image
священник Даниил Сысоев

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:3)

Выпускник физтеха, ставший миссионером

Иеромонах Амвросий (Ситало), выпускник факультета радиотехники и кибернетики МФТИ и Коломенской духовной семинарии. В интервью отец Амвросий рассказывает об учебе на физтехе и научной работе, приходе к вере и монашеству, миссионерском служении и жизни на Карибских островах.

О физтехе: «Работал в компьютерной фирме на компьютерах, чтобы моделировать компьютеры» — Отец Амвросий, чем Вы увлекались в период до поступления на физтех? До физтеха я учился в физико-математическом лицее-интернате в Белгороде. Помимо физики и математики, меня привлекал еще иностранный язык и компьютеры. В лицее у нас работали преподаватели из Белгородского Педагогического института. И один из них решал задачи ЗФТШ (заочная физико-техническая школа). Меня это заинтересовало, я начал учиться в ЗФТШ. Два года подряд пытался поступить на физтех, параллельно учился в Государственном Технологическом Университете. И на третий раз поступил в МФТИ без экзаменов, по результатам олимпиады. — На 3-ем курсе МФТИ Вы стали интересоваться Православием. Чем был вызван такой интерес? Это благодаря, конечно, студенческому православному обществу (СПО): Иоанну и Инне Шушкиным, Тимофею Хирьянову (преподаватель МФТИ). Наше общение послужило толчком к тому, чтобы я стал воцерковляться. Помню, у Тимофея на двери в общежитии было написано «сегодня День моего Рождения, если кто хочет меня поздравить, пусть сходит в храм на исповедь». (Смеется) — Студенту, который живет в общежитии, достаточно сложно найти уединенное место и время для молитвы…Вы сталкивались с такими трудностями? На последнем курсе мы жили вдвоем в «четверке», сосед часто отсутствовал, у меня была возможность больше проводить времени наедине с собой. Я повесил крест на стене. Тимофей мне подарил молитвослов православный. Я старался ходить в Преображенский храм. Там и проводил время, когда хотелось помолиться. — А как относились к Церкви и православной вере в Вашей семье? Родители не ходили в храм. Но вместе с племянником они покрестили меня, когда мне было 10 лет. Я помню, как после первого семестра физтеха приехал домой, у меня был нервный срыв, и мама читала «Отче наш», что не так часто можно было услышать. Моя мама первый раз исповедовалась, когда я учился на втором курсе семинарии. Умерла в тот же год. Отец умер год назад, но к концу жизни начал ходить в храм, причащался. За три дня до смерти я сам его причастил уже будучи в сане священника. Брат тоже не ходил в храм, он умер от рака три года назад, но и его священник перед смертью исповедовал и причастил. Несмотря на то, что мои близкие не были христианами в течение всей жизни, большинство из них оказалось под таким вот попечением Божьим.

— Вера — это дар от Бога. Наши интеллектуальные способности – это тоже Божий дар. У французского ученого Л. Пастера есть выражение: «чем больше знаю, тем больше верую». Как Вы считаете, такая формула применима к периоду воцерковления? Это известная проблема. Как соотносится количество знаний и количество веры? Есть два вида знания: мудрость от Бога и мудрость мирская. Апостол Павел говорит, что знание надмевает (1 Кор 8:1). Знание мирское надмевает. Оно наполняет сердце страстью гордости и лишает человека веры. «Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Не имея чистоты сердца, ты не увидишь Бога, не будешь знать Его, и соответственно не будешь иметь веры в Него. Второй вид знания – мудрость от Бога. Даже в древнем мире было представление, что разумные люди добрее, добродетельнее. Речь здесь идет о разумении Бога – это единственное настоящее знание и понимание, единственная настоящая мудрость. Знание, которое устремлено к Богопознанию, укрепляет веру. Апостол Павел также говорит, что мы верой познаём (Евр. 11:3). То есть сначала идет вера, доверие источнику, а за ним следует познание. Источники, которые нам навязывает мир, — это те лукавые духи, которые господствуют в воздухе. Но всякого человека, входящего в мир, просвещает Христос (Ин. 1:5). Таким образом, с младенчества интеллект человека будет формироваться под этим влиянием: божественного или дьявольского. Но через действенную веру наших близких в Таинстве Крещения мы рождаемся свыше. Вера первична, а познание вторично. Вера направляет интеллектуальный поиск. — Как проходила Ваша научная работа на физтехе? Вы сильно ей были увлечены? Да, мне было очень интересно, я занимался моделированием микропроцессоров. Как я обычно говорю: «работал в компьютерной фирме на компьютерах, чтобы моделировать компьютеры». Я также планировал преподавать на физтехе, но научный руководитель считал, что я должен все время отдавать работе. Параллельно шли и философские размышления. Сотрудники ходили курить на пятиминутках, а я читал молитвы. В какой-то момент мне стало ясно, что, если останусь на предприятии, то перспектив будет меньше. — В наше время, человеку свойственно, особенно в студенческие годы, глубоко задумываться о том, как лучше себя реализовать, как найти своё дело, призвание, раскрыть таланты. Как Вы считаете, насколько христианин может погружаться в эти стремления? Например, монашество может сочетаться с глубокими научными интересами? Конечно, этот мир материальных знаний очень обширный и интересный. Но у человека есть душа с духовным миром, который гораздо более многомерный, чем материальный. Мне, как человеку, хотелось посвятить себя пропорционально тому, что я есть: и телу, и душе. Поэтому я пошел учиться в семинарию. Когда я приехал на Карибские острова, Православием мало кто интересовался. Но у меня появилась возможность преподавать в академии программирования, и я стал совмещать христианское служение с тем, чем увлекался ранее на физтехе. Я решил, что нужно принести пользу людям своей специальностью. Если есть возможность, стоит найти то, что тебе интересно, чтобы оставаться собой и иметь свой вес в работе. — Чем было обосновано Ваше желание поступить в Коломенскую семинарию? Для меня было важным получить духовное образование. Конечно, меня привлекала монашеская жизнь, было желание полностью посвятить себя Богу. Но чтобы стать священником, я не осознавал себя достойным, мне просто хотелось учиться. В 2009 году выпуска с физтеха я попал на лекции к отцу Даниилу Сысоеву, в результате чего возникло желание миссионерства. Это впоследствии и подтолкнуло к окончательному решению идти в семинарию. О монашестве: «Когда есть горение, надо не угашать духа» — Вы могли бы назвать ступени осознания того факта, что монашество – это Ваш путь? Важно иметь призвание. Известно, что существует три причины, по которым христианин выбирает монашеский путь. Ввиду осознания своей греховность и глубокого покаяния; ввиду желания послужить Богу и приобрести больший венец в Царстве Небесном; и из любви ко Христу. Когда есть горение, надо не угашать духа. Ректор семинарии говорил, что у многих семинаристов на первых курсах появляется желание монашества, но через время это желание пропадает. Бывает, люди разочаровываются не только в монашестве, но и в вере. На последнем курсе, когда я подавал прошение стать монахом, ректор увидел моё сопутствующее желание быть миссионером, проповедовать, и ответил мне, что надо постригаться на месте служения. В дальнейшим священство послужило окончательным поводом к принятию монашеского пострига. — Одна монахиня, настоятельница монастыря, сказала мне такие слова: «отними у меня монастырь – у меня ничего не останется». Монашеская жизнь возможна вне монастыря? Конечно, надо искать монастырь, который тебе подходит. Одним из моих вариантов было остаться в Старо-Голутвином монастыре, где находится Коломенская семинария. Мне нравится Сергиевский скит рядом с Троице-Сергиевой Лаврой. Там я прожил год в период обучения в общецерковной аспирантуре. После второго курса я ездил на Валаам. В Америке был в Обители старца Ефрема Аризонского и в Свято-Троицкой Обители Джорданвилля, где меня постригали. Но на данный момент мой монастырь — это одна моя комната. А желание уйти в монастырь сохраняется и сейчас. Необходимо быть там, где ты нужен. Христос сказал, что Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить Самому, «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Возможно, у тебя есть свои собственные желания, есть свои предпочтения, но как христианин ты не можешь ими руководствоваться. Ты должен быть там, где необходимо твоё присутствие. Миссия на Карибских островах: «если хочешь видеть чудеса, иди в миссионеры» — Каждый христианин призван к проповеди евангелия. Однако не каждый отважится нести миссионерское послушание на далеких Карибские островах. Как Вы решились отправиться на Гренаду? После семинарии я поступил в общецерковную аспирантуру. Последний год обучения жил в Сергиевском скиту. В какой-то момент передо мной встал выбор: оставаться и принимать монашество в скиту или принести пользу через проповедь евангелия за рубежом. Я доверился духовнику миссионерского движения, в котором состою (отцу Георгию Максимову). Он мне посоветовал попробовать себя в миссии на Гренаде. Международная миссия Русской Православной Церкви мало развита. У меня был интерес, был опыт общения с миссионерами, поэтому я воспринял такое стечение обстоятельств и благословение духовника, как волю Божию. Конечно, бывает трудно, иногда хочется вернуться в Джорданвилль. Но вместе с тем, во всем виден промысел Божий. Несмотря на то, что люди, на которых надеешься, постоянно подводят, Господь помогает. Когда ты руководитель общины, то находясь в центре событий, ты видишь, как действует промысел Божий. Отец Даниил говорил: «если хочешь видеть чудеса, иди в миссионеры». Далее мое миссионерское начинание закрепилось первоиерархом Русской Зарубежной Православной Церкви митрополитом Иларионом. — С чего Вы начинали, когда приехали на Карибские острова? Какие стояли перед Вами задачи? Первыми на Карибских островах в качестве православных миссионеров побывали отец Георгий Максимов и миссионер Александр Люлька. Я приехал в 2017 году, 9 месяцев жил на Доминике, затем переехал на Гренаду. Так как там оказался православный преподаватель физиологии местного Свято-Георгиевского Университета, мне было где остановиться. Когда я приехал, на Гренаде уже были православные Антиохийского патриархата, также были несториане Сирийской Церкви Востока и марониты. Мы старались проводить лекции, проповедовать на улицах, ходили в секты. С православными сирийцами у нас завязалось общение. Впервые было проведено причастие. Гуманитарная деятельность, просмотры фильмов, поездки — это то, чем занимается любой мирянин-миссионер. Чтобы образовался приход, первым делом необходимо найти место для молитвы и общих собраний. Миссионер приглашает местных жителей, изучает с ними Священное Писание, проводит библейские беседы. В храме он может читать изобразительны и часы, петь богослужебные тексты, псалмы. Когда формируется приход, появляется необходимость освятить прихожанам квартиры, подготовить их к крещению, венчанию, исповеди. К приезду священника миссионер предоставляет программу эффективного выполнения всех необходимых действий. Вместе с профессором из университета Святого Георгия я выполнял все эти функции, в том числе нам помогали русские преподаватели и украинцы. — Когда сформировалась община, Вам уже было ясно, что Вы станете священником? Один прихожанин, с которым я часто встречался, проявил наибольшую активность, он видел во мне священника. Мы собирали общину и готовились подавать прошение на включение нашего прихода в епархию Восточно-Американскую и Нью-Йоркскую митрополита Илариона. Возникла идея также в это прошение вписать рассмотрение моего рукоположения для служения на приходе. — Владыка Иларион принимал решение о Вашем рукоположении? Я написал Владыке Илариону письмо с просьбой рассмотреть возможность моего рукоположения, но готов был и включиться в поиски нового священника для нашего прихода. Меня попросили приехать, я прошел Таинство Исповеди. Посоветовался с ректором Коломенской семинарии, с Владыкой. Он меня спросил, желаю ли я принять монашество. Я давно уже хотел стать монахом. Владыка сказал, что другого мы не найдем, и надо меня рукополагать. О буднях и не только — Сейчас Вы являетесь настоятелем прихода Св. Георгия. Как проходят Ваши дни на Гренаде? Какое у Вас расписание? Когда составляем расписание, в первую очередь планируем время Божественной Литургии. Далее по приоритету идут запланированные встречи и общение с людьми. Есть люди, которые приходят в произвольное время. Они у меня в приоритете. Если есть какое-то мероприятие в школе программирования, я прошу людей немного подождать. А потом мы с ними молимся, пьем чай, обсуждаем возникающие вопросы.

Далее идут звонки. Могу не ответить, если звонят во время сна, но открывать стараюсь всем. Иногда ночью приходят бродяги помолиться. Один из них, например, может в течение часа почитать у меня молитвы в храме и получить за это небольшое вознаграждение в размере 5-ти карибских долларов (Смеется). Мне же тоже надо, чтобы в храме читались богослужебные тексты. Таким образом друг другу помогаем. После сна и звонков идут ответы на сообщения в соц. сетях, в том числе людям с других островов. 20 часов в неделю стараюсь посвящать школе программирования и 4 часа подготовке к защите диссертации. — А что больше всего увлекает среди Ваших занятий? Больше всего сон увлекает. (Смеется) Конечно, тяжело, что нет человека, у которого можно брать благословения на послушания (как это происходит в монастыре). Но я по интернету связываюсь со священниками, пишу миссионерский дневник, у меня есть определенное молитвенное правило, которого я стараюсь придерживаться. — Когда читаешь Ваши дневники о миссии на Гренаде, понимаешь, что для проповеди необходимо большое количество знаний о культуре тех людей, с которыми Вам приходится находить общий язык. Да, это непрерывный процесс – узнавание культуры. Вот Вы, например, знаете русскую культуру в полной мере? Достаточно для общения с любым человеком? У каждого народа есть свой Ангел-Хранитель, который ведет его ко спасению. Необходимо сотрудничать с ним, если ты проповедуешь людям. Тогда ты будешь воплощать их культуру. — Что необходимо, чтобы быть хорошим миссионером? Нужно знать Священное Писание. Здесь люди любят Библию, по крайней мере держать в руках (Смеется). Нужно понимать святоотеческое толкование. Уметь объяснить, почему твое понимание Библии точнее и правильнее, чем понимание представителей других конфессий. Слава Богу, здесь люди не являются атеистами. Здесь люди стесняются своего неверия. Местное население более верующее, чем в России, и это вдохновляет. Люди стараются посещать Церкви. На Доминике, например, вообще в воскресный день невозможно встретить работающих людей. Все закрыто, негде купить еды.

— Что сейчас у Вас на повестке дня? На сегодняшний день я работаю над тем, чтобы получить постоянное проживание на Гренаде. Должна быть возможность работать, поддерживать финансово и приход, и самого себя. Кроме того, конечно, ждем открытия для въезда на Тринидад, чтобы крестить оглашенных. Хотелось бы подготовить к священству тех, кто этого желает. Способствовать, чтобы с Ямайки поступали в семинарию Джорданвилля. Есть группа «Jamaican Orthodox Mission» в «facebook», они давно хотят, чтобы руководитель стал священником. На островах есть ещё несколько священников. Задача организовать с ними взаимосвязь. — Что бы Вы пожелали физтехам? Чтобы православная вера направляла интеллектуальный поиск и деятельность, чтобы целостное мировоззрение сформировалось благодаря вере. Тогда не будет никакого конфликта веры и дел, веры и науки. Почему конфликт возникает? Потому что научная деятельность направляется какими-то идеологически неправославными или атеистическими представлениями – якобы она не может направляться другими. Приведу пример. Я пишу диссертацию по протестантизму. Я, как православный человек, могу понимать их систему аргументации, логику, могу её воспроизвести, но я в это не верю. Я могу провести сравнительный анализ протестантизма и Православия: в чём протестантство приближается, а в чём отдаляется от истины, в которую я верю. И это будет результатом моих исследований. Если даже исследование того, что противно твоей вере, можно проводить таким образом, то тем более исследование в области точных наук. Любое научное исследование должно руководствоваться методологическим натурализмом – то есть оно не предполагает религиозную тематику, не пересекается с ней и не противоречит ей. А значит, может прекрасно дополнять то мировоззрение, которое формирует Православная вера. 2021 год

Источник: vk.com/@orthodoxy.mipt-ieromonah-amvrosii-sitalo-vypusknik-fizteha-stavshii-mission