image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Правда о секулярном (светском) гуманизме. С.В. Коновалов

Правда о секулярном (светском) гуманизме. С.В. Коновалов

Мы привыкли употреблять слово “гуманизм” в значении “человечность, человеколюбие” — представление о том, что это не слабые обязаны умереть, но сильные обязаны помогать слабым. “Секулярный гуманизм” имеет совсем другое значение — мировоззрение, отрицающее Бога, и вместе с Ним, неизбежно, отрицающее многое другое — объективный смысл и предназначение человеческой жизни, богоустановленность морального закона, жизнь за пределами физической смерти.Секулярный гуманизм не верит ни в какие “сокровища на небесах” — единственная валюта, которую он принимает к оплате, это комфорт здесь, на земле.

Доклад

Уважаемый владыка архиепископ Павел, уважаемый Владимир Николаевич и все присутствующие в зале!

Мое выступление будет в продолжение темы о секулярном гуманизме, о котором нам рассказала Татьяна Львовна Шишова. Моя задача постараться донести до вашего внимания какое положение занимает данное социальное явление в современном мире.

В своем последнем интервью Патриарх Московский и вся Руси Алексий 2-й относительно кризиса сказал следующее:

«Я думаю, что, на Западе с высоким уровнем жизни это испытание – не надеяться только на деньги. Поэтому сокращение рабочих мест – это для многих испытание. Нам тоже надо подумать о том, что нужно думать не только о материальных благах. Часто проповедуется нам, что только нужно строить хорошую обеспеченную жизнь. Но надо думать и о душе своей. И я думаю, что вот этот экономический, финансовый кризис – он должен заставить людей задуматься и о душе своей, и не только о судьбе свой, но и о судьбе своих ближних. Надо больше думать и помогать тем, кому тяжело»

Исходя из этого, можно сказать, что основная причина финансового кризиса – ослабление веры в современном Мире. Западный мир, отворачиваясь от Бога, провозглашая свободу проявлений личности, направленную на бесконечную погоню за материальными благами, как главную ценность и критерий жизни. Но свято место пусто не бывает. И если человек отказался от Бога, то он попадает под воздействие противоположной силы, т. е. дьявола и вся его индивидуальная свобода , это фикция , уловка духов злобы поднебесной, т.к приводит его к порабощению своими собственными страстями и делает рабом потребления.

Этот процесс, широко развернувшись в современных странах западного мира, к сожалению, не обошел стороной и Россию.

Духовник Оптиной пустыни, Схиигумена Илий, в интервью «Светлой памяти патриарха» сказал: «… Но до сего дня остается наша школа под давлением безбожного атеизма. Самое страшное то, что это продолжает отвращать русский народ от истинно христианского образа жизни. И доныне еще для нашего отечества для зарождения и укрепления его остается опасность в страшном атеизме, который поглощает весь внутренний стержень человеческой души, убивает человека изнутри, а потом и внешне. Так у нас сейчас это вылилось в вырождение русской нации. Вследствие этого вымирает деревня и в селах не остается почти людей. С лица земли сошли многие селения, даже в центральных областях России. Это плоды безбожия.

Как некогда сказал мыслитель и баснописец Иван Крылов:

Плоды неверия ужасны таковы:

И ведайте, народы, вы

Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,

Чем против божества вооружают вас,

Погибельный ваш, приближая час

И обратятся все в громовые вам стрелы.

Это шествие гибели. Оно сильно сказывается на деградации морали человека, на ослаблении его духовных и физических сил. Не десятки, не сотни тысяч, а миллионы русских людей, самых мирных и здоровых людей нашей родины, были убиты без суда и следствия. Мы видим, что Россия ослаблена этим безбожием. Однако до сего дня оно доминирует над школами и с детства убивает душу человека. Человек не получает тех задатков, которые ему так необходимы для полноценного нравственного здорового состояния, ибо русский человек очень восприимчив к духовной жизни, и, когда ее нет, он просто не способен к настоящей здоровой жизни. Он становится роботом и утопает в наркозависимости и алкоголизме.

Духовное образование составляет, по сути, саму природу человека, ибо человек должен прийти к Богу, имя страх Божий. Он не только физическое существо, но и духовно-нравственное, ибо две субстанции у человека- душа и тело. Душа составляет главную сущность. Именно в этом целостность человека, когда не умаляется ни одно, ни другое. Это составляет полноту настоящей жизни, это и есть здоровье. Насколько будет здоров человек, настолько здорова и нация, здорово Отечество».

Описанное в выступление Т.Л.Шишовой социальное явление, именуемое секулярным (социальным) гуманизмом, имеет очень глубокие корни и древнюю историю, начиная развертываться в Европе со времен эпохи Возрождения и Реформации. Плоды гуманизма в прошлом нам известны это ужасы французской, а затем и российской революций, падение морали и нравственности, атеизм и культ насилия в современном западном мире. В настоящее время сторонники секулярного гуманизма широко развернулись не только в Европе и в Америке, но и в нашей стране. Они ведут широкую многостороннюю общественную деятельность, направленную на подрыв и разрушение традиционных ценностей, разрушение морали нравственности и утверждении атеизма и рационализма в качестве господствующего мировоззрения в сердцах и умах людей. Широко известна их борьба с усилиями Церкви , противостоять влиянию деструктивной западной культуры и ввести в общеобразовательных школах курс « Основы православной веры».

Рассмотрим внимательно, секулярный гуманизм в России.

Главной организацией по его распространению является Российское гуманистическое общество. И хотя его деятельность имеет большой размах и воздействие на общественное сознание страны, ней практически ничего не известно широкому кругу общественности. В этой связи я хочу подробно остановиться на ее рассмотрении, чтобы у вас была возможность оценить масштабы этого явления.

Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма – Российское гуманистическое

общество (РГО) создано 16 мая 1995 г.

В настоящее время оно имеет 21 региональное отделение: в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Республике Коми, Тюмени, Иркутске, Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Саратове, Ростове-на-Дону и других городах и областях Российской Федерации. Отделения, как правило, организуются на базе Высших учебных заведений, с привлечением к работе в них ученых и педагогов.

РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».

В структуре Общества – Центр исследований (ЦИРГО) и Центр образования (ЦОРГО), а также постоянно действующий семинар «Современный гуманизм и современная Россия».

РГО действует не сами по себе, а под руководством международных гуманистических организаций , которые и определяют ее генеральную линию.

РГО – ассоциированный член Международного гуманистического и этического союза,

объединяющего гуманистические организации около 40 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) (англ. International Humanist and Ethical Union, IHEU) — международное объединение организаций, занимающихся развитием и пропагандой идей гуманизма, атеизма, рационализма, светского общества, скептицизма, свободомыслия, этичности, содействующих развитию и становлению нетеистической морали. (Что подразумевается под нетеистической моралью понятно из выступления Т.Л.Шишовой)

Учреждён в 1952 г. в Амстердаме семью национальными этическими и гуманистическими организациями (Голландская гуманистическая лига, Бельгийская гуманистическая лига, Австрийское этическое общество, Британский этический союз, Американский этический союз, Американская гуманистическая ассоциация и Индийское радикальное гуманистическое движение). В настоящее время МГЭС объединяет свыше 100 организаций в 40 странах и обладает консультативным статусом при Совете Европы[1], ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ.

Среди создателей МГЭС было немало тех, кто принимал активное участие в организации ООН — например, лорд Джон Бойд Орр (John Boyd Orr), первый руководитель Всемирной продовольственной организации, Джулиан Хаксли (Julian Huxley), первый генеральный директор ЮНЕСКО, Брок Чисхолм (Brock Chisholm), первый руководитель Всемирной организации здравоохранения.

МГЭС тесно сотрудничает с органами ООН в вопросах экологии, экономики, социальных и культурных прав человека, координирует деятельность национальных и региональных гуманистических групп, представляет их интересы в ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Совете Европы.

До 1996 г. штаб-квартира МГЭС размещалась в Утрехте (Нидерланды), в настоящее время — в Лондоне

Из этой краткой справки уже понятны цели и задачи и международный размах сей организации очевиден, а также то, что возглавляют ее не просто теоретики — интеллектуалы, а люди которые обладают большой властью в обществе и следовательно возможностями для реализации своих идей в жизнь. Что и происходит повсеместно, к сожалению.

Одной из ключевых фигур МГЭС является президент Международной академии гуманизма Пол Куртц, известный тем, что сразу после ВОВ, в качестве офицера ЦРУ, объезжал лагеря советских военнопленных и склонял их не возвращаться на Родину. Понятно, что в ЦРУ бывших не бывает и очевидно кто стоит за всей бурной деятельностью МГЭС и РГО.

Продолжим рассмотрение РГО.

Выдержки из Устава РГО

Устав Межрегиональной общественной организации содействия развитию гуманизма

“Российское гуманистическое общество”

Утверждён на Конференции

31 марта 2001 г.

Общие положения

I. Цели и предмет деятельности Организации

9. Целями создания Организации являются:

-содействие развитию гуманизма, в том числе разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия;

-содействие изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии).

10. Для достижения уставных целей Организация в соответствии с действующим за-конодательством РФ:

1) осуществляет просветительскую деятельность по своей тематике;

2) содействует распространению и защите ценностей гуманизма — свободы, ненасилия, человеческого достоинства, милосердия, равноправия и социальной справедливости;

3) содействует объединению людей, разделяющих идеи и принципы гуманизма;

4) содействует разработке учебных и воспитательных программ, культивирующих в мышлении и психологии здравый смысл, научность, объективность и гуманность;

5) содействует проведению научного исследования различных форм фанатизма, мистицизма, традиционных и нетрадиционных форм религиозного мировоззрения, суеверий, другой ненаучной или антинаучной идеологии и практики;

6) организует проведение научного изучения и независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выяснения их реальной достоверности;

7) организует и проводит конференции и семинары по своей тематике;

8) взаимодействует с заинтересованными средствами массовой информации с целью пропаганды ценностей светского, гражданского гуманизма;

9) устанавливает контакты с заинтересованными государственными и негосударст-венными учреждениями и организациями по своей тематике;

Таким образом РГО является проводником идей секулярного гуманизма в нашей стране, которые направлены на разрушение самобытной культуры и традиционных основ нашего общества и посему могут быть , на мой взгляд квалифицированы как идеологическая диверсия .

2. Ежеквартальник «Здравый смысл».

Первый номер журнала «скептиков, оптимистов и гуманистов» вышел в свет осенью 1996 г. К концу 2006 г. было выпущено 41 регулярных и три специальных номера ЗС. Было опубликовано более 450 материалов различного жанра: от научных статей и обращений к общественности до афоризмов и писем читателей. Около 240 человек от академиков до студентов и рядовых читателей получили возможность высказаться на его страницах. Среди авторов люди самых различных областей знания и деятельности. Это, в частности, академики В.Л. Гинзбург, Н.Н. Моисеев, Г.И. Абелев, Э.П. Кругляков, профессора С.П. Капица, Ю.Н. Ефремов, М.Н. Грецкий, В.С. Хазиев, Д.И. Дубровский, В.А. Кувакин, З.А. Тажуризина, А.Ф. Зотов, Н.Н. Воронцов, В.А. Бочаров, В.А. Ляшенко, писатели: М.М. Чулаки, В. Кротов, А. Круглов, В. Хмелевский, С. Логинов, Е. Сметанин, Эн. Руст, обществен-ные деятели Э.А. Памфилова, известный финансист и общественный деятель Дж. Сорос. Из зарубежных ученых авторами журнала были П. Куртц, К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу, Дж. Лолер, Р. Тилман, Т. Мэдиган, Дж. Бёркс, Ф. Хьёрс.

В журнале опубликованы программные документы секулярного гуманизма – Гуманистический манифест I, Гуманистический манифест II, Декларация светского гуманизма, Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму.

Особо хочу подчеркнуть, что Ежеквартальник «Здравый смысл» бесплатно рассылается в библиотеки государственных университетов и пединститутов России, определенному кругу малоимущих читателей. РГО передает часть тиража близким ему по духу общественным организациям. Журнал все другие издания РГО поступают во все его региональные отделения. Со второй половины 2003 г. ЗС рассылается во все (около 450) научные институты Российской академии наук.

4. Исследовательские проекты.

В 1997 г. в дни работы Первой (московской) международной гуманистической конференции на философском ф-те МГУ был открыт Центр исследований РГО. Он является научной, работающей на общественных началах структурой РГО и одновременно входит в межнациональную систему независимых исследовательских центров (Амхерст, Оксфорд, Москва, Лос-Анджелес, Нью-Йорк). Одна из основных задач этих центров состоит в проведении научных исследований, семинаров и конференций по проблемам гуманизма и свободомыслия, а также в организации независимой экспертизы заявлений о паранормальных феноменах. В 2002 г. Центр Исследований был открыт в Коломенском институте МГОУ. (Директор Центра – к.ф.н., доцент А.А. Кудишина.) Центры исследований специализируется в основном на разработке учебных программ по гуманизму и введении современного гуманизма в практику вузовского образования.

Центр образования РГО

Центр образования российского гуманистического общества (ЦОРГО) предлагает широкий выбор курсов лекций, спецкурсов, учебных и творческих заданий по различным областям социального знания, гуманистике, философии, психологии, педагогике, современным методам и стилям мышления, анализу инфомедийного пространства и экспертизе заявлений о паранормальных и сверхестественных явлениях.

ЦОРГО работает совместно с вузами России в качестве виртуального Института повышения квалификации и переподготовки преподавателей образовательных учреждений всех уровней.

Международные летние гуманистические школы

Центр образования Российского гуманистического общества и Фонд «Центр исследований им. акад. В.Л. Гинзбурга» с 2004 г. организуют и проводят ежегодные Летние гуманистические школы. Нашими партнерам являются философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Международный центр исследований (Амхёрст, США) и Университет штата Нью-Йорк (США). К настоящему времени в России проведено пять международных летних научных школ:.

2004 – МОСКВА: «СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ, НАТУРАЛИЗМ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»,

2005 – МОСКВА: «ГУМАНИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ»

2006 – НОВОСИБИРСК: «ГУМАНИЗМ И СОВЕРЕМЕННАЯ НАУКА»

2007 – СУЗДАЛЬ: «ГУМАНИЗМ. СВОБОДА СОВЕСТИ, НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»

2008 – МОСКВА: «ГУМАНИЗМ, БИОЭТИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВ

С октября 2008 г. в Центре исследований РГО при философском ф-те МГУ, ком. Г535 еженедельно будет работать отборочный семинар «Стандарты и практика критического мышления».

.

Семинар является частью программы Международной летней школы, организуемой философским факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова и Транснациональным Центром исследований (Буффало, США) совместно с Университетом штата Нью-Йорк.

.

Школа будет работать как в Москве, так и в США (конец июля – первая половина августа 2009 г.).

.

По результатам работы лучшие из участников семинара рекомендуются для участия в летней школе в США и в Москве на льготных финансовых условиях.

Участники семинара бесплатно обеспечиваются учебной литературой.

Занятия ведут профессора МГУ им. М.В. Ломоносова.

Руководитель РГО.

Руководитель семинара проф. МГУ Кувакин Валерий Александрович

В заключение своего выступления я бы хотел зачитать комментарии «Гуманистическому манифесту 2000» схиигумена Илия, духовника монастыря Оптина пустынь, опубликованном в журнале «София – Премудрость Божия».

«О дальнейшем существовании жизни на земле нам говорит книга «Апокалипсис». И как мы сами понимаем, мир конечно не вечен и рано или поздно будет прекращен. И весь мир еще стоит потому, что Господь его терпит, и никто, кроме Господа, не знает времен конца мира. Поэтому мы все верим, что если Господь пришел на землю, чтобы возродить мир, то мир может еще просуществовать столько, сколько в воле Господней.

Но если будет такое нравственное сползание, такая полная утрата понятия о нравственном совершенстве, как это видно из так называемого « Гуманистического манифеста 2000» — то на многое нам рассчитывать не приходиться!

Все вы, наверное, знаете о нем. Подписались под этим манифестом такие, казалось бы, люди большого интеллекта, как Капица, Велихов и прочие ученые. Казалось бы, они должны противостоять такой гнусности, а получается, утратили понятие о нравственном долге! Человечество может подойти опять к допотопному и содомо-гоморскому кризису. Поэтому необходимо, как говорили собравшиеся сегодня, среди интеллигенции искать не таких, как подписавшиеся под «Манифестом -2000», а тех, кто может сказать свое нравственное слово и подтвердить его делом.

Если же говорить о правах человека – да, у человека есть права, но они должны быть ограничены нравственным порядком и устоями, т.е. авторитетом нашего Священного Писания, верой нашей в Бога. Мы должны осуждать право на саморазнузданность, на всякую гнусность, на животные инстинкты. Иначе можно скатиться до такой беспредельной степени нравственности, подобной тому, как было во времена всемирного потопа или сожжения Содома и Гоморры. Разве не очевидно, и всем ясно должно быть, что уже весит над миром «дамоклов меч» — атомное оружие, которое может уничтожить мир, если Господь попустит. Хорош еще, что Господь терпит. Терпит , но и предупреждает, что может случиться то же, что уже было некогда в истории»

Обращаясь к теме нашей секции хочу сказать, что на мой взгляд именно секулярный гуманизм и его широкое распространение в мире, является одной из главных духовно-нравственных причин кризиса и в тоже время кризис нужно рассматривать как предупреждение и указание на то, что если человечество не покончить с идеологией богоборчества и атеизма , то его ждут еще большие катастрофы.

Таким образом подытоживая все вышеизложенное можно сделать вывод, что секулярный гуманизм через свои организации по всему миру, а также через своих последователей в различных влиятельных общественных и государственных структурах разных стран, проводят активную и плодотворную деятельность по развертыванию новой социальной реальности, в которой нет места Богу, духовности и традиционным ценностям. Констатируя этот процесс, как крайне агрессивный и действенный, мы должны не просто пассивно констатировать его, но разработать комплекс мер по активному противодействию.

Выводы и предложения:

1Секулярный гуманизм активно и широкомасштабно внедряет в наше общество атеистические, богоборческие идеалы нацеливаясь в первую очередь на нашу молодежь, пытаясь тем самым захватить интеллектуальное пространство ближайшего будущего.Мы должны активно противостоять этому влиянию во всех сферах общественной жизни.

За духовно-нравственное здоровье человека необходимо вести борьбу и прежде всего, речь о повсеместном духовном образовании, которое заключается в том, что человек должен осознать себя не только как физическое существо, но и как духовно нравственное и прийти к Богу имея страх Божий. Это вопрос первостепенный и, только поставив и решив его можно, на мой взгляд, найти выход из кризисного положения современного мира. Предлагаются следующие практические мероприятия:

1. Для организации практического и реального противодействия секулярному гуманизму

представляется актуальным начать подготовку всероссийской конференции по теме:

Духовно-нравственное здоровье человека — основа духовного здоровья нации и нашего Отечества.

2. Сформировать оргкомитет в свете решениий Всемирного русского народного собора, по теме «Секулярный гуманизм –угроза духовно-нравственному здоровью человечества ». В комиссию должны войти видные ученые, религиозные и общественные деятели.

3. В связи с тем, что секулярный гуманизм представляет угрозу всему человечеству, имея целью уничтожение любых традиционных ценностей и богоборчество, комиссия должна включать представителей различный традиционных конфессий.

4. Также есть необходимость разработать программу по привлечению внимания общественности к данной проблеме. Надо предусмотреть комплекс мероприятий, включающих создание Интернет-портала, освещение вопроса в средствах массовой информации, проведение всероссийской, а затем и международной конференций.

5. Конференции также должны разработать, на основе всестороннего анализа ситуации, обращение к правительству страны и к мировой общественности.

Россия на наш взгляд является той единственной страной в мире, которая в силу своих культурно-исторических и геополитических особенностей сможет встать непреодолимой преградой на пути распространения идеологии секулярного гуманизма как современной формы богоборчества и атеизма и возглавить международное движение по защите духовного – нравственного здоровья человека и сохранению традиционных культурных ценностей.

Источник: http://ekklezia.ru/vsyo-soobschestvo/hristianstvo/pravda-o-sekulyarnomsvetskom-gumanizme.html