Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
- Главная
- Традиционные религии
- Ислам
- Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
Герой этой беседы – белый американец по имени «Джордж» , который в 14 лет стал мусульманином-суннитом, учился в медресе на имама, изучал Коран и арабский язык. Спустя 20 лет он оставил ислам и осознанно принял Православие
Герой этой беседы – белый американец по имени «Джордж» (в целях безопасности его настоящее имя не указывается), который в 14 лет стал мусульманином-суннитом, учился в медресе на имама, изучал Коран (часть которого выучил наизусть), арабский язык, исламское богословие, историю, «хадисы» (предание об изречениях и деяниях исламского пророка Мухаммеда) и исламское право. Спустя 20 лет он оставил ислам и осознанно принял Православие.
В беседе с ведущим программы на «Ancient Faith Radio» речь шла о богословии ислама, распространенных заблуждениях мусульман о христианстве, отличиях между ортодоксальным исламом и «Нацией ислама» (религиозно-националистической радикальной организацией афроамериканцев в США), о рабстве и отношении к нему мусульманства, о том, что такое джихад. И конечно, о необычном пути Джорджа к Православию.
«Я искал дисциплину»
– В последнее время ислам – одна из главных тем новостей и сообщений в СМИ. Сегодня мы беседуем с бывшим мусульманином Джорджем, ставшим недавно православным христианином (мы говорили с его духовником, и он подтвердил всю историю Джорджа). Джордж, перед интервью вы сказали мне, что еще подростком начали изучать различные религиозные и философские учения.
– Да, я интересовался некоторыми восточными духовными традициями – буддизмом и индуизмом. Также читал немного о философии, особенно увлекала меня школа стоиков. К буддизму и индуизму интерес пропал быстро, и хотя в возрасте 12–13 лет я был довольно восприимчивым к новым идеям, эти две религиозные системы казались мне слишком странными. Чувствовал, что нет истины ни в индуизме с его многобожием, ни в буддизме с его отрицанием Бога. Я верил, что Бог существует и Он един.
– Почему же вас не заинтересовало христианство?
– Я не видел ничего ценного в тех христианских течениях, которые были мне доступны, будь то прыгающие и кричащие телеевангелисты, уверявшие зрителей, что те могут «купить» путь в Царство Небесное, или постоянные лицемерие и самодовольство людей, которых я встречал каждый день. Я не видел христианства, которое могло бы предложить что-то существенное. Конечно, тогда я неверно понимал христианское богословие. Идея о Святой Троице казалась слишком запутанной, а западное понимание распятия Спасителя и искупления Им человечества представлялись лишь уловками, чтобы люди не обращали особого внимания на свои недостатки и не прикладывали усилий для исправления своей жизни.
– Что в особенности привлекло вас в исламе?
– Ислам предлагал то, что я как раз искал, – дисциплину. И более-менее понятное богословие… Казалось, что ислам исторически не имел такого багажа, как у христианства: рабство, расизм, фанатизм, крестовые походы, инквизиция и нетерпимость ко всем – все то, в чем христиан обвиняли на протяжении веков. В духовном смысле ислам предлагал поклонение Богу, в котором задействованы ваш голос, ум и тело, «а не просто размахивание руками в воздухе с криками и пением». Наконец, в исламе есть практика под названием зикр, что переводится как «поминание», «удержание в уме». Практикующие зикр стараются очистить свой ум от всего и думать только о Боге. Они многократно повторяют короткие молитвы, призванные помочь им находиться в присутствии Божием. Но, конечно, в центре ислама – намаз, то есть совершаемая пять раз в день молитва, обязательная для каждого мусульманина.
Ислам и рабство
– Итак, с 14 лет вы начали ходить в мечеть. Какой там в то время был контингент?
– В основном это были афроамериканцы, а также выходцы из Ближнего Востока и Азии.
– Согласно опросу, сделанному несколько лет назад, 59% новообращенных в ислам жителей США – афроамериканцы. Как вы думаете, почему так много афроамериканцев принимают ислам?
Некоторые причины перехода афроамериканцев в ислам схожи с теми, по которым я и многие неафроамериканцы в свое время перешли в эту религию. Об этом я уже сказал. Но у афроамериканских общин ситуация более уникальная. Исходя из моего собственного опыта, разговоров с людьми и прочитанной литературы могу сказать, что переход множества афроамериканцев в ислам видится как попытка возврата к своей культуре, которую они утратили, когда их предки были захвачены, взяты в рабство и увезены в западное полушарие и в результате лишены исконных традиций и идентичности. Это способ избавиться от навязанного им евроцентризма. Христианство стало синонимом угнетения и притеснения, которые испытали афроамериканцы на Западе.
– Но ведь именно исламские работорговцы поехали в Африку, взяли в рабство африканцев для продажи европейцам… Разве не так?
– Да, исламская работорговля началась еще в VII веке с возвышением исламской империи и продолжалась в некоторых местах до XX века, например, в Саудовской Аравии, Сомали, Судане, где до сих пор фиксируются случаи торговли людьми. Арабская исламская работорговля охватывала обширные территории, включая Восточную и Западную Африку южнее Сахары (основной поставщик), Центральную Азию, Средиземноморье и даже Восточную Европу. Работорговля распространилась до таких северных земель, как Британские острова и Исландия. Америка на заре своего существования пала жертвой работорговцев-мусульман из так называемых Варварских королевств – независимых исламских государств, существовавших вдоль побережья Северной Африки.
Хотел бы сказать, что исламский закон не разрешает брать в рабство мусульман, родившихся свободными. Разрешается брать только мусульман, родившихся рабами, и взятых в плен немусульман. Этим объясняется тот факт, что большинство рабов составляли жители территорий, граничивших с исламскими империями, включая, конечно, и христиан.
– Сегодня мы видим, как ИГИЛ и другие радикальные группы захватывают, порабощают, продают женщин и не только… Такие практики разрешаются в Коране и хадисах?
– Да. Они определенным образом предписываются Кораном и хадисами. ИГИЛ и другие группировки смотрят на совершаемые ими злодеяния как на священную войну. Все женщины-немусульманки, попадающие к ним в плен, становятся их собственностью, даже если это замужние женщины. Коран называет таких пленников словами «чем владеет ваша правая рука». В аяте (стихе) 24 четвертой Суры читаем: «Запрещены вам замужние женщины, кроме пленниц, которыми овладели ваши десницы, взятых в плен во время войны с неверными». Я процитировал часть из пространного отрывка, где говорится о женщинах, с которыми мусульманину разрешается вступать в сексуальные отношения.
Есть еще цитата из Суры 33 аята 50, где говорится от лица самого Аллаха: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и [невольниц], которыми овладела твоя десница». Могу привести еще множество примеров, но думаю, вы и так видите, как священные книги ислама одобряют совершение злодеяний.
Конечно, мусульманин может со мной поспорить и сказать, что эти аяты относятся лишь к историческим событиям времен Мухаммеда. Но проблема в том, что ислам смотрит на Коран как на неизменное и вечное слово Аллаха. Поэтому, если весь Коран абсолютно совершенен, будучи непогрешимым словом Аллаха, напрямую продиктованным Мухаммеду, то как он может применяться лишь к определенному событию или моменту?
– Это очень интересно, особенно в свете перехода многих афроамериканцев в ислам в наше время. Ведь до ислама история христианства была тесно связана в том числе и с Африкой.
– Да. Христианство глубоко укоренилось в Африке еще с самого начала церковной истории. А в Евангелии от Матфея мы находим, что Сам Господь с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом бежали в Египет. Еще находим эфиопа, которого встречает апостол Филипп, о чем говорится в книге Деяний. Александрия является одним из древнейших Патриархатов. У нас есть такие великие святые Церкви, как Афанасий Александрийский, Антоний Великий, Моисей Мурин, Мария Египетская, блаженный Августин и многие другие. По моему мнению, это преступление, что богатая история христианства в Африке была забыта, и дерзну сказать, что она преднамеренно отброшена христианами западных церквей.
– Каковы существенные различия между учением «Нации ислама» и Луиса Фаррахана – нынешнего лидера этой организации – и «ортодоксальным исламом»?
– Различий очень много. Но самое ошеломляющее состоит в следующем: «Нация ислама» верит, что чернокожий человек – божественен, а белый человек генетически создан сумасшедшим ученым Якубом (арабская форма имени «Иаков»), который будто бы родился в Мекке и создал бледную диавольскую расу «через научный эксперимент на греческом острове Патмос». Якуб якобы сделал это после того, как поссорился с Богом. Одного этого положения достаточно, чтобы ясно понять, что идеи «Нации ислама» не будут признаны ортодоксальным исламом.
– Значит, последователи «Нации ислама» не признаются членами ортодоксального ислама?
– Конечно, нет.
«Я старался быть благочестивым»
– Возвращаясь к вашей истории: что вам потребовалось, чтобы официально стать мусульманином в 14 лет?
– Очень просто: потребовалось провозглашение шахады – формулы с изложением двух основных догматов ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
– И это все, что требуется повторить в присутствии имамов и других свидетелей?
– Нужно было как минимум иметь свидетелями двух взрослых мужчин-мусульман.
– Ходили ли вместе с вами в мечеть другие белые новообращенные мусульмане?
– Да, их было несколько. Один из них теперь является сооснователем одной национальной исламской организации, о которой много писали в прессе за последние годы. Однако я был тогда для них каким-то не совсем обычным явлением, если принять во внимание мой совсем юный возраст и то, что моему обращению в ислам не предшествовала никакая миссионерская работа мусульман. Кажется, среди белых новообращенных мусульман было больше женщин. По моим наблюдениям, этому поспособствовали браки с исламскими мужчинами, эмигрировавшими из других стран.
– И вы с 14-летнего возраста стали стараться жить благочестивой жизнью мусульманина. Как строго вы соблюдали правила, и какими были ваши практики?
– Я не думал о себе как о благочестивом. Вы правильно сказали: старался быть благочестивым. Хотел стать ближе к Богу. Можно сказать, я был гораздо более строг к себе, чем средний мусульманин, рожденный в этой вере. Это обычное явление среди людей, перешедших в веру, в которой не воспитывались, – по крайней мере, какое-то время они будут особенно усердными.
Я хотел всецело погрузиться в ислам. Изучал все, что мог. Поэтому в возрасте 18 лет покинул свой родной город и переехал в другой штат, чтобы учиться в исламском медресе (семинарии). Там остался на три года. Изучал грамматику арабского языка, Коран, хадисы, исламское право и историю. Кроме того, молился пять раз в день. Также читал дополнительные молитвы, которые хотя и поощрялись, но не были обязательными. Я постился в месяц Рамадан и соблюдал пост в течение всего года помимо Рамадана. Соблюдал все предписания в еде, в самоочищении, воздерживался от внебрачных половых сношений и даже старался не здороваться с женщиной за руку, не смотреть ей в лицо, если это была не моя родственница.
Большая часть жизни мусульманина – это соблюдение Сунны. В Сунне рассказывается о деяниях Мухаммеда и прописывается каждый аспект жизни мусульманина: как есть, спать, пить, одеваться, говорить, пользоваться туалетом, даже как женатому мужчине наказывать свою жену. Я от всего сердца старался соблюдать все, что только мог.
Как повлияли на ислам христианские ереси
– Джордж, думаю, многие христиане согласятся с тем, что Коран и ислам в целом неверно интерпретируют православное христианство. С какими течениями еретического, неправославного христианства сталкивался Мухаммед в своей жизни и откуда почерпнул эти идеи?
– Большая часть мусульман склонна объединять всех, кто называют себя христианами, – даже таких сектантов, как мормоны и свидетели Иеговы, – в единую однородную группу. Доисламская Аравия, особенно область, где родился Мухаммед, известная как Хиджаз, была преимущественно языческой. Но в этом регионе жили и христианские меньшинства. В жизнеописании Мухаммеда приведены несколько случаев его встреч с христианами. Трудно сказать, насколько православными были их верования. Но, судя по Корану, хадисам и их ошибочному пониманию христианства, можно предположить, что по крайней мере некоторые из этих христиан были еретиками.
В молодости Мухаммед сопровождал своего дядю по имени Абу Талиб в Босру (Сирия). Там Мухаммед встретил христианского монаха по имени Бахира. Этот Бахира заметил, что, куда бы ни шел Мухаммед, его покрывало облако. Монах подозвал к себе Мухаммеда и сказал ему, что Бог избрал его последним пророком.
Исламские источники утверждают, что у Бахиры имелись экземпляры «первоначального Евангелия, свободные от ошибок и добавлений», которые якобы содержали пророчества о приходе Мухаммеда. Бахира, согласно некоторым источникам, был связан с другим монахом, именем Сергий, который, по одним данным, был несторианином, а по другим – арианином. Исходя из моих знаний об арианстве и несторианстве, я бы сказал, что Мухаммед находился под влиянием арианства с его отрицанием божества во Христе – точно так же относятся к Спасителю мусульмане.
Из других рассказов о Мухаммеде мы узнаем, что, когда он получил первое откровение в пещере якобы от ангела Джабраила, то пришел в смущение и страх, так что его первая жена Хадиджа повела его к своему двоюродному брату. Ее двоюродного брата звали Варака ибн Навф; он был христианином, а по некоторым сведениям – несторианским священником. Когда Мухаммед рассказал ему, что с ним случилось, Варака ответил, что он (Мухаммед) – последний пророк, о котором предсказано в Писаниях. Есть и другие свидетельства о встречах Мухаммеда с христианами, но все они имеют одну и ту же тему: христиане якобы подтверждают, что Мухаммед есть последний и величайший пророк, что об этом будто бы было предсказано, но поскольку христиане и иудеи изменили тексты своих Писаний, то пророчества о приходе Мухаммеда были удалены или изменены.
– Согласно мусульманам…
– Да, по версии мусульман. Согласно еще одному рассказу, византийский император Ираклий (610–641) признает Мухаммеда истинным долгожданным пророком и говорит, что все христиане должны принять ислам. Интересно, что некоторые аяты Корана были прямо взяты из апокрифов. Одним очевидным примером является отрывок из так называемого «Евангелия детства» апостола Фомы, где говорится, что, когда Иисус был отроком, Он сделал глиняных птичек, вдохнул в них жизнь и они начали шуметь и летать. Теперь сравним этот рассказ с аятом 110 пятой Суры Корана: «Тогда Аллах скажет: “Иса, вспомни о благах, что Я даровал тебе и твоей матери: Я укрепил тебя Святым Духом, ты говорил с людьми с колыбели [когда другие дети еще не разговаривают], а в зрелые годы обладал неописуемым красноречием; Я научил тебя письму, мудрости, Торе и Евангелию; из глины ты лепил подобие птицы, вдыхал в нее жизнь, и она тут же становилась живой птицей с Моего позволения».
– Это очень схоже с апокрифическим текстом Фомы. Хорошее замечание. Готовясь к нашей беседе, я среди еретических течений IV века нашел арабскую секту под названием коллиридиане, которые поклонялись Деве Марии как богине. Некоторые мусульмане считают, что Коран возражает именно этой секте, потому что Коран понимает Троицу как Отца, Марию и Сына.
– Точно! Есть одна интересная традиция, вероятнее всего связанная с коллиридианами. За несколько лет до смерти Мухаммеда, когда он вернулся победителем в Мекку (знаменитое «Завоевание Мекки»), он в первую очередь очистил Каабу (важнейшее святилище ислама в Мекке) от сотен идолов, найденных внутри и снаружи. По преданию, Мухаммед вошел в Каабу и приказал выбросить из нее всех идолов и уничтожить все изображения, но изображение Христа с Богородицей, окруженных ангелами, оставить. Позднее он все же нехотя убрал это изображение. Так что наличие картины Христа с Богородицей в языческом храме того времени может вполне свидетельствовать о присутствии еретической группы наподобие коллиридиан.
– Получается, что Мухаммед ошибочно считал, будто христиане поклоняются трем Богам: Богу-Отцу, Матери-Марии и Сыну Иисусу, а не единому Богу в трех лицах? Конечно же, православное христианство отвергает эту идею тритеизма, то есть что Бог троичен по существу (три лица Святой Троицы – три Бога).
– Да, я бы сказал, что это так. В одной из биографий Мухаммеда упоминается прибытие делегации арабских христиан, приехавших поговорить с ним. Рассказчик сообщает, что христиане спорили о природе Христа, и затем пишет: «Они утверждают, что Он третий из Трех, поскольку Бог говорит: “Мы сотворили, Мы повелели, Мы создали и Мы постановили”, и они говорят: “Если бы Он был Един, то сказал бы: Я сотворил, Я создал и так далее”, но Он есть Он, то есть Бог, Иисус и Мария».
В Коране аят 73 пятой Суры как раз связан с этим утверждением. Он звучит так: «Поистине, впали в неверие те, кто сказал: “Аллах (Бог) – третий из трех”».
– Подобным же образом (поправьте меня, если я ошибаюсь) Коран отвергает отцовство Бога-Отца и сыновство Иисуса в христианском их понимании. Мусульмане считают, что, согласно вере христиан, Бог-Отец вступает в физические отношения с Марией для рождения Бога-Сына. Конечно, это крайнее заблуждение не имеет ничего общего с христианским учением.
– Да, именно. Относительно этого в аяте 88 19-й Суры Корана говорится: «И сказали [некоторые]: “У Всемилостивого есть ребенок”».
Это недоразумение возникло из-за веры политеистов Аравии в то, что ангелы и даже их идолы появились благодаря некоему физическому контакту Бога. Поэтому, думаю, Мухаммед мог понимать термин «Сын Божий» чисто по-человечески, через понятие о половом размножении. Следовательно, многие мусульмане стали думать, что христиане верят в зачатие Сына от Отца человеческим путем. Конечно, это совершенно нелепое и кощунственное понимание.
– Да, мусульмане также отрицают, что Христос был распят на кресте. Коран нигде не говорит об искупительной жертве Христа, о Его страданиях ради спасения человечества. Вот одна из лучших цитат, подтверждающих это, – Сура 4, аяты 157–159: «Гнев Аллаха обрушился на них за их ложь: они говорили, что будто бы убили Ису, сына Марйам, посланника Аллаха. Но он не был убит ими и не был распят, как они измышляли. Им всё это лишь представилось. Они думали, что убили и распяли самого пророка. На самом деле они убили и распяли другого, похожего на Ису. Потом они сами спорили: убит был Иса или другой. Они все пребывают в сомнении об этом. У них нет об этом никакого знания, а есть только предположения. Они не были уверены, что убили именно его. Они его не убили. Аллах вознес Ису к Себе и спас его от врагов. Он не был распят и не был убит. Поистине, Аллах Всемогущ, Велик и мудр в Своих деяниях! И, поистине, из людей Писания нет никого, кто бы не понял истину об Исе до его смерти – что он был раб Аллаха и Его посланник. Они уверовали в него, но поздно – время уже ушло. И в Судный день Иса будет свидетельствовать против них в том, что он раб Аллаха и Его посланник и что он передавал Послание своего Господа».
– Да, Вы абсолютно правы! Еще могу добавить, что, согласно некоторым исламским комментаторам, Бог изменил внешность Иуды Искариота, чтобы тот был похож на Христа. Таким образом, распят был, по их мнению, не Христос, а Иуда…
Коран нигде не говорит об искуплении и спасительной жертве Христа, потому что ислам отрицает, что Иисус есть Сын Божий. Последователи ислама не признают Божество Христа, не признают цели Его воплощения и нашего спасения через Него. Вся формула спасения в исламе сводится, по большому счету, к провозглашению шахады («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его») и добрым делам.
Учение не-любви
– Как мы знаем, христианство основано на любви. В разговоре до нашего интервью вы упомянули, что в исламе отсутствует учение о любви и милосердии Бога к человечеству или единения Бога с человеком. Наоборот, отношения человека и Бога можно охарактеризовать как отношения раба и хозяина. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
– Чтобы понять, как мусульманин или мусульманка будет видеть свои отношения с Богом, важно знать, какова цель сотворения человека в исламе.
В аяте 56 суры 51 Корана говорится: «Я не создал джиннов (невидимых духов) и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу». А аят 7 суры 11 гласит: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше».
Думаю, эти два стиха в целом демонстрируют, как понимает ислам, для чего был создан человек. Первое – исполнить то, что нужно Богу: чтобы Ему поклонялись в соответствии с исламом; и второе – участие в своего рода соревновании: кто совершит больше добрых дел. Эти две мысли часто повторяются в Коране и хадисах. Таким образом, человек обязан поклоняться Богу и тем самым умиротворять Его, а также доказать, что он достоин Божией милости: если он докажет, то будет вознагражден. К этому сводится цель человеческой жизни. Все это сильно контрастирует с тем, как понимается цель сотворения и жизни человека в православном христианском учении, согласно которому человек призван к общению и единению с Богом, быть причастником Божественной любви и стать богом по благодати.
– Вы мне также говорили, что охарактеризовали бы Бога в исламе, то есть Аллаха, как тирана.
– Да. Это сложно объяснить за короткое время, но постараюсь. Согласно Корану, Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, а кого хочет – сбивает с пути (эта фраза повторяется бесчисленное количество раз). Сейчас приведу одну известную цитату слов Мухаммеда: «Один человек спросил: “О, посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?” Пророк сказал: “Да”. Человек спросил: “Так ради чего же люди стараются делать добрые дела?” Пророк ответил: “Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)”».
Еще один отрывок посвящен тому, как формируется зародыш в утробе своей матери. «Через 42 дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придает ей предварительный внешний облик и создает у зародыша слух, зрение, кожу, плоть и кости, а потом говорит: “О Господь мой, мальчик или девочка?” – и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает. Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет срок его жизни?” – и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает. Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет его удел (рай или ад)?” – и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает. А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя».
Думаю, по этим двум цитатам виден фаталистический аспект ислама. Сура 7, аят 179 Корана гласит: «Мы сотворили много джиннов и людей, которые войдут в ад в Судный день». Мы видим, что среди сотворенных Богом людей многие специально созданы для ада. И это повторяется в Коране много раз. «Побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни». Из всего приведенного можно сделать вывод, что в исламе мы имеем дело не со справедливым Богом. Вместо этого нас учат, что Создатель сконструировал все как механизм, где никто, включая и Самого Бога, не сможет отклониться с точно заданной программы.
Всё подчиняется судьбе, причем до такой степени, что дела, воспринимаемые нами как результат нашей свободной воли, на самом же деле были прописаны за нас. Согласно исламу, человечеству дана иллюзия, что оно имеет свободную волю, хотя на самом деле никакой свободной воли нет. Поэтому любое суждение о любви и милости такого Бога можно считать малозначительным и даже игнорировать.
– То, о чем вы сейчас рассказали, перекликается, кстати, с учением Жана Кальвина о предопределении. Вы мне также говорили, что в исламе идеи любви и милосердия сильно отличаются от того, что мы находим в Православии. Можете нам это разъяснить?
– Одно из таких различий можно найти, спросив любого христианина, знакомого со Священным Писанием: любит ли Бог грешников и нехристиан? Ответ будет: «Конечно, да». Христианин может привести множество цитат из Нового Завета, например: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8). И, конечно же, эти слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35).
К сожалению, на протяжении веков и до настоящего времени евангельские заветы о любви многими христианами не воплощаются в жизнь, за что мы, разумеется, будем отвечать. Но я сейчас говорю об отличии священных текстов христианства и ислама.
В суре 2, аяте 276 Корана говорится: «Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников». А вот сура 3, аят 32: «Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику”. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих». А вот предыдущий аят той же суры: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи”». Мы видим, что, согласно Писанию, любовь в христианстве – настоящая, безусловная, поистине Божественная любовь, над которой посмеется любой средний мусульманин (и я смеялся в свое время). В исламе же любовь условная, обусловленная. В исламе Аллах имеет 99 имен, или свойств, и лишь одно из них звучит как «любящий». Но в Библии через Святого Духа мы знаем, что Бог есть любовь, что Он создал нас только по Своей безграничной любви, искупил нас через Своего Сына и дал нам возможность по благодати быть Его чадами и называть Его своим Отцом.
«Мусульманство ограничивает Бога»
– Да, в исламе и христианстве мы наблюдаем совершенно разные духовность и характер. Джордж, будет ли справедливым сказать, что в исламе у вас все же не было опыта и жизни в вере, а было лишь следование молитвенным правилам, соблюдение постов, исламского закона и просто послушание?
– Да, полностью согласен с этим утверждением. В исламе есть течение под названием суфизм, который содержит учение о единении человека с Богом, но идеи суфизма по отношению к традиционному исламу считаются в лучшем случае спорными, а некоторые даже еретическими и богохульными.
Поскольку в исламе не существует учения о Боге, обитающем в Своем творении через Святого Духа, познать Бога в этой религии невозможно. Когда в Коране говорится, что Бог близок к Своему творению, это подразумевается метафорически. Хороший пример – аят 16 суры 50: «И мы ближе к нему (человеку), чем шейная вена».
Это означает, что Бог близок к нам через знание, но речь о реальном присутствии Бога рядом со Своим творением не идет. Даже утверждение, что «Бог везде», является очень спорным на протяжении всей исламской теологии. Точнее будет сказать, что в исламе Бог вездесущ знанием, а не Своей сущностью; Он над Троном Своей сущностью.
– Были ли положительные стороны вашей жизни в исламе?
– Да, твердо верю, что ислам дал мне направление в жизни, в котором я так нуждался. Он дает это направление многим людям и сегодня. Вряд ли кто-то будет спорить, что это плохо, если ваша жизнь строится вокруг веры в единого Бога, вокруг молитвы, поста и дел милосердия. Особенно если сравнивать эту жизнь с альтернативой, которую предлагает нам окружающий мир, – жизнь без какого-либо знания о Боге и без высокой нравственности.
Проблема в исламе, на мой взгляд, заключается в том, что он тормозит духовный рост человека. Считаю, что без признания, веры и исповедания истинного Бога, явившего Себя в Святой Троице, мусульманин невольно ограничивает Бога и создает идола, и это ограничение отражается на мировоззрении человека, на его видении ближних. Думаю, что то, как человек видит Бога, влияет на его жизнь и миропонимание.
– Оглядываясь на свою жизнь в исламе, вы можете сказать, что эта жизнь была лишена опытного знания Бога?
– «Опытного» знания Бога было очень мало. Верил, что Бог существует, что я должен поклоняться Ему, но, как было сказано выше, исламская идея Бога не позволяет человеку познать Его.
Бог Израиля не до конца открывал Себя людям и не был познаваем людьми в полной мере. Но все изменилось с воплощением Слова Божия – Господа нашего Иисуса Христа, и это стало величайшим событием в истории и огромным шагом вперед для человечества. Но вот проходит шесть веков, и появляется Мухаммед, который (в некотором смысле) поворачивает ход истории вспять отрицанием воплощения Сына Божия и Его спасительного служения. По сути, Мухаммед вернул своих последователей обратно под власть закона и лишил их знания истины о Боге, явленной в единородном Сыне Божием и Святом Духе.
– Вы мне до беседы сказали интересную вещь: соблюдая внешние предписания ислама, внутри чувствовали себя своего рода «монстром». Расскажите поподробнее.
– О да. В исламе такое огромное внимание уделяется соблюдению внешних обрядов, что необходимость духовного развития и роста зачастую игнорируется. Отсутствие духовного возрастания влияет на то, как мы обращаемся с нашими ближними. Это случилось со мной, и я видел, что то же самое было с очень многими другими людьми. Чувствовал такое глубокое самодовольство внутри себя, что я соблюдаю все внешние обряды и законы ислама. И это самодовольство переросло в настоящее фарисейство. Все это достигло таких масштабов, что я свысока стал смотреть не только на немусульман, но даже на тех, кто всю жизнь меня любили и заботились обо мне. В итоге я превратился в чудовище…
– Обобщая, можно ли сделать вывод, что ислам воспитывает в верующих чувство фарисейства, когда они начинают осуждать и критиковать других людей вместо того, чтобы их любить?
– Да, такое возможно. И я своими глазами видел это не один раз, было это и со мной. В суре 5 аяте 51 говорится: «Верующие, не берите в авлия (близкого друга, приближенного) иудеев и христиан. Одни из них авлия для других. Кто из вас будет брать их себе в покровители, тот – из них. Притеснителей и тиранов [очевидных грешников] Всевышний не наставляет на верный путь».
Такие стихи формируют в верующих систему отношений: «мы – они». Отсюда фанатичное рвение ради нахождения на правильном (в исламе: «прямом») пути, а также недоверие, паранойя и презрение к любым немусульманам и даже некоторым собратьям по вере.
Мир или война?
– Поговорим теперь о другом. Многие утверждают, что ислам – это религия мира, слово «джихад» означает всего лишь духовную борьбу, а группировки типа «Аль-Каиды» и ИГИЛ просто прикрываются религией. Об этом очень много говорят сегодня. Что вы лично слышали о джихаде и учении Корана «за кулисами» на эту тему?
– Слово «джихад» прежде всего означает борьбу в общем смысле, но также и в военном и духовном. Однако в большинстве случаев при упоминании джихада в исламе подразумевается военный смысл. В Коране и Сунне употребляется специальное слово: «китал», то есть «бой», «сражение».
Я не верю, что упомянутые вами группировки лишь прикрываются религией. В священных книгах ислама можно найти много мест, где их злодеяния оправдываются. Вот только однозначно трактовать эти тексты непросто. Одни ставят их в контекст исторических событий, когда писался Коран, и что они якобы не имеют актуальности для мусульман в наше время. Однако другие верят в то, что Коран есть вечное и неизменное Божественное Слово, ни одна часть которого не может потерять актуальности.
«За кулисами» же большая часть встречавшихся мне мусульман были равнодушны к исламским террористам. Они не будут ни восхвалять, ни особенно осуждать деяния радикалов. Да и публичное осуждение исламских террористов мне встречается крайне редко. Даже если завести разговор о равнодушии мусульман к данным событиям, они станут защищаться и припомнят, например, крестовые походы, чтобы оправдать бесчинства террористических группировок. В связи с этим мне кажется немного странным, что некоторые христиане, включая и покойного папу Иоанна Павла II, до сих пор извиняются за крестовые походы. Как часто мы слышим публичные осуждения мусульманами тех ужасов, которые их собратья по вере творили во имя ислама? Турция до сих пор отрицает геноцид армян, а Саудовская Аравия – родина и средоточие ваххабизма – печально известна всеми видами нарушений прав человека, и с этим ничего не делается.
– Джордж, вы бы назвали радикальную террористическую деятельность обсуждаемых нами группировок их личным радикальным выбором? Или это норма, согласно учению ислама?
– Принимая во внимание огромное число мест из священных текстов ислама, одобряющих насилие против немусульман, а также историческую реальность, показывающую, что ислам с самого начала использовал силу и террор для своего распространения, я не знаю, какой может быть другой вывод, кроме одного: да, это норма для ислама, а не исключение.
Скажу даже больше: чтобы лучше понять ислам, на него следует смотреть не совсем как на религию, а больше как на политическое движение, находящееся под сильным воздействием языческой и бедуинской культуры эпохи Мухаммеда с легкой примесью иудео-христианских оттенков, чтобы дать ему легитимность в арабском мире.
На пути ко Христу
– Вернемся теперь к вашему пути к Православию. Я знаю, что ваша мать (вечная ей память) умерла довольно рано – в возрасте 50 лет, когда вы были еще очень молоды. Как это событие сказалось на ваших отношениях с исламом?
– Да, это потрясло меня, как можно себе представить, и заставило задать себе сложные вопросы. Ислам абсолютно однозначен относительно загробной участи немусульман. Меня ужасала мысль о том, что моя мать, которая любила Бога и была одним из самых любящих и добрых людей, которых я когда-либо знал, должна быть осуждена на вечные муки только за то, что не была мусульманкой.
Вечером того дня, когда она умерла, я пошел в мечеть помолиться, подумать и найти покой. Там встретил своих собратьев по вере и рассказал им о случившемся. Вместо соболезнований первое, что я услышал, был вопрос: приняла ли она ислам? Когда я ответил, что нет, реакцией было: «Ох, как же жаль. Но, думаем, на то была воля Аллаха».
Я чувствовал себя крайне отвратительно. Но ведь так учит ислам, – думал я, – как же я могу с ним спорить. Остается только одно: если я начинаю сомневаться в исламе, значит, это со мной что-то не так. Я изо всех сил старался отгонять эти мысли, но они не ослабевали.
– Так вы стали отдаляться от ислама и от религии вообще?
– Конечно, не было такого, чтобы я встал однажды утром и сказал: все, с исламом покончено, забываю его раз и навсегда. Нет, это был постепенный процесс, занявший годы.
На протяжении долгого времени я смотрел на жизнь только глазами ислама. Всецело посвятил себя учениям ислама и вере в Бога по исламу. Иногда даже молился, чтобы лучше уйти из жизни прямо сейчас, чем умереть вне ислама. Ислам имел такое огромное воздействие на мою душу и разум, и вдруг я стал все это терять. Стал отказываться от всего, что меня определяло. А ведь ранее я не просто был верующим последователем ислама, а даже учился на имама – исламского клирика. Преподавал ислам, проповедовал его, приглашал других людей в ислам – и вдруг сам стал от него отворачиваться… В итоге оказался с сильным чувством горечи: и по отношению к исламу, и к религии, и к тому периоду в жизни.
– И что случилось дальше?
– В моей жизни образовалась огромная пустота. Так много времени искал Бога и думал, что нашел Его, но в итоге пришел к выводу, что был не прав. Чувствовал умственное и духовное изнеможение. Ощущал себя преданным Богом. Внутри был только мрак. Я продолжал верить в некую высшую силу, но вера в истинного Бога-Личность была поколеблена. Не знал, как вернуть прежнее состояние, а может быть, и не очень хотел.
– Будет справедливо сказать, что вы испытали серьезный кризис веры.
– О, да!
– Как думаете: почему?
– После смерти матери, событий 11 сентября и их последствий, моей борьбы с исламом и с жизнью вообще я вдруг стал смотреть на мир по-взрослому. Как говорит апостол Павел: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13: 11). Можно сказать, я вырос из ислама, его обрядов, законов и идеи Бога. Чувствовал, что вся структура и дисциплина бессмысленны, если они не ведут к чему-то, но у меня пока не было разгадки, к чему они должны привести.
– Расскажите, что происходило в вас и как вы обратились ко Христу.
– Я пребывал в состоянии неопределенности. Казалось, что духовно был мертв, а личная жизнь была полна ненависти и невыразимой злобы. Я не молился очень долго и думал, что если начну молиться, то какой в этом толк? Что я скажу? Как подойду к этому делу? И есть ли Кто-нибудь, слушающий меня?
Стал читать книги по философии, как я делал в далеком отрочестве, пытаясь найти хоть какой-нибудь смысл всему и, может быть, самому ответить на вопросы. И вот однажды увидел необычный сон (надо сказать, что снам и видениям дотоле не придавал никакого значения). В том сне я почувствовал присутствие Христа. Я не видел Его, только чувствовал, что Он рядом. Было так, словно Он хотел приблизить меня к Себе, но я постоянно Его отталкивал, отвергал Его – и затем услышал рыдание. Проснувшись, не знал, что с этим делать. Не считал себя духовно опытным, чтобы толковать такие сны.
Поначалу не придал значения этому странному сну. Но, спустя какое-то время, гуляя по улице, я вдруг ни с того ни с сего стал повторять молитву Господню. До этого я не учил ее наизусть. Позже, находясь у себя дома, я физически почувствовал, что меня сдавливает какая-то сила и тянет вниз. Я стал громко плакать. Пал на колени у края кровати и закрыл лицо руками. Тут что-то подействовало на меня, и из груди вырвались слова: «Иисус Христос, если Ты здесь, то помоги мне!»
Еще несколькими месяцами позже увидел во сне апостола Павла. Павел шел в Дамаск, как было описано в Деяниях апостолов. И вдруг я увидел, как он падает на землю. Я посмотрел ему в лицо, но вместо лица Павла вдруг увидел свое! Тогда понял, что все это не может быть простым совпадением. Чувствовал, надо что-то делать, хотя разум велел мне все взвесить и прийти к рациональному решению. Однако нечто внутри меня говорило: скажи своему разуму заткнуться и хотя бы раз в жизни послушай свое сердце!
– Расскажите теперь, как вы узнали о православном христианстве и что привело вас в Православие после более 20 лет пребывания в религии, враждебной христианству.
– После всего пережитого я все еще не знал, что делать. Не знал, куда податься. Меня не интересовала ни одна из тысяч христианских сект. Я не искал эмоционального возбуждения, мне нужно было нечто реальное.
Помню, с моей девушкой посещали ярмарку штата, где мы живем (с тех пор она стала моей женой и редким примером христианской любви, терпения, доброты и понимания). Мы остановились рядом с христианским ларьком, где раздавали Библию. Я подошел, рассказал о себе, и они дали мне экземпляр Библии, предложив также прочитать «молитву грешника». Люди казались милыми, но что-то в них было не так. Внутренний голос сказал мне продолжать поиски.
Читая Новый Завет, я стал интересоваться, сохранилась ли где-то историческая Церковь. Все христианские деноминации вокруг меня претендовали на то, чтобы называться собственно Церковью. Имея опыт пребывания в исламе, я ценил религиозную традицию и историческую преемственность, но не видел этого ни в одной деноминации. Католическая церковь казалась единственной церковью, сохранившей связь с апостолами и первыми христианскими общинами. Однако у меня по ряду вопросов было внутреннее несогласие с католицизмом.
Как-то я набил в интернет-поисковике следующие слова: «древняя христианская Церковь, первые христиане». Стал смотреть результаты, и мое внимание привлек сайт одной православной юрисдикции. На сайте была цитата из книги Деяний апостолов: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11: 26). Я наконец-то увидел связь между исторической общиной верующих во Христа и конкретным местом. Был заинтригован и пожелал узнать, во что верует эта Церковь, каковы ее связь с первыми христианами и особенности богослужения. Стал больше читать о Православной Церкви, ее вероучении, обрядах и истории. Тогда сказал сам себе: «Вот какими должны быть христиане!» И с тех пор неоднократно повторял: «Как жаль, что не узнал об этой Церкви много лет назад».
Чем больше я узнавал, тем больше все прояснялось. Должен сказать, что одно из учений Православия, которое меня реально захватило, – это учение о теозисе, то есть «обожении» человека по благодати. Оно оказалось средоточием жизни христианина. Затем я связался со священником местной православной церкви, встретился с ним и где-то через год стал оглашенным.
«Вера в Бога не может быть чисто интеллектуальной»
– Что же привело вас в Православие в первую очередь: духовный опыт, связанный с личностью Самого Христа, или еще и интеллектуальный поиск?
– И то, и другое. Но духовный опыт, несомненно, сыграл решающую роль в моем обращении в христианство, в отличие от моего обращения в ислам в отрочестве.
Всю свою жизнь я привык все тщательно обдумывать и рационализировать, это касается даже духовных вопросов, что может пагубно сказаться на ищущих Бога. Для меня это оказалось явным препятствием. Вера в Бога не может быть чисто интеллектуальной.
Однажды около года назад, сидя дома, я всматривался в икону Распятия Господня. Мой взор задержался на положении Его рук. Вдруг что-то как током ударило меня: тело Его не выражало боли и мук. То есть я ни в коем случае не умаляю всю ужасную боль и страдание распятия, но в эту минуту я увидел нечто превыше этого. Я увидел нечто прекрасное – как будто Иисус говорил мне: «Я совершил это для тебя и для всего мира, потому что люблю тебя и хочу, чтобы ты пришел ко Мне и следовал за Мною». Это чувство просто сразило меня. Подобное я испытывал в детстве: бывало, ушибешься, и мать, услышав мой плач, спешит ко мне. Я вижу ее протянутые руки, она обнимает меня, и меня охватывает чувство спокойствия, любви и безопасности.
– Забыл спросить вас об этом раньше. Ислам отрицает Божество Святого Духа, не так ли?
– Да, это так. Святой Дух упоминается в Коране, но подразумевается архангел Гавриил. Ислам верит, что он и есть «Святой Дух».
– Приходилось ли вам преодолевать себя, познавая основные христианские догматы, которые отвергает ислам: о Пресвятой Троице, о единородном Сыне Божием и Святом Духе как Лице Святой Троицы?
– Конечно, у меня была внутренняя борьба. Огромная задача стояла передо мной: перерождение – ума, души, всего того, кем я был, и того, как я видел окружающий мир. Ислам отвергает все, что для христианства считается фундаментальным. Самый значимый пример – это отрицание мусульманами Божества Христа и Его распятия. Даже форма имени Иисуса, употребляемая в Коране, отличается от формы, употреблявшейся арабоязычными христианами на протяжении веков до прихода ислама.
Вопрос о том, кого мусульмане называют Христом и Кого называют Христом христиане, может кому-то показаться тривиальным, но он очень важен. Потому что Иисус, которого мы находим в исламе, и Тот, Кого мы знаем как Господа и Спасителя Мира, – не одна и та же личность. Теперь, когда я слышу от мусульманина, что он тоже верит в Иисуса Христа, отвечаю ему: «Нет, ты не веришь». Есть только один Христос, а не два Христа – «исламский» и «христианский». И если человек не принимает Его и не верует в Него – Такого, Какой Он в действительности есть, то он вовсе не верует во Христа.
В период внутренней борьбы я понял, что чем больше читаю, изучаю, участвую в Литургии и молюсь, тем больше все проясняется. Еще я понял, что Бог как Святая Троица есть тайна, которую нужно просто принять, поверить в нее и следовать Церкви.
Две книги, которые мне очень помогли, – это труд святого Афанасия Великого «О воплощении» и «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина. В целом я узнал и – самое главное – испытал, как прекрасен, величественен и красив Бог – Нераздельная Троица.
– Это здорово! Мы подходим к концу нашей беседы. Расскажите нам теперь о своем опыте православного богослужения и сравните его с опытом исламского богослужения.
– Сперва скажу, что невозможно представить, какой была моя первая Литургия в храме. Все мои чувства были задействованы одновременно. Это было потрясающе. Ощущал себя ребенком. В исламе я не испытывал ничего подобного. Не может быть никакого сравнения. Я чувствовал, что богослужение – взаимное общение людей и Бога: верующие поют и славят Творца, а Он действует через людей.
Внешние обряды в Православии, такие как поклоны, совсем не оказались для меня странными. Но мне понадобилось время, чтобы привыкнуть к иконам. Я прочитал «Слово в защиту священных изображений» преподобного Иоанна Дамаскина. То, как он защищает святые иконы, так меня впечатлило, что с тех пор не стало никаких сомнений по поводу иконопочитания. Это не просто произведения религиозного искусства – они являют собой последствие воплощения Слова Божия.
– Да, я тоже думаю, что это очень важная книга. Рад, что вы читаете ранних отцов Церкви, а не только разъяснения православной веры. И последний вопрос. Изменила ли вас жизнь в Православии, и если да, то как?
– Да, она изменила меня основательно, и этот процесс продолжается. Чувствую, что пока даже не начал понимать истинное значение смерти, погребения и воскресения со Христом. Знаю, что главное внимание в жизни должно быть посвящено умерщвлению прежнего («ветхого») «я», моего прежнего мышления, взгляда на жизнь, на самого себя и ближних. Это чудесный процесс, преображающий и меняющий всю жизнь… Но и страшный одновременно. Ведь я крестился во Христа, и это словно бы передо мной поставили зеркало. Теперь я должен смотреть на себя честно, со всеми своими грехами и недостатками. Бога не обманешь, и для того, чтобы иметь отношения с Богом, нужно в первую очередь быть честным с самим собой.
Первый раз в жизни я понимаю, что такое настоящая любовь. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Нет больше той любви, как если положить свою жизнь: мужу – за свою жену, жене – за своего мужа, родителю – за своего ребенка… отвергнуть себя и положить свою жизнь ради других – это поистине Божие дело, и первым это сделал для нас Господь. Вот где настоящая любовь. Пусть и я, и каждый из нас благодатию Божией претворит ее в жизнь.
С бывшим мусульманином Джорджем беседовал Кевин Аллен
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Оригинал статьи Ancient Faith Radio
24 февраля 2016 г.
Источник: Православие.RU