image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Почему я уранополит

Священник Даниил Сысоев. Где Родина у христианина, заботами о которой должно переполняться его сердце? Где то место, о котором православный может сказать: «вот теперь я, наконец, дома!»? Много приходилось слышать в последние годы рассуждений на эту тему.


Священник Даниил Сысоев

Уранополитизм – это (от греч. Uranos – небо, polis – город) учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане – странники и пришельцы, а их родина на небе.

Где Родина у христианина, заботами о которой должно переполняться его сердце? Где то место, о котором православный может сказать: «вот теперь я, наконец, дома!»? Много приходилось слышать в последние годы рассуждений на эту тему. Нам предлагали в качестве Родины и Россию, и СССР, и Америку «родину свободы». Нам предлагают во имя народа или государства согласиться с преступлением, или посвятить всю свою жизнь служению отечеству или нации. Нам предлагают считать высшим благом благосостояние той страны, где нам суждено родиться или где родились наши предки, и ради этого забыть суд, милость и веру. Нас упрекают, почему Церковь «не борется за права народа» или напротив, пишут, что «Церковь всегда служила России» (текст баннера одного подмосковного храма).

Но вместо всего этого я предлагаю нам, православным христианам, вернуться к старым и уже забытым многими словам Писания: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). Наша единственная и вечная Родина – это небо. Там живет наш Отец, там наши сограждане – святые, там Церковь найдет вечный покой после долгой войны с дьяволом. Там нет тления и смерти, а вечная радость. Туда мы сбегаем навсегда. Мы люди великого Исхода, ибо выходим мы от смерти к жизни, и от земли к небесам, воспевая песни Христовой победы. Над нами уже нет власти дьявола, ибо Крест освободил нас. Мы больше не рабы греха, ибо очищены Кровью Иисусовой. Нас искупил Христос из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царями на земле (Апок. 5, 9-10). И теперь, одетые царственностью Господа, мы можем судить о делах этого мира.

Мы не националисты, ибо во Христе и в Его Церкви уже нет наций. Мы бывшие русские и татары, евреи и американцы стали одним новым народом, народом Завета. Мы молимся и болеем сердцем за то, чтобы как можно больше людей одного с нами языка (ровно также как и людей иных народов – тут нет никакой разницы) ввести в небесный Дом. Но свои для нас только христиане вне зависимости от языка, гражданства, цвета кожи и страны проживания. Но и чужие для нас – это те, кто призван стать нашим. Ведь мы с жалостью смотрим на тех, кто гибнет в тенетах мира сего, и всеми способами пытаемся уговорить их взойти на единственный Корабль, уплывающий в небо – в Церковь Божию

Мы не являемся патриотами земли, ибо помним слова свт. Григория Богослова: «Земные же эти отечества и породы суть только забава нашей временной жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый украл или насилием, или собственным бедствием и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями… И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство» (Слово 33). Мы стремимся в Новый Иерусалим и только с его интересами соотносим свои поступки. Мы «горе имеем сердца», и для нас важно то, что мы сможем сохранить в небесных сокровищах.

Уранополиты – члены Тела Христова, превышающего родство по языку, единство по государственному гражданству, и потому интересы Всемирной Церкви для нас важнее всех остальных интересов. Только тому, кто стал истинным гражданином неба, уранополитом, доступна истинная свобода, о которой сказал Спаситель: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Мы уже не обязаны думать в унисон с этим тленным миром. Мы не должны считать, что общество, народ, государство важнее человека. Нет, когда все народы исчезнут, когда все царства Земли рухнут, когда погаснут все звезды – мы будем жить во плоти у себя на Родине. Государство для нас создано Богом, а не мы для государства. Народы — эти результаты проклятия Вавилона, исчезнут, но останутся все люди их составляющие, которых Отец наш небесный повелел нам любить как самих себя. И мы, бессмертные, можем не зависеть от мнения мира сего, ибо знаем что «мир прогнется под нас». Ведь наш Вечный Царь старше Вселенной.

Мы чтим власти, установленные Творцом и исполняем те законы, которые не противоречат Божьей воле, но никогда не будем воздавать им то служение, которое подобает одному Богу. Мы знаем Истину, и потому никогда не поклонимся лжи и не одобрим ее, а, напротив, по заповеди апостола будем ее обличать (Еф. 5, 11).

Только уранополиты могут исполнить заповедь Апостола Павла: «всегда радуйтесь!» (1 Фес. 5, 16) Ведь, если подумать, то, как может всегда радоваться христианин – националист, патриот, либерал и т.п. Короче «христианин и…». Идеология скажет ему: «как можешь ты радоваться о Боге, когда твой народ страдает? Отечество в опасности, а ты веселишься? Грубо нарушаются неотъемлемые права человека, а ты только и думаешь о каком-то радостном будущем?» Все это заставляет поникнуть голову христианина. И ведь, правда. Долго ли будет радоваться христианин-националист, когда его нация теряет свои исконные места обитания? Будет ли ликовать о Христе христианин-патриот, когда его Отечество в опасности? Где радость у христианина-либерала при постоянном нарушении его прав государством?

И единственный выход у него — стать уранополитом. Только тут та радость, о которой говорил Спаситель: «приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я… Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 14,3; 16, 22). И тогда все беды Земли для него станут чем-то неважным. Как сказал Златоуст, «если ты будешь в поездке в Персии, и тебе предложат купить дом, не сочтешь ли ты такого безумным, а ты поступаешь также, заботясь о земном и прилагая к этому сердце». Как сказал свт. Василия Великий, «меня не возможно сослать, ибо всякое место для меня чужбина, и на всяком месте Владычество Божие».

И тогда если твой народ страдает, то ты увидишь за этим справедливую руку Бога и поможешь людям одного с тобой языка найти Наказывающего и Милующего Судью. Но при этом ты будешь помнить, что есть только один народ, к которому ты принадлежишь по настоящему — народ Бога, люди, взятые в удел, избранные из тьмы в чудный Божий свет (1 Петр. 2,9). А о нем уранополит не беспокоится, зная, что из руки Бога Отца похитить нельзя. А гонения для народа странников естественны. Ведь как говорил св. Иустин Философ: «мы знаем, что христиане будут гонимы всегда, пока не вернется Христос и не освободит нас». Отечество уранополита всегда в безопасности, ибо кто может повредить Новому Иерусалиму? А то государство, в котором уранополит странствует, он будет защищать в той мере, в какой оно не враждует против Бога, по заповеди повиновения властям (Рим.13,1-6). Но сердца его государство не трогает, ибо все видимое временно, а невидимое вечно. Если уранополит поставлен от Бога быть властителем, то будет властвовать не для народа, а для Господа. И в результате и народу будет лучше. И молитва уранополита лучше помогает правителям, чем все крики патриотов. И о правах человека уранополит не боится, помня, что Верховный Судья рассудит всех на Земле. Но для того, чтобы угодить Господу, уранополит защитит слабого, пожалеет оскорбленного, нисповергнет злодейство и покарает обидчика. И не во имя чьих-то прав, а во имя Бога Справедливого. И главное, уранополит всегда радуется, ибо его беззакония покрыты и грехи прощены. Он радуется, ибо его корабль скоро покинет землю, чтобы уплыть в небо. Он ликует, ибо Царь небесный победил сатану, мир и смерть. Он ожидает конца Вселенной и молится о его приближении по заповеди Спасителя, потому что его сокровища в небе, дворец строится там же. Так его народ, так его друзья. И Христос — Жених наших душ вернется за нами, чтобы навсегда украсть нас из-под бремени смерти и ввести в Свое вечное Царство, где всех верных граждан неба, уранополитов, ожидает вечный венец и нетленный трон, который не свергнет ни один мятежник.

Так давайте все сбежим отсюда. Зачем нам цепляться за тление? Зачем прилеплять сердце к тому, что мы покинем навсегда? Зачем в сердце того, что не войдет в вечность? Бегите в небо, все причастные тайне Христа. Будьте гражданами небесного Иерусалима, все запечатанные Кровью Господней. Нас ждет Бог Отец, разве мы променяем Его объятия на обманчивый морок тьмы века сего и обольщения человеческих идеологий? Сама возможность попасть в небеса – это чистый дар, выросший из Крови Голгофы. Так давайте, не посрамим ее, а станем все гражданами неба, чтобы там царствовать вечно. Ведь как писал Златоуст, «Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом миpе и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас» (Толкование на послание к Евреям. 24.1).