«Брак не для себя и тем более не для людей — он для Господа» — Юлия Сысоева
- Главная
- Новости
- Новости православной миссии
- «Брак не для себя и тем более не для людей — он для Господа» — Юлия Сысоева
Для того, чтобы понять историю святых Петра и Февронии, надо немного пофантазировать и перенести ее в современное время. Представим, что «современный князь» — сын богатых высокопоставленных родителей пожелает жениться на простой деревенской девушке, дочери простого лесоруба
Совсем недавно я прочитала книгу П.И. Мельникова «В лесах». Действие книги происходит в середине XIX века, немного не в то время, когда княжили князья на Руси, более того, в книге описывается старообрядческое общество, и тем не менее, книга наиболее полно отражает нравы и стереотипы общественной жизни.
Человек в самые разные времена был подавлен грузом сложившихся народных традиций. Одной из них была строгая сословность браков и брачных ритуалов, за рамки которых недозволительно было выходить. Дерзнувшему же выйти за эти рамки общество жестоко мстило. Эта месть оборачивалась тяжелыми личными драмами и трагедиями.
Кто-то скажет: это было давно — в те далекие, почти сказочные для современного сознания времена. Сейчас, в век информационных технологий, в век нравственной свободы и вседозволенности такого нет. Мы якобы сейчас не зависим ни от людей, ни от сословных предрассудков: человек сам по себе. Даже родителей можно не спрашивать, вступать в брак или не вступать (если хочется просто «сожительства»).
Как бы ни так. Людская молва, мнение окружающих продолжают довлеть над индивидуальной свободой выбора, а уж браки по расчету из корыстных побуждений были и будут во все времена.
Для того, чтобы понять историю святых Петра и Февронии, надо немного пофантазировать и перенести ее в современное время. Представим, что «современный князь» — сын богатых высокопоставленных родителей, подающий огромные надежды на своем поприще молодой человек, пожелает жениться на простой деревенской девушке, дочери простого лесоруба.
Пожалуй, даже сейчас, в наше так называемое раскрепощенное от предрассудков время — это будет нонсенс. Современный князь, конечно, и сам задумается, как он введет молодую жену в свой круг общения, как она там будет выглядеть и, конечно, как примут его родители такой брак. А не стыдно ли ему с ней будет показаться в высшем обществе и так далее и тому подобное.
Представляя себе такую ситуацию, начинаешь понимать мотивацию Петра, его сомнения и переживания. Тем более — в то время, о нравах которого было сказано выше. Да, действительно, Петр не сразу женился на своей суженой, не сразу распознал замысел Божий о себе. Но и тогда, когда они уже стали супругами, а крестьянская девушка Феврония стала княгиней, общество им этого не простило.
Ради своей любви им пришлось потерпеть много скорбей и даже изгнание. И теперь именно эта супружеская пара, жившая, можно сказать, в незапамятные времена, быт и нравы которых даже представить сложно, стала для нас и наших современников примером супружеской любви, верности и истинного, а не людского благочестия.
Как награду за эту любовь и верность они получили блаженную кончину в один день и час и даже после смерти их тела остались неразлучными. Пожалуй, для нас это идеал брака, к которому должна стремиться каждая супружеская пара. Умение носить тяготы и немощи друг друга, забывать о себе и своих амбициях ради близкого и любимого человека и верить в то, что брачные узы созидает Сам Христос, а брак был благословлен Богом еще в раю, когда Господь, сотворив помощницу человеку, сказал: «Да оставит человек отца и мать своих и да прилепится к жене своей».
А значит и брак не для себя и тем более не для людей — он для Господа, для жизни во Христе. Просто зачастую этот путь проще проходить вдвоем.
8 июля 2014 г.
Источник: Православие.RU