image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

НЗ-Толкование на Евангелие от Матфея (на Молитву Господню)

Святоотеческие толкования на Евангелие от Матфея:

1. Авва Иустин
2. Бл. Иероним Стридонский (части: 1, 2, 3, 4)
3. Бл. Феофилакт Болгарский
4. Евфимий Зигабен
5. Прп. Варсонофий Великий (части: 1, 2, 3)
6. Прп. Ефрем Сирин
7. Прп. Иоанн Дамаскин
8. Прп. Исидор Пелусиот
9. Прп. Максим Исповедник
10.Св. Астерий Амасийский
11.Св. Афанасий Великий
12.Св. Григорий Богослов
13.Св. Григорий Двоеслов
14.Св. Григорий Нисский
15.Св. Григорий Палама
16.Св. Иоанн Златоуст
17.Св. Кирилл Александрийский
18.Св. Киприан Карфагенский
19.Св. Николай Сербский (части: 1, 2)
20.Св. Симеон Фессалоникийский

 

Толкование на Евангелие от Матфея (на Молитву Господню)

11. По окончании сего, ту молитву, которую Спаситель предал ученикам Своим, читаем, с чистою совестно нарицая Бога Отцем, и произнося: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились, и были в крайней против Его злобе, такое даровал забвение оскорблений, и причасти благодати, что и Отцем Его называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же Tе быть могут, которые носят образ небеснаго (1 Кор. 15, 49), и в которых Бог вселился и ходит (2 Кор. 6, 16).

12. Да святится имя Твое. Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но, поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: вами имя Мое всегда хулится во языцех (Ис. 52, 5; Рим. 2, 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

13. Да приидет Царствие Твое. Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет царствие Твое. Ибо кто слышал Павла говорящего: да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем (Рим. 6, 12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом, тот может сказать Богу: да приидет Цapcтвиe Твое.

14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божии, творят волю Божию, как Давид воспевая сказал: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь cиe в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!

15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб наш обший не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того чтобы сказать, на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афедроном исходит (Мф. 15, 17), но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь говорится вместо на всяк день, как и Павел сказал: дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 13).

16. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрещаем словом и мыслею, и делаем очень многое, достойное осуждения. И аще речем, яко гpеxa не имамы, лжем (1 Ин. 1, 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем ycловиe, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим, и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия трсбующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.

17. И не введи нас во искушение (Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: муж не искушен, не искусен есть (Сир. 34, 10; Рим. 1, 28)? и в другом: всяку радость имейте бpamиe моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2)? Но войти во искушение, не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь во искушениях, не погружаются в оных, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими: а которые не таковы, те вшедши погружаются, как например, Иуда, вшедши во искушенние сребролюбия, не переплыл, но погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел во искушение отвержения: но вшедши не погряз, а мужественно преплыв, от искушения свободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик Святых благодарит за избавление от искушения: искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозеп огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65, 10–12). Видишь ли их дерзновенно радующихся о том, что пришли, а не увязли? И извел еси ны, говоря, в покой. (Там же 12). Войти им в покой, значит освободиться от искушения.

18. Но избави нас от лукаваго. Если бы оное: не введи нас во искушение, то же значило, что совсем не быть искушаему, то не придал бы, но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты, аминь. Запечатлевая чрез аминь, что значит да будет все, что в Богоданной сей молитве содержится.