image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Протоиерей Всеволод Чаплин не считает картину «Последнее искушение Христа» экстремистской

На днях по поручению Генпрокуратуры России началась проверка этой картины на предмет наличия в ней экстремизма. Впрочем, как отметил отец Всеволод, многие верующие «обоснованно высказываются против того, чтобы этот фильм без критической оценки распространялся в общенациональном информационном пространстве…»


Председатель синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин не считает экстремистским фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», сообщает агентство Интерфакс-религия. Как сообщалось, на днях по поручению Генпрокуратуры России началась проверка этой картины на предмет наличия в ней экстремизма.

«Конечно, в этом вопросе должны разобраться правоохранительные органы, а если потребуется, то и суд», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в воскресенье протоиерей Всеволод Чаплин. Лично для него вопрос остается открытым — более того, священник не считает, что этот фильм является оскорблением почитаемого верующими образа Иисуса Христа.

«Не считаю я его и экстремистским», — добавил собеседник агентства. По его мнению, бесспорные примеры оскорбления священных символов — это рубка икон, клип и акция в храме небезызвестной панк-группы, изображение Христа в недавнем сюжете мультфильма «Южный Парк». Впрочем, как отметил отец Всеволод, многие верующие «обоснованно высказываются против того, чтобы этот фильм без критической оценки распространялся в общенациональном информационном и культурном пространстве — не случайно люди протестовали, когда его показывали в дни церковных праздников».

Признав, что этот фильм дает отличную от евангельской трактовку жизни и миссии Христа, отец Всеволод заметил, что различаются с евангельским посланием и такие трактовки личности Богочеловека, как «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Вебера, Иешуа в романе Михаила Булгакова и многие подобные.

«Христа в них пытаются изобразить обычным человеком, якобы способным заблуждаться и грешить, одобряющим человеческие пороки или безразлично к ним относящимся, то есть удобным для менталитета эгоистичного грешника эпохи потребления. Евангелие с этим менталитетом не совместимо, и это очень не нравится многим, кто хотел бы привить современному массовому сознанию иной образ Христа — политкорректный, толерантный, упакованный в обертку общества потребителей товаров и развлечений, бегущего от собственной совести и заглушающего ее», — сказал священник.

Но Христос, по его словам, не такой — «Он не только милостивый Отец, но и Судия, Который скажет о каждом из нас последнюю правду, Он непримирим ко греху, любя грешника по-настоящему и заботясь о том, чтобы он освободился от греха». Понимая это, христианин видит что между евангельским Христом и «Христом» современной массовой культуры «не только огромная дистанция, но и непреодолимое противоречие», сказал отец Всеволод.

Однако это противоречие, по его мнению, «не повод для запретов или бездумной агрессии, а повод для того, чтобы поспорить и еще раз сказать, ясно и ярко, о Христе Евангелия, повод свидетельствовать о своей вере». Спорить же можно со всеми — и с М.Булгаковым, и с М.Скорсезе, и с Тимом Райсом, автором либретто оперы «Иисус Христос — суперзвезда», считает представитель Церкви, «ведь когда люди рассуждают о Христе, появляется прекрасный повод сказать, кем Он был и кем Он не был и в чем разница между Христом и антихристом».

5 ноября 2012 г.
Источник: Православие и мир