. Именно с подачи таких политиков, гибли ни в чем не повинные наши православные братья и сестры.

В четвертых, постсоветским государствам необходимо более активно стимулировать духовно-нравственные, культурные, социально-экономические и политические интеграционные процессы на евразийском пространстве. В этой связи, следует положительно отметить стремление Украины, России, Белоруссии и Казахстана к созданию зоны свободной торговли. Но, вместе с тем, следует признать, что политическая элита в Украине отстаивает приоритет евро-атлантической интеграции над интеграцией на постсоветском евразийском пространстве. Это чревато очередными вызовами каноническому Православию на Украине, о чем мы с Вами имели возможность говорить выше.

И пятое, последнее. Руководству православных стран поствизантийского социо-культурного пространства нужно отказаться от некритического восприятия либеральной системы ценностей, которая фактически получила статус некой тоталитарной идеологии. Неприятие большинством наших сограждан указанной системы ценностей обусловлено тем, что она исторически сложилась в рамках западного католически-протестантского мира. Она подразумевает крайнюю форму индивидуализма, которая распространяется как на сферу хозяйственной деятельности человека, так и на его религиозную, и повседневную жизнь. При либеральном подходе, ценность человека обусловлена ценностью его труда.

Таким образом, идеал либерализма – это идеал эффективного собственника. Именно поэтому на протяжении целых веков на Западе происходит отход от восприятия труда как социально-нравственной ценности. Оно вытесняется голым экономическим расчетом. Такой концептуальный подход, выдающийся православный богослов отец Сергий (Булгаков) называл “воинствующим экономизмом”.

Помимо этого, насаждаемый западными масс-медиа культ крайнего индивидуализма, вполне закономерно влечет за собою развитие таких социальных язв общества, как наркомания, сексуальная вседозволенность, немотивированная агрессия и жестокость, коррупция на всех уровнях национальных и транснациональных структур, финансовая преступность и так далее. Неограниченный индивидуализм, сопряженный с радикальным разрывом с Христианским Преданием, повлек за собою самое широкое распространение на Западе псевдорелигиозных сект, оккультизма, магии и других вредных человеческой душе суеверий и лжеверий.

Православному же миропониманию более соответствует представление о человеке как абсолютной ценности, не зависимо от его “производительной эффективности”. Но, вместе с тем, человек может сохранить свою высшую ценность только посредством подчинения своих индивидуальных устремлений интересам всего общества. В этом отношении православной этике труда более соответствуют общинные социально-нравственные ориентиры общества.

Более того, Православная Церковь прямо осуждает погоню за прибылью, видя в ней угрозу для вечной человеческой души. Также Церковь запрещает Своим чадам участие в индустрии, направленной на удовлетворение самых низменных человеческих страстей и привычек.

Это лишний раз свидетельствует о том, что Православие ориентируется на ценности традиционного общества. Сами же эти ценности были выработаны вследствие многовекового влияния самого Православия. Поэтому Православие и традиционная система ценностей находятся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. И именно этим объясняется тот факт, что православным народам Европы с таким трудом дается приобщение к либеральным нормам евро-атлантической цивилизации.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что в условиях глобализации и становления монополярного мира под эгидой стран ”золотого миллиарда” и США, нам как воздух необходима консолидация всех православных государств. Более того, нам нужно попытаться превратить глобализацию из орудия лоббирования узкокорпоративных интересов меньшинства промышленно-развитых стран Запада, в инструмент евангелизации гибнущего мира.

Мы призваны к тому, чтобы видеть в каждом человеке образ Божий и стремиться донести ему Вечную Истину Святого Православия. Приобщение же человека к Традиции нашей Матери-Церкви способно не только обогатить человеческую душу, но и спасти ее для жизни вечной.

Следовательно, в области внутренней жизни наших государств, нам нужно делать акцент на возрождение традиционных ценностей наших народов. В сфере же внешней деятельности мы должны добиваться уважения к вере наших предков, и достойно представлять наши государства на международной арене в качестве именно православных государств. Другими словами, нам необходимо позиционировать социально-нравственные идеалы Святого Православия, как в области внутренней жизни наших стран, так и в сфере межгосударственных отношений.

И более того. В условиях усиления во всем мире глобализационных процессов, нам крайне необходимо не только сохранить собственную религиозно-культурную самоидентификацию, но и донести страждущему человечеству Вечную Истину Святого Евангелия. В этом собственно и состоит наш ответ на вызов глобализации нашей Матери-Церкви.

Источник: http://archivorthodoxy.com